Философские учения хVII-хiх вв.
Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. XVII век – это время разложения феодализма и первых буржуазных революций. Развитие капитализма тесно связано с прогрессом в экономике и технике, с бурным развитием естествознания, принявшим характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и использовании математики. В XVII в. начался новый этап в эволюции европейской философии. Она характеризуется наукоцентризмом, то есть развитием в тесном контакте с наукой, занимающей ведущее место в мировоззрении той эпохи. Гносеологическая проблематика стала преобладающей, а поиск метода научного познания стал главной задачей философии. Поиски метода познания, способного дать науке истинные знания, сформировали два философских подхода– эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт основным источником познания. При этом рациональная способность познания рассматривается только как обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний. Родоначальником эмпиризма Нового времени был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Но для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо в корне изменить научные методы исследования. Бэкон опирался на индуктивный метод, где ход рассуждения идет и от единичного к общему: всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Учение Ф. Бэкона стало отправной точкой формирования не только философии, но и стиля мышления Нового времени.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, признающее определяющую роль разума в познании. Рене Декарт (1596-1650) стоит у истоков рационалистической традиции XVII века. Он начинает свою философию с универсального сомнения: сомнения не только в истинности наших знаний, но и вообще в реальном существовании самого мира. Поскольку сомнение – это мыслительный акт, то мышление – более достоверная реальность, чем чувственный опыт. Знаменитое «я мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito, ergo sum) привело его к убеждению, что всеобщие истины интуитивно открываются разуму в ясном, отчетливом виде. С помощью дедуктивного метода, где ход рассуждения выстраивается от общего к частному, мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам, которые составляют всевозможное знание об окружающем мире. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени были сходны в понимании целей духовной деятельности человека, но различались взглядами на пути реализации намеченных задач. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научные знания становятся массовым достоянием. Мыслителей Просвещения объединяла уверенность в мощи человеческого разума, в том, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения были: в Англии – Дж. Локк, Д. Юм, во Франции – Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье; в Германии – Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции перед Великой французской буржуазной революцией 1789 г. Это:
– признание приоритета разума в решении всех проблем, в этой человеческой способности они видели основание для преодоления невежества, пережитков феодализма, для всех прогрессивных перемен; – антиклерикализм (верить в Бога можно и без церкви); – деизм – это убеждение, что Бог сотворил мир, привел его в движение, но в делах мира не участвует; – атеизм – отрицание существования Бога; – материализм, когда главный объект изучения – природа, поиск естественных причин всего существующего, без привлечения Бога; – нравственная природа человека: человек – существо природное и по своей природе он добр, а источник зла и невежества людей находится в окружающем обществе, которое нужно менять, – исторический оптимизм – вера в лучшее будущее человечества. Органичной частью философского мировоззрения эпохи Просвещения были общественные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущая сила которого – развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. Джон Локк (1632-704) развивал теории «естественного права» (все люди от рождения имеют право на жизнь, свободу и собственность) и «общественного договора» (государство – это результат соглашения людей для защиты их естественных прав). Значение эпохи Просвещения состоит в распространении в сознании европейцев ценностей либерализма и демократии, веры в разум человека и в безграничные возможности науки. 3. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Немецкая классическая философия – это период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX в. Крупнейшими представителями являются И. Кант, Г. Гегель. Для нее характерны систематическая целостность, идеализм, особый интерес к теории познания, убежденность в упорядоченном строении мира и способности разума его изучить. Начало этой философии положил Иммануил Кант(1724-1804). Его творчество делится на 2 периода: 1) «докритический». (Кант писал научные работы о земле, о небе, выдвинул гипотезу о происхождении Земли), 2) «критический» период, в котором Кант рассматривал природу и границы человеческого разума. До него философы изучали мир с помощью разума, но не исследовали сам разум. Кант отверг веру в безграничные способности разума и решил их проверить. Начало этому периоду положила книга «Критика чистого разума» (1781). Потом он издал «Критику практического разума» (о проблемах морали) и «Критику способности суждения» (рассматривается эстетическое отношение человека к миру).
