V. Классическая арабо-язычная философия.
? Арабо-мусульманская философия получила развитие на: ! основе ислама, как новой монеистической религии; ! базе высокоразвитой науки; ! основе достижений народов объединенных в халифат; !+ все указанное. ? Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок: !+ хариджитов; !+ кадаритов; !+ джабаритов; ! ашаритов; ! все указанное. ? В каламе рассматривались следующие основные вопросы: ! соотношение природы и духа; ! взаимоотношения общества и личности; !+ атрибуты Бога; !+ божественное предопределение и свобода воли; ! все указанное. ? Религиозно-правовые школы ислама: !+ маликиты; !+ ханбалиты; !+ шафииты; ! суниты; ! суфии. ? Период наивысшего расцвета мусульманской цивилизации: ! VI – VIII вв.; !+ IХ – ХII вв.; ! ХIII – ХV вв.; ! III – VI вв.; ! XV – XVIII вв. ? Ислам является: ! политеистической религией; !+ монотеистической религией; ! национальной религией; ! аврааматической религией; !+ мировой религией. ? Ислам возник: !+ позже других мировых религий; ! раньше иудаизма и христианства; ! одновременно с христианством; !+ в VII в.; ! позже буддизма. ? Главные деятели мусульманской реформации: !+ Аль-Афгани; ! Аль Ашари; ! Ибн Сина; !+ Мухаммед Икбал; ! Аль Газали. ? Существуют разновидности суфизма: !+ дервишизм; !+ факиризм; !+ марабутизм; ! ханбализм; ! шафинизм. ? Основные труды аль-Газали: !+ Воскрешение наук о вере; !+ Опровержение философов; !+ Геммы мудрости; ! Канон врачебной науки; ! все указанные. ? Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы? ! антропоцентризм; !+ теоцентризм; !+ креационизм;
! гуманизм; ! пантеизм. ? Что общего между Аристотелем и Ибн Рушдом в понимании материи и формы: !+ материя – условие бытия вещей, а форма - сущность; ! материя и форма не имеют отношение к бытию вещей; !+ форма – условие бытия сущности; ! материя – сущность вещей, а форма – условие; ! все указанное. ? Ибн Халдун полагает, что государство переживает ряд стадий в процессе своего существования (не верный вариант): ! консолидацию, когда устанавливается монархическая власть, опирающуюся на поддержку народа; ! тиранию, когда монарх монополизирует власть; ! злоупотребление привилегиями со стороны власть имущих; !+ анархии, когда в государстве царит беспорядок; ! попытки умиротворения народного недовольства. ? Автором труда «Воскрешение наук о вере» является: ! Ибн-Араби; !+ Ал-Газали; ! Ибн Сина; ! Ибн Рошд; ! Аль-Фараби. ? На арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал: ! ал-Газали; ! Ибн-Сина; ! ал-Фараби; ! ал-Кинди; !+ Аристотелю. ? Что понимается под мусульманской схоластикой: ! суфизм; ! мутазилизм; ! суннизм; ! шиизм; !+ калам. ? Учение античной медицины о 4 соках получило интерпретацию арабо-мусульманских врачей в форме: ! эманационной теории; ! мистицизма; !+ теории мизаджей; ! двойственной истины; ! учения о предопределении медицины. ? Автором «Канона медицины» является: ! Ар-Рази; ! Ибн-Рушд; !+ Ибн-Сина; ! Гален; ! Парацельс. ? Одна из самых строгих и жестких правовых школ в исламе: ! кадариты; ! джабариты; ! хариджиты; ! исмаилиты; !+ ханбалиты. ? Письменная культура и книжные знания в Арабском халифате были достоянием: ! только правителей; ! только арабов; ! исключительно религиозных деятелей; ! особой ……..жрецов; !+ значительной части городского населения. ? Гносеология мутазализма характеризуется: !+ превосходством разума над верой; ! превосходством веры над разумом; ! приоритетов чувств над разумом;
