Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия построения э-государства




«Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации – сказано в Стратегии – является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.». Эта цель достигается путем создания и целенаправленного функционирования Э- правительства. Его направления деятельности определены ФЦП «Электронная Россия». Опыт реализации этой программы позволяет проследить связь различных блоков и установить состояние правового регулирования отношений, через которые реализуется деятельность всех структур и блоков Э-правительства как самостоятельного кластера в структуре экономики и управления в области инновационных процессов на основе формирования информационного общества.

Еще раз напомним, что Э-правительство представляет собой совокупность (желательно систему) органов и организаций, непосредственно ориентированных на формирование условий, обеспечивающих формирование информационного общества, создание таких параметров Российского государства, при которых это государство может рассматриваться как информационное общество.

Из каких реальных материальных и организационных параметров складывается инфраструкура Э-правительства? На первом плане находятся, по крайней мере, четыре платформы. Они включают такие производственные, экономические и организационные структуры, которые образуют новый кластер российской экономики – ИКТ. В рамках этого кластера решаются комплексы задач, которые требуют соответствующего управления, координации и правового регулирования. Предлагается учесть следующие четыре платформы:

§ Развития производства, адаптации ИТ и технологий коммуникаций (связи);

§ Включение потенциала ИКТ в Рынок – внутренний и внешний;

§ Использование потенциала ИКТ для создания сетевого и системно организованного информационного взаимодействия всех видов структур гражданского общества (информационного пространства государства, страны);

§ Превращение ИКТ в реальный источник инноваций во всех сферах жизни общества и человека.

Предложение такой структуризации сферы деятельности всех компонентов Э-правительства позволяет выявить специфику каждого направления, подойти к мониторингу по каждому из них, оценить вклад каждого в общий процесс информатизации и обнаружить слабые звенья.

Однако, перечисленные платформы развития Э-правительства для реализации работы своих направлений, а также для обеспечения их связи и системного взаимодействия нуждаются еще в одной платформе, которая их организационно объединяет. Это пятая платформа, и она именуется как платформа правовая. Без правового регулирования деятельности любой структуры в экономической, социальной, управленческой сферах и т.д. нельзя ожидать позитивных результатов. Таким образом, инфраструктура Э-правительства на любом уровне интегрируется и организуется на основе действующего законодательства, в первую очередь.

Роль правовой платформы Э-правительства в процессе построения информационного общества, т.е. электронного государства

Правовая платформа- это совокупность идеологий, концепций, доктрин, стратегий, планов, программ и правовых норм по их реализации от имени государственной власти. Когда такая совокупность документов реализуется в процессе деятельности конкретных субъектов в структуре Э- правительства мы говорим о правовом обеспечении этой деятельности. Стержнем правовой платформы является действующее законодательство.

Состояние информационного законодательства в России неоднократно подвергалось анализу и критике. Несмотря на сложности его развития к настоящему времени оно оформлено как информационное законодательство, и включено в структуру отраслей системы права Российской Федерации4.

Информационное право рассматривает Э-правительство как один из важнейших институтов формирования информационного общества.

Если взять за основу перечисленные четыре платформы формирования инфраструктуры информационного общества, то рациональность такой структуризации всех форм реализации деятельности Э-правительства просматривается в том, что этот подход позволяет структурировать и конкретизировать правовые средства регулирования отношений с учетом специфики каждой платформы.

Так платформа №1 объединяет все формы деятельности в области производства информационных и коммуникационных технологий и приблизить правовое регулирование деятельности структур в этой области к реальной ситуации. Имеем в виду, например. ранжирование ИТ в соответствии с областями их применения, степенью обеспечения защиты, создания преимуществ в области налогообложения с учетом массовости потребностей в тех или иных ИТ или их адаптации к определенным сферам применения. Правового внимания требуют и процессы конкуренции добросовестной и формы монополизации производства. Прошли те времена, когда считали, что программный продукт может и не учитывать интересы и специфику потребителя. Индивидуализация программного обеспечения занимает одно из важных направлений формирования отечественного производства ИТ.