В человеческом познании Кант сразу поставил ограничения: мы не способны исследовать окружающие предметы такими, какие они есть (непознаваемый мир «вещей-в-себе»), мы можем изучать лишь те образы вещей, которые представлены нашим сознанием (познаваемый мир «вещей-для-нас»). Поскольку особенности субъекта, а не объекта (он все равно не познаваем) задают условия познания, именно на них мы и должны концентрировать внимание. Кант произвел гносеологический переворот в философии: впервые не структура познаваемого объекта, а особенности познающего субъекта рассматривается как главное условие, определяющее способ познания. Весь массив знаний можно представить как соединение знания апостериорного (полученного из опыта) и знания априорного (предшествующего опыту). Форма знаний априорна, содержание – апостериорно. Опытное знание исследует наука, а доопытное – предмет философии. Кант называет свою философию трансцендентальной (т.е. стремящейся вырваться за границы возможного опыта). В этике Кантом был сформулирован так называемый категорический императив, или общезначимое нравственное правило: «Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон». Вершиной философии Кант считал этику, основанную на понимании человека как высшей ценности в мире, цели, а не средства деятельности. Людей нельзя превращать в жертвы даже во имя высоких общественных интересов. Кант придерживался так называемой «этики долга». Он считал, что требования нравственности выше любых обстоятельств, и каждый человек должен соблюдать свой долг.
Георг Гегель (1770-1831) – великий немецкий философ, его заслуга состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, изменения, развития. Это учение о развитии называется диалектикой, а метод мышления – диалектическим. Фигура Гегеля завершает собой эпоху Просвещения. Общую для нее проблему доказательства способности человека разумно править собой, обществом и природой он решает путем обожествления Разума. Философия Гегеля – объективный идеализм, так как началом мира является Абсолютная идея (дух, Разум). В своем развитии Абсолютная идея познает себя, и в процессе самопознания порождает окружающий мир. Она проходит три этапа. 1. Логика, где Абсолютная идея развивается в мышлении, в системе категорий. 2. Философия природы, где Абсолютная идея развивается не в духовной, а в иной, материальной сфере или, по-другому, в инобытии. 3. Философия духа, где Абсолютная идея возвращается к самой себе и реализуется в человеческом обществе. Здесь она завершает изучение собственного содержания. Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий. Он заявил, что противоречие – это не ошибка нашего мышления, а сущность всякого движения и жизненности. Из взаимодействия противоположных вещей и сторон возникает все богатство и многообразие мира. На основе объективного идеализма Гегель разработал учение о диалектике как теории развития. Развитие протекает согласно триаде: тезис (полагание) – антитезис (отрицание) – синтез (снятие противоположностей в новом единстве). Гегель сформулировал основные принципы диалектики (единства противоположностей; взаимной связи количественных и качественных изменений; отрицания отрицания), разработал систему ее категорий. В творчестве Гегеля, по оценке Ф. Энгельса, диалектический метод вступил в противоречие с системой объективного идеализма. Абсолютная идея полностью познает себя в философии Гегеля. Метод требует бесконечного развития мира, а в гегелевской системе оно завершается. Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Первой критической реакцией на нее был антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872), который увидел в Абсолютной идее прообраз Бога и стремился вновь повернуть философию к человеку. Он полагал, что в мире начинается новая постхристианская эпоха. Место религии в культуре должна занять философия. Но это будет новая, практическая философия, которая не должна высокомерно удаляться от мира, должна найти новую форму морально-нравственного сознания. По Фейербаху, природа есть единственная реальность, а человек – ее высший продукт. Сущность человека едина, в нем нет дуализма души и тела. По своей природе человек – существо общественное. Решающая сила совершенствования общества – любовь человека к человеку. Фейербах, разрушив христианство, создал другую религию – религию любви. Его попытка создать новое общество на нравственно-психологических началах – это утопия.