! признанием одинаковой значимости веры и разума; !+ отрицанием таклида. ? Основоположником восточного перипатетизма является: ! Ибн Сина; ! Ибн Рушд; !+ Ал-Фараби; ! Ал-Газали; ! Ал-Ашари. ? Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель суфийского братства маулавийа: ! Джами; !+ Руми; ! Хайям; ! Хафиз; ! Саади. ? В доисламской Аравии людей отвергавших поклонение племенным идолам, веривших в единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям называли: ! суфиями; ! хариджитами; !+ ханифами; ! зиндиками. ? Ибн Халдун определил основную ориентацию своих социологических построений как: ! социальную механику; !+ социальную физику; ! социальную биологию; ! социальное естествознание. ? Вопросы, по которым ашариты заняли антимутазилистскую позицию: ! признание значения рационального знания; !+ возможно ли рациональное познание Бога, независимое от откровения; !+ возможно ли знание добра и зла, предшествующее откровению; ! по всем указанным. ? Ал-Газали подверг критическому рассмотрению положения: ! мусульманской теологии; ! суфизма; ! исмаилизма; ! фальсафа; !+ все указанное. ? Ибн Сина рассматривает следующие виды доказательств: !+ силлогизм; !+ индукцию; ! детерминизм; !+ аналогию; ! все указанные. ? Ибн Рушд делит людей в соответствии с их познавательными способностями на: !+ толпу; !+ теологов; !+ философов; ! книжников; ! комментаторов. ? Виднейшие собиратели преданий о пророке Мухаммеде: !+ Ал-Бухари; ! Ал-Хорезми; ! Ибн Араби; ! Аль-Газали; !+ Аль-Муслими. ? Исламский мистицизм обозначается термином: ! шиизм; ! суннизм; ! ашаризм; !+ суфизм. ? По пути духовного совершенствования суфий проходит различные стадии, в том числе: ! макамат; ! карамат; !+ тарикат; !+ хакикат. ? Как называется в исламе наместник Бога на земле: !+ халиф; ! ханиф; ! правитель; ! пророк; ! ангел. ? В решении вопросов специфичных для калама ашариты придерживались (ошибочный вариант): ! компромиссного варианта; ! умеренных позиций; !+ таких же позиций, что и кадариты; !+ радикальных позиций; !+ таких же позиций, что и мутазалиты. ? Положения, характеризующие учение мутазилитов: !+ Бог всемогущ: но только относительно добра и справедливости;
! всемогущество Бога ничем не ограниченно; ! зло и несправедливость существуют по воле Бога; ! зло и несправедливость не подвластно Богу; !+ если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки. ? Мутазилиты были представителями первой крупной школы в: ! суфизме; !+ каламе; ! суннизме; ! ашаризме; ! шиизме. ? Мутазилиты утверждали: !+ человек волен совершать как добрые, так и дурные поступки; ! поведение человек полностью предопределено Богом; ! поведение человека определяется его божественным положением; ! поведение человека определяется окружающей средой; !+ Бог всемогущ, но только относительно добра и справедливости. ? Какие из атрибутов Бога мутазилиты признают субстанциональными: !+ жизнь; ! воля; !+ могущество; ! зрение; ! слух. ? Слепое следование религиозным авторитетам это: ! догматизм; !+ таклид; ! креационизм; ! фатализм. ? Основной школой калама после Х в. становится: ! исмаилизм; ! перипатетизм; ! хариджизм; !+ ашаризм; ! мутазилизм. ? Античные традиции философствования нашли наибольшее воплощение в: ! ашаризме; ! мутазилизме; !+ машаизме; !+ восточном перипатетизме; ! суфизме. ? Почти все исследователи рассматривают его философию как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока: ! Ал-Фараби; ! Ал-Газали; ! Ал-Кинди; ! Ибн Сина; !+ Ибн Рушд. ? Понятие Единства Бытия (вахдат ал-вуджуд) было введено: !+ Ибн Араби; ! Ал-Фараби; ! Ал-Газали; ! Ибн Рошд; ! Ибн Сина. ? Спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, во многом основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам: !+ калам; ! тарикат; ! теология; ! сунна; ! таклид. ? Основная проблема, которая оказалась в центре дискуссий между кадаритами и джабаритами – это: ! проблема происхождения мироздания; !+ соотношение свободы воли и предопределения; ! вопрос об оптимальной форме государственного устройства; ! соотношение веры и разума; ! все указанные. ? Учение кадаритов было развито: !+ мутазилитами; ! хариджитами;
