Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действующие лица и исполнители




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как следует из вышеизложенного, ЭЦП — это аналог собственноручной подписи человека, применяемый в электронных документах. Электронно-цифровая подпись создается с помощью закрытого ключа — уникальной последовательности символов, которая известна его владельцу и предназначена для создания ЭЦП в электронных документах с использованием соответствующих средств.

Получатели электронного документа, подписанного ЭЦП, имеют возможность проверить действительность подписи посредством открытого ключа и убедиться в том, что документ подлинный, а ЭЦП принадлежит именно тому лицу, которое в нем указано. Открытый ключ — это уникальная последовательность символов, которая математически связана с закрытым ключом ЭЦП. Открытый и закрытый ключи образуют так называемую ключевую пару.

Открытый ключ доступен любому пользователю информационной системы в составе сертификата ключа. Сертификат ключа является аналогом документа, удостоверяющего личность (например, паспорта). Это документ на бумажном носителе либо электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица (сотрудника) удостоверяющего центра. Сертификат ключа помимо открытого ключа ЭЦП содержит идентификационные данные владельца. Сертификат передается пользователю СЭД и выполняет две задачи: подтверждает подлинность ЭЦП и идентифицирует владельца сертификата ключа подписи.

И в том и в другом случае используются средства электронно-цифровой подписи — программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание ЭЦП в электронном документе с использованием закрытого ключа ЭЦП; подтверждение с использованием открытого ключа ЭЦП подлинности ЭЦП в электронном документе; создание закрытых и открытых ключей ЭЦП.

Аналогом третейского судьи, которому доверяют все участники документооборота, является удостоверяющий центр — организационная структура, осуществляющая деятельность по управлению сертификатами ключей и поддержке их использования в различных подсистемах корпоративной информационной системы. Удостоверяющий центр может быть внешней организацией или подразделением той или иной компании.

Еще один участник процесса — криптопровайдер. Это программный или аппаратно-программный модуль, реализующий один или несколько криптографических алгоритмов и предоставляющий свои функции внешним системам.

Аналогом даты на бумажном документе, которую собственноручно проставляет лицо, подписывающее документ, является штамп времени. Речь идет о свидетельстве третьей доверенной стороны — организационной единицы, носящей название службы штампов времени. СЭД передает туда так называемое хеш-сообщение, которое получается в результате криптографического преобразования документа. На это сообщение служба ставит штамп (средствами своего программно-аппаратного обеспечения), удостоверяющий, что электронный документ существовал на данный момент времени. В результате к хеш-сообщению добавляется значение, указывающее, когда службой штампов времени был получен запрос на проставление штампа времени. Проставляемое значение служба штампов времени подписывает собственной ЭЦП и возвращает документ обратно в СЭД.

Совокупность аппаратно-программного обеспечения, а также персонала, политик и процедур, необходимых для создания, хранения, распределения, управления жизненным циклом и использования сертификатов открытых и связанных закрытых ключей называется инфраструктурой открытых ключей (ИОК).

Как всегда, все дело в деталях реализации!

Выбирая СЭД с поддержкой ЭЦП, следует обратить внимание на особенности реализации выбранной системы. Рассмотрим ключевые аспекты, которые необходимо учитывать.

Не только содержание, но и форма

Во многих СЭД в качестве электронного документа рассматривается файл какого-либо типа (например, Microsoft Word или Adobe Acrobat), прилагаемый к регистрационной карточке. Хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство: подписание просто файлов (содержательной части документов) не представляет большого интереса для организации. Строго говоря, не вся информация в документе является “неструктурированной”, документ кроме содержательной части содержит реквизиты, которые можно и нужно выделять в отдельную структуру, чтобы в дальнейшем осуществлять по ним поиск и классификацию документов. Во многих ситуациях полезно подписывать не только содержание, но и форму. В этом случае можно отображать на экране компьютера и распечатывать электронный документ в том виде, в котором он был подписан, что позволит избежать всяческих конфликтных ситуаций.

Все нюансы бумажного документооборота

ЭЦП должна быть равнозначна собственноручной подписи и учитывать все нюансы бумажного делопроизводства. А именно — необходимо, чтобы СЭД позволяла подписать часть документа, поставить подпись в электронном документе последовательно (подписывается документ и все имеющиеся ЭЦП), параллельно (подписывается документ и все ЭЦП нижележащих уровней).

На рисунке 3 приведены примеры использования ЭЦП в документе. Подпись “заверяю” — последовательная подпись первого уровня — охватывает только содержательную часть документа (это подпись автора документа). Подписи “согласовано 1” и “согласовано 2” (визы согласующих) — это параллельные подписи второго уровня. Они охватывают содержательную часть документа и подпись первого уровня и при этом не зависят друг от друга. Подпись “утверждаю” (виза руководителя) — последовательная подпись третьего уровня — охватывает содержательную часть документа и все предыдущие подписи.

Формат электронного документа

Для полноценной реализации ЭЦП система электронного документооборота должна поддерживать формат документа, являющийся канонической формой, к которой будет приводиться любой “электронный документ” в СЭД. С точки зрения удобства работы и перспективы развития и интеграции предпочтительны СЭД, которые для описания формата документа используют язык XML. В настоящий момент международными организациями ведется работа по созданию стандарта формата электронного документа.

Штамп времени

Важно отметить, что при работе с ЭЦП неизбежно возникает проблема, обусловленная тем, что срок действия любого сертификата ограничен определенным промежутком времени. По истечении срока действия сертификата все созданные при его помощи ЭЦП теряют свое значение, поскольку невозможно определить, была ли ЭЦП создана, когда сертификат еще действовал или когда срок его действия уже закончился. А это, в соответствии с федеральным законом “Об электронно-цифровой подписи”, автоматически означает недействительность ЭЦП.

Поэтому внимание заслуживают лишь СЭД, интегрированные со службой штампов времени, которая позволяет в один из атрибутов системы помещать штамп, фиксирующий момент создания ЭЦП. При таком решении имеется возможность проверять ЭЦП с учетом того, действовал ли сертификат в момент создания этой ЭЦП, а не в момент проверки.

Однако и этот штамп заверяется ЭЦП службы штампов времени, сертификат которой также имеет ограниченный срок действия. Для нивелирования данной проблемы существует стандартизированная методика, которая должна быть реализована в СЭД. Ее суть заключается в том, что, когда срок действия сертификата службы штампов времени подходит к концу, СЭД запрашивает для старого сертификата и набора служебной информации штамп времени с ЭЦП на новом сертификате, срок действия которого только начинается. Таким образом, благодаря действительности нового сертификата можно доказать, что до момента заверения действовал и старый сертификат.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7