Словарь основных терминов
Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира. Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов XVIII века. Антропологический материализм – философия Л. Фейербаха, которая исходит из утверждения, что материя, природа первичны по отношению к мышлению и сущностью природы является человек. «Вещь в себе» – вещь, находящаяся за пределами нашего опыта, «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее нам недоступна. Гносеологический переворот в философии – утверждение И. Канта, чтоне структура познаваемого объекта, а особенности познающего субъекта рассматривается как главное условие, определяющее способ познания. Деизм – это убеждение, что Бог сотворил мир, привел его в движение, но в делах мира не участвует. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи явлений. Наукоцентризм – тип философского мировоззрения, который сложился в ХVII веке и считал естественные науки идеалом и образцом для подражания. Рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Эмпиризм – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт основным источником познания. 5. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ ВЕКА
Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классическая и неклассическая. Классическая философия – это европейская философская традиция от античности до середины XIX в., ориентированная на разум как основу мира и способ его познания. Для нее характерно: – представление о том, что мир устойчив, един, в нем господствует естественный порядок, его можно познать и преобразовать; – основными средствами познания являются разум, логика, наука; – человек понимается как родовое существо, то есть, как представитель человеческого рода с общими для всего рода проблемами; – большое внимание уделяется общественному благу, совершенствованию общества, социальному прогрессу; – мыслители пытаются создать всеобъемлющие философские системы, которые описывают мир в его целостности. Экономические и социальные потрясения XVIII – XIX вв. заставили усомниться в идеях Просвещения и историческом прогрессе. В обществе появляются разочарование и пессимизм. Это нашло отражение в философии. Неклассическая философия – этап развития европейской философии, который начался в середине XIX в., и критически переосмысливал наследие классической философии. На этом этапе: – отвергается идея единства мира, он разорван на отдельные фрагменты, в нем господствует случайность и нет логики; – средствами познания являются интуиция, воля, слепая вера, эмоции, а не разум; – философию интересует живой конкретный человек в его повседневной жизни, а не безликий представитель рода; – общественное развитие осмысливается критически, особенно идея прогресса, она дополняется проблемами развития культуры, языка, духовного мира человека; – начали развиваться отдельные философские направления, потому что универсальную философскую систему построить невозможно. Становление иррациональной традиции в неклассической философии (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше). Теоретическая оппозиция классике ярко проявляется в иррационализме – философии, которая ограничивает или отрицает возможности разума в познании действительности. Он делает ставку на бессознательные процессы проявления воли, интуиции, воображения, которые не поддаются рациональному познанию. Датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855) утверждал, что философия должна погрузиться в мир единичного и уникального. Главное понятие в его учении – экзистенция (существование). Мыслители за общими понятиями не видят живого человека. Кьеркегор призывает к тому, чтобы вглядываться и вчувствоваться в реальную человеческую жизнь. Самые глубокие истины – любовь, надежда, отчаяние, страх – переживаются, а не познаются логикой. Они-то и составляют мир экзистенции. Главная заслуга Кьеркегора заключается в постановке проблемы собственной человеческой жизни, он является предшественником экзистенциализма. Основателем такого течения, как «философия жизни» был Артур Шопенгауэр(1788-1860). Он объявил всеобщим началом не разум, а мировую волю. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Человек является рабом воли, она заставляет его жить, хотя бытие человека полно страданий. Единственный способ уйти от них – погасить слепой инстинкт жизни. Продолжателем идей Шопенгауэра в «философии жизни» был Фридрих Ницше (1844-1900). Цель философии, по Ницше, – помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе, человеческой жизни и окружающей природы лежит воля к власти. Все живое стремится к власти, силе, могуществу. Воля и власть определяют все поступки человека. В этой борьбе побеждает сильнейший. Разум должен подчиняться воле и работать как орудие власти. Нужно пересмотреть всю прежнюю культурную традицию, поскольку она устарела и разрушается. Он это выразил словами «Бог умер». Истории нужны новые ценности, основанные на культе силы, носителем которых будет сверхчеловек. Переосмысление классического наследия в философии К. Маркса и Ф. Энгельса. Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Фридриха Энгельса (1820-1895), явилась составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включал в себя экономическую и социально-политическую проблематику. Главный труд Маркса «Капитал» посвящен исследованию политической экономии. У Энгельса есть две относительно крупные работы: «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», в которых он в систематическом виде излагает философию марксизма, экономическое учение и теорию научного социализма. У своих идейных предшественников философия марксизма усвоила философский рационализм, диалектический метод, установку деятельностного подхода к решению философских проблем. В марксизме по-новому было осознано предназначение философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс). В основу своего философского учения (диалектического материализма) классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. Единственной первоосновой мира считается материя, которая развивается по законам диалектики. Энгельс представил их как выводимые из истории природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления Абсолютной идеи. В целом же Энгельс определил диалектику как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». На самом деле Гегель нигде не говорил о законах диалектики. Концепция законов диалектики – это упрощенное понимание идей Гегеля. Когда утверждается мысль, что все регулируется законами, то происходит крен в сторону порядка, закономерности. На самом деле, в мире и человеческом обществе хватает всего: и порядка, и беспорядка. Иными словами, существует очень сложная диалектика порядка и хаоса, необходимости и случайности. В марксизме все сдвигалось в сторону порядка, казарменного общественного механизма. Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики. Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа деятельности человека, изменяющего природу и самого себя. Таким образом, Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались (напомним, что под практической философией ранее понималась философия морали). Более того, эта практическая деятельность (например, переработка природных ресурсов для производства нужных для жизни людей материальных благ, или революционная борьба ради изменения самого общества) и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого, так или иначе, зависят все остальные, в том числе и духовная деятельность. Характерной чертой философии марксизма стал социоцентризм. Прежде философы делили мир на две сферы: дух и природу. Маркс первый обращает внимание на третью область – человеческое общество и сосредоточивает внимание на анализе общественных отношений. Основной методологический принцип этого анализа – исторический материализм. Согласно ему, совокупность производственных отношений образует экономический базис общества, на котором вырастает соответствующая социально-политическая и духовная надстройка. В истории сменяются пять основных форм базисных отношений (формаций): первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Политическая теория марксизма основывалась на представлении об исчерпанности ко второй половине XIX века исторических возможностей развития капитализма и связывала переход к коммунистическому строю с мировой революцией пролетариата. Надо заметить, что в ранних работах Маркс предостерегал от опасности преждевременного революционного переворота, считая, что в этом случае правящим классом станет бюрократия, а государство может стать более худшим эксплуататором, чем капиталисты. Многое из философских находок марксизма в том или ином виде было воспринято и использовано в последующем развитии социальных наук.