! исмаилитами; ! джабаритами; ! исмаилитами и хариджитами. ? Ал-Фараби первым попытался концептуально решить вопрос о: !+ соотношении философии и религии; ! о божественном предопределении; ! соотношении разума и чувств; ! причинах социальной несправедливости; ! все указанные вопросы. ? Слава искусного врача пришла к нему в 17 лет, когда он вылечил Эмира Бухары. Это: ! Ар-Рази; !+ Ибн Сина; ! Ибн Аттар; ! Захрави; ! Ибн Рушд. ? Ал-Фараби утверждал, что в реальной жизни достижимо: ! всеобщее равенство; ! действительное счастье; !+ воображаемое счастье; ! социальная гармония; ! все указанное. ? Его называли «философом бытия»: ! ал-Фараби; !+ Ибн Сина; ! ал-Кинди; ! ал-Газали; ! Ибн Рошд. ? Мыслитель, который представлял мистико-аскетическое направление в философии и выступил с критикой Аристотеля и его арабских последователей: ! ал-Кинди; ! ал-Фараби; ! Ибн Рушд; ! ал-Хорезми; !+ ал-Газали. ? Представители восточного перипатетизма (укажите неправильные ответы): !+ ал-Ашари; ! ал-Кинди; ! ал-Фараби; ! Ибн-Сина; !+ Руми. ? Представитель восточного аристотелизма, который рассматривал вопрос о соотношении Бога и природы как соотношение двух родов бытия – необходимо сущего и возможно сущего: ! Ибн Рушд; ! Ибн Халдун; ! Ибн Сина; ! Ибн Туфейль; !+ Ал-Фараби. ? Универсалии, согласно Ибн-Сине: !+ существуют до вещей; !+ существуют в вещах; !+ существуют после вещей; ! существует в природе; ! не существуют вообще. ? Мир, согласно Ибн-Сине: ! сотворен Богом; ! развивается по своим собственным законам; ! существует сам по себе; ! порождение абсолютной идеи; !+ является эманацией Бога. ?«Философия – это спутница и молочная сестра религии», - это утверждение принадлежит: ! Ал-Кинди; ! Ибн Халдун; ! Ал-Фараби; ! Ибн-Сина; !+ Ибн Рушду. ? Степень счастья в посюсторонней жизни, согласно Ибн Рушду, зависит от приобретенного человеком: !+ знания; ! богатства; ! опыта; ! опыта и богатства; ! всего указанного. ? На Востоке его называли «вторым учителем» после Аристотеля, он написал комментарии ко многим произведениям античного мыслителя: ! ал-Кинди; !+ ал-Фараби; ! Ибн Араби; ! Ибн Халдун. ! Ибн Рушд. ? По мнению Ибн Сины настоящий человек прежде всего стремится: ! к чувственным наслаждениям; !+ к духовному совершенству; ! материальному достатку; ! к физическому развитию; ! к власти. ? В этике ал-Фараби центральной является категория: ! добра; ! долга; ! совести; !+ счастья; ! милосердия. ? Ал-Фараби полагал, что счастье каждого человека: ! независимо от достижения личного благополучия других; ! зависит от воли Бога; ! зависит от материального благополучия;
!+ зависит от благополучия других. ? В рамках ислама сложился религиозный и правовой: !+ плюрализм; ! дуализм; ! монизм; ! религиозный монизм и правовой плюрализм. ? Наибольшее развитие на мусульманском востоке получила: ! физиология; !+ гигиена; ! психология; ! анатомия. ? Теория двойственной истины была предложена: ! ал-Фараби; !+ Ибн-Рушдом; ! Ал-Кинди; ! Ибн-Синой. ? Одну из правовых школ в исламе представляет: ! сунизм; ! суфизм; !+ шафиизм; ! хариджизм; ! исмаилизм. ? Суфизм представлен различными тарикатами, среди которых: ! ханбалиты; !+ накшбандия; !+ кадирия; ! маликиты; ! ханифиты. ? Смысл «теории двойственной истины» Ибн Рушда состоит: ! в ограничении роли науки в познании; ! в отрицании познаваемости мира; ! в отстаивании свободы религиозного творчества; !+ в обосновании независимости научной и религиозной сфер познания. ? Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн Сина в своем труде «Канон врачебной науки»: ! смещение наблюдений и вымыслов; ! бессистемность изложения; ! мистические интерпретации; !+ все ответы верны; ! верные первые два ответа. ? Характерная для калама проблематика включала следующие основные вопросы: !+ атрибуты Бога и их соотношение с его духовностью; ! происхождение вселенной и его строение; !+ божественное предопределение и свобода воли; ! происхождение государства и его роль в обществе; !+ извечность Корана как слова Божьего или его сотворенность во времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|