Государственный долг. Управление государственным долгом
Функционирования государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Государственный долг делится на внутренний и внешний, капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и неоплаченных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил, т.е. это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в текущем периоде. В соответствии со статей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Таким образом, внешний государственный долг – совокупность обязательств правительства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг формируется не только по прямым обязательствам государства, но и по обязательствам резидентов, гарантированным государством. Для анализа внешнего долга страны используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели (показатели общего плана) отражают динамику совокупного размера задолженности, ее структуру по срокам, источникам, странам и другим критериям. Относительные показатели характеризуют задолженность в сопоставлении с показателями экономического развития страны и отражают уровень кредитной безопасности по внешнему долгу. Используются, например, такие показатели, как отношение суммы внешнего долга к экспортной выручке, отношение суммы внешнего долга к ВВП, норма обслуживания долга, рассчитываемая как отношение платежей по внешнему долгу к экспортной выручке, и др.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год». Согласно статьи 31 Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 1 июля 2008 года установлен в размере 6 млрд. долларов США. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 01.07.2008 г. составил 2313,2 млрд. долларов США (см. таблица № 1). В структуре задолженности 86,3% составляет долг правительства; 13,7% - долг субъектов хозяйствования под государственные гарантии. Таблица № 1
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать два показателя (в %):
· отношение внешнего долга страны к ВВП; · отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем задолженности. Если величина первого показателя составляет более 80%, а второго – превышает 220%, то задолженность считается высокой. Если первый показатель находится в интервале от 48 до 80%, а второй – от 132 до 220%, то задолженность считается средней. Для характеристики текущего состояния внешней задолженности рассчитывают третий показатель – отношение платежей по погашению долга к экспорту. Его пороговая величина находится в интервале 20-25%. Показатели кредитоспособности нашей страны представлены в таблице № 2. Таблица № 2
Приведенные данные показывают, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. В соответствии с законодательством внешние государственные займы в нашей стране могут привлекаться в виде: · иностранных кредитов, предоставляемых республике; · иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; · в долларовом эквиваленте займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств. В настоящее время нет однозначного мнения о роли внешнего государственного долга в экономическом развитии страны. он может оказывать разнонаправленное воздействие на основные макроэкономические показатели государства, результат которого зависит от двух величин: уровня внешнедолговой зависимости страны и эффективности использования заемных средств. Еще в 60-х годах 20века американский экономист Д. Аврамович выдвинул теорию трехстадийного развития внешней задолженности. В соответствии с ней страна-заемщик проходит три стадии развития внешней задолженности. На первой стадии наращивание внешнего долга опережает темпы роста ВВП. Эта стадия соответствует низкому уровню национальных сбережений. Страна вынуждена заимствовать финансовые ресурсы для национальных инвестиций и выплаты старых задолженностей. На второй стадии темпы роста внешнего долга начинают отставать от темпов роста ВВП. Уровень внутренних сбережений страны-заемщика позволяет осуществлять инвестиции, а внешние заимствования используются для обслуживания внешнего долга. На третьей стадии внешняя задолженность сокращается, так как объем национальных сбережений позволяет как осуществлять инвестиции, так и обслуживать внешний долг.
Таким образом, внешние займы позволяют стране инвестировать и потреблять больше, чем производит ее экономика. Эффективное использование заемных ресурсов для финансирования накопления капитала позволяет ускорить экономический прогресс. Привлечение займов может привести к увеличению производственных мощностей и росту ВВП. При этом должно расширяться как производство товаров для внутреннего потребления, так и увеличиваться экспорт. Рост экспорта позволит производить процентные и амортизационные выплаты по растущему внешнему долгу. Понятие внутреннего государственного долга дано в Законе Республики Беларусь от 27. 03, 1993 г., № 2328-17 «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь». В соответствии с этим законом, под внутренним долгам понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Они обеспечиваются имуществом и другими актами, находящимися в республиканской собственности. В настоящее время в структуре внутреннего государственного долга кредиты, ранее предоставленные Национальным банком Беларуси на финансирование дефицита республиканского бюджета, занимают около 30%; долговые ценные бумаги правительства (облигации, векселя) – 50%; средства, заблокированные на 1 января 1992 г. во Внешэкономбанке СССР и подлежащие возврату субъектам хозяйствования, - 15%; прочие обязательства – 5%.