Платформа №2. Охватывает отношения, связанные с формированием и действием рынка ИТ продукции, включая как софт, так и хард компьютерной, телефонной и иной продукции, а также рынка услуг в информационной сфере. Если во многих направлениях потребительской сферы все большее значение приобретает заказ, а не диктат производителя, ориентированного только на получение наибольшей прибыли, то эта проблема в области информационной продукции имеет первостепенное значение. Не вкус производителя, а запрос пользователя, его интерес все более должен занимать место на рынке и ИТ и Информационной продукции. Например, щироко обсуждается вопрос обеспечения воспитания детей и юношества, которым принадлежит будущее. И кормить их устаревшим продуктом мысли, развлечений и учебных средств становится преступным. Общество должно влиять на формирование рынка не по показателям прибыли производителя, а в большей мере по полученным результатам. Здесь нужны новые правовые механизмы согласования интересов производителя и потребителя. Дело совсем не в пресловутой цензуре. Показательно свидетельство публикации в «Известиях» о том, что «Если в Х1Х веке и первой половине ХХ века цензурой занималось там (в СЩА), как правило государство…., то сейчас эту функцию возложила на себя бдительная толпа». То есть констатируется неуправляемость процесса распространения и печатной и виртуальной продукции5. Если запрещено распространять Приключения Гекльберрифина, то с полоек не снимается «Энциклопедия серийных убийц от А до Я». Немало проблем с электронными СМИ, с блогами и другими формами свободного распространения информации без учета критериев ее полезности и вредности для формирования личности.

Платформа №3 интегрирует первые две- и производство и рынок. Первое еще далеко от совершенства с точки зрения и технологии, несмотря на рейтинги России в развитии нанотехнологий, и с точки зрения контента, которому внимания уделяется мало. Ожидания инновационных результатов на основе ИКТ нуждается в большем внимании к учету развитости различных секторов гражданского общества. И, если крупный бизнес может обеспечить свои корпоративные интересы и в области информатизации, то проблема потребностей малого и среднего бизнеса, населения при неравенстве развития регионов свидетельствует о необходимости управляемости процессов информатизации с учетом лозунга «Информация для всех». И, естественно, информация будет полезной при условии ее социальности, креативности, достоверности, доступности, своевременности. Только при таких условиях можно говорить об инновационном значении использования потенциала ИКТ.

Наиболее важным участком инноваций на основе ИТ и ИР является деятельность Органов государственного управления и органов местного самоуправления. К настоящему времени сформировались флагманы в этом процессе. Нижний Новгород, Калининградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, ряд других субъектов Российской Федерации серьезно ставят вопрос об информационном взаимодействии органов публичной власти с бизнесом, общественными организациями, населением. На пути законодательного оформления этой проблемы стоят неодолимые препоны. Основное препятствие кроется в сути и ходе административной реформы. Информационные процессы, оторванные от идей и радикальности административной реформы- координации деятельности всех органов власти по вертикали и горизонтали системы- результатов не дадут ни в администрации, ни в информатизации, даже если будет принят закон об информационном электронном обмене. Проблемы «одного окна» без информационного взаимодействия субъектов публичной власти, связанных одной или смежной целью, дело безнадежное. Еще одно условие касается организации систематического повышения квалификации служащих госаппарата и местного самоуправления в области владения компьютерной техникой и целевым использованием информации.

«Электронный гражданин» – гражданин, способный владеть компьютерной техникой и, главное, умеющий поставить вопрос перед источником информации, сам производящий полезную информацию – входит в орбиту Электронного правительства. А это основа приближения к информационному обществу. В этом отношении колоссальная работа проводится структурами Общественной палаты при взаимодействии с региональными органами власти и различными структурами гражданского общества. Большие ожидания возлагаются на организованную работу контрольно-счетных структур государственных и общественных. Должны слаженно работать парламентский, бюджетный (Счетная палата), налоговый, судебный, экологический, санитарно-эпидемиологический и иные формы контроля при их координации, упрощении процедур и обеспечении обратной связи. Все это требует управленческого и нормативно-правового внимания.

Платформа №4. интегрирует полученные результаты по уже продвинутым участкам информационного пространства, которое одновременно является и образцово управляемым. Каждый конкретный успех должен быть достоянием общественности. Гласно и грамотно представлен ей в целях его продвижения в отстающих регионах или отраслях. Стоит подумать о выборе критерия в этой области для ее развития. Конкуренция, партнерство, соревнование, содружество, сотрудничество – известные формы взаимодействия. Пока и в этой области подспудно или открыто прививается идея конкуренции, места в рейтинге прибыли любыми средствами.

Стратегия развития информационного общества впервые представила контрольные значения для показателей развития информационного общества. Это показатели и для Э-правительства. Именно эти участки в первую очередь подлежат вниманию структур, которые обеспечивают информатизацию. Необходим анализ реестров и классификаторов продукции ИКТ, электронных услуг, нормативов, стандартов, регламентов их предоставления и сопоставление их наборов с реальными потребностями населения и организаций.