Словарь основных терминов
Волюнтаризм – идеалистическое направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Диалектический материализм – философское учение марксизма, основанное на принципах диалектики и материального единства мира. Иррационализм – философии, которая ограничивает или отрицает возможности разума в познании действительности. Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, которое утверждает, что развитие общества основано на материальных факторах. Классическая философия – это европейская философская традиция от античности до середины XIX века, ориентированная на разум как основу мира и как способ его познания. Марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основанное на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование необходимости социального переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату. Неклассическая философия – этап развития европейской философии, начавшийся в середине XIX в., для которого характерно критическое переосмысление базовых принципов классической философии. Общественно-экономическая формация(в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию. «Сверхчеловек» (у Ф.Ницше ) - человек, наделенный полной свободой воли, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы; высшее существо, поднявшееся над стадностью, страхами, невежеством масс.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ХХ-XXI ВВ.
Экзистенциализм. Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем. Она представлена панорамой проектов и программ, десятками школ и направлений. Об этом свидетельствуют наиболее влиятельные течения и направления современной философской мысли: антропологическое направление, экзистенциализм, неофрейдизм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, постмодернизм и др. Родоначальники антропологического направления – М. Шелер и Х. Плеснер. Они считали, что прежняя философия не сняла, а только приумножила неопределенность по вопросу о природе и сущности человека. «Человек больше не знает, что он собой представляет» – такой их вывод. Экзистенциализм.Их традицию продолжил экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование). Основные темы экзистенциализма – человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е –70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из самых популярных философских направлений в Западной Европе. Основные представители экзистенциализма: К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар и др. Выделим основные положения философии экзистенциализма: – центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция», которая характеризует подлинную сущность человека и акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Свою подлинную сущность человек проявляет преимущественно в пограничной ситуации; – уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом. Каждый человек несет свою миссию в этот мир; – проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его). Над человеком вырастает власть «Ман», то есть власть общепринятых традиций, обычаев, норм, правил поведения. – проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным), и поэтому человек чувствует абсурдность и бессмысленность своей жизни. «Жизнь есть ее величество абсурд» – А.Камю;
– проблема внутреннего выбора, в котором реализуется свобода человека. Именно в выборе человек находит свою свободу, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Человек обречен на свободу, так как каждый день своей жизни он должен делать такой выбор. – проблема смерти. Экзистенциалисты заявляют, что смертны все и именно соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Аналитическое направление. Аналитическое направление в современной философии отличается сциентизмом (от лат. scientia - наука). Это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью. В 20 веке это направление выразило себя в таких течениях как неопозитивизм и постпозитивизм. Неопозитивизм. Неопозитивизм или новый позитивизм зарождается в 20-е годы 20 века. Его основные представители: Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, М.Шлик и др. Первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. Философская программа логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: научный смысл имеют те предложения (или высказывания), которые прямо или косвенно могут быть проверены опытом. Основные положения неопозитивизма: – положения «метафизики» (традиционной философии) лишены научного смысла, следовательно они есть псевдопроблемы. Философия вообще не имеет своего предмета; – научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положения логики и математики; – законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, то есть представляют собой результат условного соглашения ученых; – философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков. Философия должна выполнять две задачи: 1)изгонять из науки псевдопроблемы; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей языка. Постпозитивизм. Постпозитивизм (после позитивизма) оформляется в 60-70-годы 20 века. Его основные представители: И.Лакатос, Т. Кун, П.Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие динамики научного знания, социокультурные факторы этой динамики. Основные положения постпозитивизма: – отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. В постпозитивизме обосновывается вывод о том, что в истории науки неизбежны революции, в результате чего происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания; – отказ от проведения жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией. Постпозитивизм признает осмысленность философских положений, то есть происходит реабилитация философии (метафизики). Структурализм и постмодернизм. Среди многих феноменов человеческого бытия философия ХХ-ХХI вв. особым образом выделяет язык, который становится центральной проблемой в философских течениях структурализма и постмодернизма. Структурализм возник в литературоведении и искусствоведении в 30-е годы XX в. Формирование этого направления связано с именами К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, М. Фуко и др. Главное положение структурализма – сознание запрограммировано «языком» культуры, т.