Само наличие государственного долга предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на его оптимизацию. К таким мероприятиям относятся: · выплата доходов кредиторам и погашение займов; · изменение условий выпущенных займов; · определение условий эмиссии; · выпуск новых займов. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа: · определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах; · привлечение финансовых ресурсов; · погашение и обслуживание долговых обязательств. На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом. При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы: · рефинансирование; · реструктуризация; · конверсия; · консолидация; · обмен облигаций по регрессивному соотношению; · унификация; · отсрочка погашения; · аннулирование. В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает к рефинансированию государственного долга. Это является одним из наиболее широко распространенных методов управления государственным кредитом. Рефинансирование государственного долга – это погашение старой задолженности государства путем выпуска новых займов. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга: · замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме; · замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;
· размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с истекающими сроками погашения. Рефинансирование государственного долга может активно использоваться при погашении внешней задолженности. Однако в этом случае страна, которая использует этот метод, должна иметь экономическую и политическую стабильность. Путем рефинансирования государственного долга в бывшем СССР государство поступило, например, при погашении облигаций государственного 3-процентного внутреннего займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа, его облигации свободно обменивались в течение одного года на облигации аналогичного нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы. Государственный долг также погашается путем проведения тиражей выигрышей, когда вместе с суммой выигрыша погашается и номинальная стоимость облигации. Также государственный долг погашается и посредством выпуска государственных ценных бумаг. Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет таких специальных мер, как конверсия, консолидация и унификация обмена облигаций по регрессивному соотношению, отсрочки погашения долга, аннулирования займов. Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа. Наиболее распространенными видами конверсии внешнего государственного долга являются: · обмен на логовые обязательства третьих стран; · погашение долга товарными поставками; · обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; · обмен долга на собственность. Консолидация – это изменение срока действия самого займа, как правило, в сторону увеличения путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией. Унификация – это когда правительство меняет ранее выпущенные займы на новые. Обмен облигаций по регрессивному соотношению – это когда несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую облигацию. Отсрочка погашения. Данные меры правительство проводит, когда в том случае, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет для государства финансовой эффективности. Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по внутренним и внешним займам. Эта мера как правило осуществляется в силу двух причин: · государство объявляет о своем банкротстве или о финансовой несостоятельности. · приход к власти новой политической силы. При управлении внутренним государственным долгом применение данных методов возможно в одностороннем принудительном порядке. Однако регулирование с их помощью объема внешней задолженности, как правило, - всегда результат переговорного процесса. При наличии долгового кризиса регулированием долга официальным кредиторам занимается Парижский клуб, а долга банкам – Лондонский клуб. Парижский клуб – это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Лондонский клуб объединяет банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или юридическим лицам этих стран. В нашей стране управление государственным долгом по поручению Правительства Республики Беларусь осуществляется Министерством финансов. Одна из главных задач государства в управлении государственным долгом – ограничение его величины, т.к. по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП затормаживается экономический рост. Чтобы недопустить неконтролируемого роста государственного долга ежегодно законом о бюджете РБ на очередной финансовый год утверждаются два показателя: лимит внешнего государственного долга и предельный прирост величины внутреннего государственного долга. Правительства и парламенты многих стран мира разрабатывают и проводят в жизнь мероприятия по снижению негативного влияния государственного долга на экономику. В этих целях используются финансово-правовые механизмы, заключающиеся в определении на законодательном уровне предельных размеров внутреннего и лимита внешнего государственного долга. Поскольку государственный долг образуется главным образом в связи с хроническими бюджетными дефицитами, разрабатываются программы по уменьшению государственных расходов, увеличению налоговых поступлений. Так, в 2000 г. в Республике Беларусь первый показатель равен 3,0% к ВВП, второй – 2 млрд. долларов. Осуществление управления государственным долгом занимает очень важное место в системе регулирования государственным кредитом, так как совокупный государственный долг всех стан мира и многих в отдельности достиг астрономических размеров. Лидером по объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий является самая мощная страна мира США, где этот долг превысил 0,7 млрд. долларов. В страну должника США, впервые с 1919 г., превратились в 1985 г., когда иностранные активы в этой стране превысили ее активы за рубежом. В число самых крупных стран-должников входят Бразилия, Мексика, Китай. Внешний долг России составляет 150 млрд. долларов. На страны с переходной экономикой приходится 356 млрд. долларов долга. Из предыдущих показателей вытекает другой: удельный вес в объеме мирового долга. Здесь также лидером являются США, почти четверть всех внешних заемных средств приходится на США. Удельный вес России во внешней задолженности всех стран мира составляет 3,4 %, что в 7 раз меньше, чем в США и в 3 раза меньше, чем в Германии. Удельный вес бывших союзных республик невелик: Украина – 0,2 %, Казахстан – 0,1 %, у остальных от 0,04 % до 0,01 %. Значительных размеров достигают расходы на обслуживание внешнего долга. В Мексике, например, они составляют 21 млрд. долларов, Китае – 15, России – 7, Украине – 0,5 млрд. долларов. Географически и экономически Украина и Белоруссия имеют много общего. Однако подходы той и другой страны к внешнему государственному заимствованию значительно отличаются, равно как и различаются их финансовая и денежно-кредитная политика. Внешний долг Украины, выражаемый в процентах к ВВП, составляет 26,5. Однако «лидером» в этом отношении является Грузия, где он составил в 2000г. 350 %. Данные о государственном долге Республики Беларусь приведены в таблице №3. Величина прямого государственного долга и долга, гарантированного правительством, рассчитывается по номинальной стоимости долговых обязательств. Долг, номинированный в иностранной валюте, пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату составления отчета. Отчет о государственном долге составляется ежемесячно. Сроки предоставления – не позднее одного месяца после окончания отчетного периода. Информация о внутреннем и внешнем государственном долге размещается на веб-сайте Министерства финансов.
Таблица № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|