Все четыре платформы самым тесным образом связаны с пятой – с действующим законодательством и его соблюдением. Реализация функций каждой из названных платформ связана с другими и, прежде всего, с пятой- интегрирующей нормативную правовую базу – законодательство, действующее в сфере ведения Э-правительства. В процессе согласованного функционирования всей системы электронного правительства получаем более удовлетворительный результат, чем имеем сегодня. Поведение и деятельность структур, ориентированных на определенные задачи могут более тщательно отслеживать рациональность, эффективность нормативной базы и ставить новые задачи в этой области более обоснованно. Правовая культура – важнейшее условие развития информационного общества.

Связи всех платформ, обеспечивающих реализацию функций Э-правительства, мы попытались представить графически. Надо понимать, что это лишь схема, которая требует тщательного анализа состояния правового обеспечения по каждому из направлений деятельности Э-правительства – всей совокупности органов и организаций задействованных в процессе информатизации страны.

Связь платформ, обеспечивающих формирование и действие инфраструктуры Э-правительства для развития информационного общества

В итоге следует сказать и о состоянии самой законотворческой области- деятельности по производству (принятию) нормативных правовых актов, регулирующих работу Э-правительственных структур, деятельность органов государственной власти. Это же касается и ответственного регулирования проведения административной реформы и в целом за состояние государственного и местного управления, органов, регулирующих связь с народом – гражданами страны как активных участников всего, что происходит в стране и мире.

В свое время императрица Екатерина П в разговоре с Дидро, торопившем ее принимать прогрессивные нормы для России, не отставать от Европы, говорила – я кожей чувствую, что необходимо моему народу. Сегодня пресса, устами участников клуба телевизионных критиков говорит: «Мир неудержимо начинает меняться, в стране происходят большие события, граждане кожей чувствуют - нас ждет что-то глобальное, смысла чего мы пока не понимаем»6. Не только ждет, но уже происходит. И задача законодателя идти в ногу с этими процессами.

Д.В. Медведев в беседе с участниками клуба «Валдай» этому вопросу уделил весьма серьезное внимание. Из контекста его речи по этому вопросу следует, что система права у нас есть. Однако она развивается при наличии правового нигилизма. Этот нигилизм проявляется в нашем сознании и действиях структур, ответственных за установление и обеспечение порядка и систем в процессе решения задач общества в целом. Этот же тезис получил отражение и в ноябрьском Послании 2008г. Президента России. Задача искоренения правового нигилизма касается законодательства, практики инноваций на основе ИКТ и правосознания в области информатизации общества.

Проявлением нигилизма в данном случае можно считать и такую ситуацию, при которой правовое регулирование информатизации рассматривается в наибольшей степени задачей Министерства связи и массовых коммуникаций. Не прослеживается активности предложений по развитию административного законодательства относительно классификации функций и классификации государственных услуг на основе привлечения потенциала ИКТ (а таковые должны быть в системе общероссийских классификаторов). Положения об органах власти и регламенты в редких случаях рассматривают информацию в качестве ресурса и область документирования и работы с документом сводят к области работы канцелярий (офисов). Планы правового регулирования решения важных государственных задач также редко упоминают роль Минсвязи России в качестве ответственных исполнителей. В итоге получается параллельное развитие информационных проблем и административной реформы.

Учитывая, что данная публикация носит в основном методологический характер, не останавливаемся на перечне первоочередных задач в области восполнения пробелов в законодательстве Российской Федерации. Существует множество публикаций на эту тему, и большинство из них ориентировано на решение задач локального свойства. Например, до сих пор законодатель склонен загнать проблему права на информацию во всем ее объеме, определяемом ст. 29 Конституции РФ в «жилетку» доступа к информации. Еще предстоит осуществить более глубокий анализ действующего информационного законодательства федерального и регионального, оценить его значимость с точки зрения получения реальных результатов в области развития информационного общества и на этой основе разрабатывать планы укрепления правовой платформы как Э-правительства, так и Э-государства. В этом аспекте представляется рациональным обсудить вопрос о разработке инновационного кодекса развития информационного общества, озвученного от имени Комитета по информационной политике Государственной Думы на одной из последних конференций.

1 Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики. М. Юрайт. 2009.

2 Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации а области развития информационного общества. М. 2007., с. 215.

3 См, например, Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации». М. ЭКО- ТРЕНДЗ. 2004.

4 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. О состоянии законодательства в Российской Федерации. М. 2007. с. 70-72.

5 Воскобойников Д. Похождения Красной шапочки. Известия 6.10. 2008г.

6 Сезон сурка. «Время». 6 октября 2008.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...