е. множеством различных словесных систем, которые ее образуют. Например, воспринятыми нами оценками («это хорошо, а это плохо, так можно, а так нельзя»), социальными стереотипами, значениями предметов для человека и т.д. Нет смысла изучать происхождение слов или связь языка с внешним миром и сознанием. Вывод: мы живем в мире языков, а не в реальном мире. Постмодернизм оформляется в 70-годы ХХ века. Его основные представители Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Бодрияр и др. Выделим два определения понятия «постмодернизм»: – постмодернизм – это особый духовный настрой тех обществ, которые завершили стадию модернизацию на собственной основе и оказывают влияние на весь остальной мир; – постмодернизм – это особый философский дискурс по поводу проблем, которые порождены культурой модерна. К этим проблемам постмодернизм относит следующие: изменение форм жизни (большие города современности, мультикультурность, господство масс-медиа и др.), растерянность человека перед этими изменениями, невозможность их понять, нарастает фальшь и пустота в отношениях людей. Основные положения постмодернизма: – смерть субъекта (автора), так как, по мнению Ж.Бодрияра, субъект эпохи постмодерна проиграл свою битву с объектом, утратил свой шанс доминирования над объектом. Он постепенно превращается в симулякра. Симулякр – «точная копия» оригинала, которого никогда не существовало. Симулякр господствует в современной культуре, а его аналог великолепно осуществляется при помощи кино, телевидения, развлечений; – критика классического рационализма и логоцентризма. Лозунг их философии – «Долой авторитет логоцентризма». Постмодернисты отказываются от поиска абсолютной истины, поэтому знания релятивируются, то есть приобретают относительный характер. Вместо научной картины мира они вводят понятие «лабиринт мира» и человеку предлагается путешествовать в этом мире, но нить Ариадны не дается; – понимание роли слов, знаний как идеологизированной тотальности текстов. Эти тексты манипулируют человеком, а кто за ними стоит («звезды кино», спортсмены, политики и т.д.) создает из людей удобное для себя «серое большинство». Вслед за структуралистами постмодернисты заявляют: «Наш мир – это наш язык, а современная культура не постигает сущности вещей, сущности мира, она эксплуатирует язык»; – смерть «метафизики» (т.е. традиционной философии). Постмодернисты пытаются разрушить классическое представление о философии как о некой единой системе. Философия растворяется в литературе, в искусстве, в фильмах и т.д.
Основные понятия
Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов; представители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания. Модусы человеческого существования (в экзистенциализме) – основные способы, формы бытия человека: свобода, страх, любовь, коммуникация. Пограничная ситуация – крайнее эмоциональное напряжение, потрясение, при котором осознаётся факт конечности человеческого существования (обычно в ситуации, угрожающей физической или нравственной смертью личности). Экзистенциализм – философия подлинного существования, понимаемого прежде всего как представление страдающего индивида о действительности; основные понятия экзистенциализма – страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция. Экзистенция – глубинная основа, сущность существования, уникальность и единственность человека и его судьбы, которая может быть обнаружена им в пограничной ситуации. Верификация – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирического подтверждения. Деконструкция – особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его деконструкцию (разрушение), и его конструкцию; это сопротивление логоцентризму текста. Конвенционализм (в неопозитивизме) – познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания определяется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др. Неопозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, главной задачей которой является анализ языковых средств выражения знания с опорой на эмпирические, конкретные науки; его основные разновидности – аналитическая философия и логический позитивизм. Номадология (от фр. кочевник) – понятие философии постмодерна, утверждающее отсутствие постоянного общезначимого смысла чего бы то ни было. Смысл предметов, событий, текстов «кочует», все время изменяясь. Парадигма – господствующая теория, признанная научным сообществом на определенном этапе как образец описания, постановки и решения проблем (например, механика Ньютона в физике 17-19 вв.). Термин стал популярен после работ Т. Куна. Постмодернизм – понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, в содержательном и ценностном плане отличающимся не только от классической, но и от неклассической традиций и утверждающее себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия. Постпозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, занимающаяся главным образом изучением динамики научного знания. Симулякр – понятие философии постмодерна, разрушающее всякую связь между знаком и тем, что он обозначает, между информацией и реальностью (например, симуляция реальности в телесериалах и телешоу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|