Выявление исходного уровня развития словообразования детей старшего дошкольного возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования использовали следующие формулы [24]: ) на основе побалльной оценки, коэффициент выполнения заданий вычисляется по формуле К=(х: у), где х - сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у - максимальное количество баллов при выполнении данных заданий. ) на основе подсчёта правильно выполненных заданий в группе определяется уровень успешности (%) по формуле: У=(N1 100):N, где N1-количество правильно выполненных заданий, N- общее количество заданий. Таким образом, полученные результаты позволят определить уровень сформированности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием. Контрольная группа (КГ): . Артем С. 2. Даша Л. . Елизавета М. . Женя Т. . Илона Р. . Саша К. . Саша Б. . София Н. . Ксения К. . Игорь А. . Артур Б. . Лев М. . Игорь С. . Женя Б. . Юля А. У детей контрольной группы (в отличие от их сверстников экспериментальной группы), речевое развитие соответствует норме. Сформирована фразовая, монологическая и диалогическая речь. Дошкольники обладают богатым словарем, соответствующим нормальному речевому развитию. У них хорошо развито словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, уравновешены процессы торможения и возбуждения. Внимание устойчиво, наблюдается высокая работоспособность. Дети с желанием шли на контакт. Экспериментальная группа (ЭГ): . Саша Ф. 2. Сергей Е. . Анаит М. . Кристина П. . Женя Г. . Эльвина Т. . Марина Д. . Миша Г. . Артем А. . Игорь Я. . Аня Е. . Юля М. . Сергей Д. . Наташа З.
. Ксения Л. Анализ анамнестических данных детей с ОНР экспериментальной группы отличается разнообразием. Появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет. Также на развитие речи повлияли различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития (токсикозы наблюдались практически у всех матерей), ППЦНС, ВУИ (в одном случае),асфиксия новорожденных (у 3 детей), недоношенность, привлекшие к органическому поражению головного мозга, тяжело протекающие детские болезни (1 ребёнок болел менингитом), все дети часто болели соматическими заболеваниями. У детей с ОНР отмечается замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. У детей нарушена как произвольная, так и непроизвольная память. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Нарушена концентрация внимания, ограниченный объем внимания, наблюдаются «персеверации» внимания, выражающиеся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой. В ходе наблюдения за детьми были отмечены отклонения в эмоционально-волевой сфере. Результаты констатирующего эксперимента приведены ниже в таблицах № 1 и №2.
Таблица № 1. Результаты уровня сформированности словообразования у детей в КГ
Таблица № 2. Результаты уровня сформированности словообразования у детей в ЭГ
Таблица № 3. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 1 в КГ и ЭК
Таблица № 4. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 2 в КГ и ЭК
Таблица № 5. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 3 в КГ и ЭК
Таблица № 6. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 4 в КГ и ЭК
Таблица № 7. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 4 в КГ и ЭК
Таблица № 8. Количество правильных ответов при выполнении всех заданий (%).
заключение
Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о наличии различных особенностей детского словообразования в разные периоды дошкольного детства. Теоретической и методологической основой является выдвинутое Л.С. Выготским, положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, учение Р.Е. Левиной о четырех уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, исследования А.Н. Гвоздева и сотрудниками института коррекционной педагогики, результаты которых подтверждают гипотезу о том, что на протекание интеллектуальных процессов и на их развитие у детей с ОНР отрицательно влияют слабая работоспособность и нарушение предметно-практической деятельности, а также недостаточное развитие непосредственно познавательной деятельности.
Поскольку дети с нарушениями речи овладевают системой языка медленно и своеобразно, то важной задачей является выявление особенностей словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Проведённый анализ по проблеме формирования навыков словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня позволяет утверждать, что овладение словообразованием у них находится на низком для этого возраста уровне. Дети хорошо понимают и образуют только те слова, которые часто встречаются в речевой практике. Типология словообразовательных ошибок указывает на трудности, возникающие у дошкольников с ОНР как на этапе восприятия речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы. Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление не только лексической системы языка, но всего словообразовательного уровня языковой способности и речевого развития в целом. Низкая степень овладения семантикой производных слов, а также способами и средствами их образования позволяет сделать вывод о том, что отставание касается не только развития устной речи дошкольников с ОНР, её лексической стороны, но и в будущем усвоения школьной программы, овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками. В связи с выявленными особенностями формирования процессов словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня важным и значимым является своевременная организация коррекционно-логопедической работы. Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод, что овладение словообразованием дошкольниками с ОНР находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в словообразовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2004. . Вершинина О.М. «Особенности словообразования у детей с ОНР 3 уровня». Логопед. Научно-методический журнал 2004, №1 с.34 . Виноградов В.В. Современный русский язык. - М., «Русский язык», 2001. - 36 -41. . Гайко С.Н. «Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи» Дошкольная педагогика №1(28) /Январь Февраль/ 2006 Петербургский научно-практический журнал. С.33-35.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС». . Денисова О.А., Захарова Т.В., Кобрина А.М. и др. Пособие для самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие. СПб.: 2005. 232с. . Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994. . Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: «Союз», 1999. . Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с. . Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480с. . Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. . Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: В.Секачев, 2005. . Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256с. .Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2005 - 144с.- (Коррекционная педагогика) .Туманова Т.В. «Овладение семантикой производных слов младшими школьниками с недоразвитием речи». Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал №1 2005, с.21. «СОЮЗ», 2005 .Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005г. 144стр.
.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 56 с. .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 224с. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников». Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал №1 2004, с.5. «СОЮЗ» 2004. .Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999. .Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240с. .Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. - М. 1999 .Лурии А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Холиской Ростов-на-Дону, Феликс, 1998 .Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. -СПб: «Детство-Пресс», 2004 .Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты словообразования. . Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи //Психолингвистика и современная логопедия /Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.,1997. . Шаховская С. Н., Худенко Е. Д. логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992. . Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965. . Кулеша. Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 1989 . Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование грамматического строя). - Спб., 2001. . Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. . Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983. . Логопедия // Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М., ВЛАДОС, 1998. . Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., Аквариум, 1995. . Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973. . Ляско Е. Развитие речи малыша. - М., Айрис-Пресс, 2003. . Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. -М., 1982г. . Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., Просвещение, 1991. . Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академиа, 1998. . Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 1978. . Немов Р.С. Психология в трех книгах. Кн. 2. Психология образования. -М., Просвещение, 1995. С. 160-161 . Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, «Гринго», 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|