Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема человека в философии и науке




Учение о человеке в структуре философского знания. Раздел философии, в котором изучается человек, называется философской антропологией. Ее основные проблемы:

– в чем сущность (природа) человека, то есть какие признаки выделяют его как уникальное явление среди остального мира;

– как возник человек;

– как в нем соотносятся биологическое и социаль­ное начала;

– каковы основные способы человеческого бытия;

– в чем смысл жизни человека;

– что такое свобода и насколько она возможна;

– возможно ли бессмертие.

Основные стратегии осмысления природы человека. В современной философии выделяются следующие основные стратегии (традиции) осмысления природычеловека: натурализаторская, экзистенциалистская, рационалистическая и социологизаторская. В натурализаторской традиции человек понимается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам. Но если для классической философии было свойственно понимать человека как высшую ступень природы, то, начиная с Ф. Ницше, в неклассической философии человек - это тупик природного развития. В экзистенциалистской традиции человек понимается как свободное существо, формирующее как внешний мир, так и самого себя. Для рационалистической концепции сущностью человека становится наличие у него разума, сознания. В социологизаторской концепции человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Каждый из этих подходов берет за главную только одну сторону бытия человека. Необходимо сочетание этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало.

Проблема антропогенеза в философии и науке. Антропогенезэто теория происхождения и развития человека. Существует несколько данных теорий: религиозная, космическая, эволюционная, трудовая, игровая, психоаналитическая. В системе современного философского и научного знания наиболее авторитетной считается трудовая теория происхождения человека. Труд - это целенаправленная деятельность людей, преобразующих природу с помощью орудий труда. Ф. Энгельс впервые указал на особую роль труда для формирования человека и общества. Вопрос о том, почему наши человекообразные предки стали трудиться, до сих пор не имеет однозначного ответа. По мнению философа А. Гелена, предки человека стали трудиться из-за своей природной слабости и неспециализированности. Если остальные животные хорошо приспособлены к определенной среде обитания и имеют специальные органы или окраску для защиты от хищников, то человек от природы этого не имеет. Именно эта неспециализированность и обусловила необходимость труда для выживания в природе. В биологической эволюции человека генетически закрепились признаки, связанные с трудом – прямохождение, развитая рука, большой объем головного мозга. Труд определил особую форму адаптации человека в природе. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своего тела, то человек с помощью труда изменяет не себя, а саму природу, и кроме того, создает защитную социальную среду (огонь, жилище, одежду, язык, коллективные традиции, законы, системы обучения и совместной защиты и т.д.). Тем самым труд стал источником развития общества и культуры.

Проблема биосоциальной природы человека. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Все философские попытки решения проблемы биологического и социального в человеке можно разбить на три направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. В рамках биологизаторского направления преувеличивается роль биологической природы человека. Социологизаторское направление, настаивает на первостепенной важности социальной стороны в человеке, считает, что поведение человека целиком определяется воспитанием, влиянием общества. Биосоциальное направление (или «двуединая модель» человека) выступает за диалектическое единство биологического и социального в человеке.

Человек рассматривается с трех сторон: как индивид, индиви­дуальность, личность. Индивид – это отдельный человек с типичными признаками всего человеческого рода и своей социальной группы. Индивидуальность – это человек, взятый со стороны своих оригинальных биологических и социально-психических качеств, отличающих его от других людей.Личность –это развитое единство типичных и оригинальных биологических и социально-психических качеств, позволяющих активно включаться в общественную жизнь. Соотношение этих понятий может быть выражено форму­лой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Инди­видуальность отстаивают». В философии сложилась и более объемная, так назы­ваемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Реальный человек представляет собой неразделимое единство телесного, психического и ду­ховного начал, каждое из которых дополняет и конкре­тизирует друг друга.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Основные мо­дусы (или способы) человеческого бытия в обществе и культуре - это деятельность и коммуникация. Они вбирают в себя такие важнейшие формы бытия человека, как труд, творчество, общение, игру, любовь. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию действительности и самого себя. Структура трудовой деятельности, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Непосредственной целью дея­тельности является необходимость удовлетворения потребностей. Творчество – это вид деятельности, создающий принципиально новые куль­турные явления и ценности. Коммуникация (включающая в себя общение) – это про­цесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов. Игра – вид деятельности, в котором удовлетворение приносит не столько результат, сколько сам процесс. По теории К. Гросса, игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте. Философ И. Хейзинга считал игру важнейшим источником культуры. Любовь – это устремленность к глубокому взаимному слиянию с другим человеком, при котором каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. В любовном отношении развиваются такие черты личности, как забота, ответственность, уважение. Любовь стоит у самых истоков существования человека, обеспечивает его психическую защищенность и уравновешенность. Чувство любви возникает на основе животного инстинкта, но затем оно социализируется, т.е. принимает общественные и культурные формы, свойственные данной социальной группе и исторической эпохе.

Свобода и ответственность личности. Свобода - это способность и возможность действовать по своему желанию, а не по принуждению. Свобода как философское понятие имеет сложный характер. Выделяют три уров­ня свободы: 1) отрицание внешних ограничений («свобода от чего-то», иногда называемая «негативной свободой»); 2) ответственный выбор поступка («свобода выбора между добром и злом»); 3) свобода творчества, созидания (иногда называемая «позитивной свободой»). Виды свободы: политичес­кая, правовая, экономическая и другие. Свобода имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Степень внешней свободы зависит от внешних природных и социальных ограничений нашей деятельности (от законов природы и общества, строгости обычаев, от тяжести условий жизни). Внутренняя свобода зависит от самой личности, от ее способности думать и действовать смело, независимо. Без внутренней духовной свободы все другие ее виды не являются реальными. Так, в обществе может существовать политическая свобода, но многие люди боятся ею пользоваться.

В истории философии были разные представления о возможности свободы человека. Одни философы считали, что свободы нет вообще, так как любая мысль и любой поступок определен внешним воздействием, а законы природы вообще непреодолимы. Другие выступали за абсолютную свободу. Так, экзистенциалист Ж.П. Сартр полагал, что в любой ситуации у нас есть свобода выбора внутреннего отношения к ней. На самом деле свобода – это относительное понятие. Неограниченная, абсолютная свобода действий одного человека (например, преступника) становится несвободой для других людей. Свобода превращается в несвобо­ду, если она ничем не ограничена. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана с ответственностью. Ответственность понимается как необходи­мое условие свободы, предполагает необходимость отвечать за сделанное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой.

Проблема смысла жизни. Смысл жизни – это ответ на вопрос: для чего живет человек? Выделяют три главных подхода к решению этой проблемы:

– религиозный (нужно жить в строгом соответствии с требованиями своей религии, творить добро, результатом чего станет жизнь в раю);

– культурный (нужно жить в соответствии с требованиями культуры, вносить в нее свой материальный и духовный вклад, результатом чего останутся добрая память потомков или даже посмертная слава);

– личностный (в жизни нет никакого заранее заданного смысла, каждый человек делает себя сам, реализует мечту о самом себе). Третье понимание смысла жизни требует нравственных ограничений: реализуй мечту о себе как совершенном существе, насколько это возможно без нарушения свободы и прав других.

Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества. Жизнь понимается в философии двояко: как космическое, природное явление, и как специфически человеческое. Во втором случае подчеркивается ее уникальность, свобода и наполненность по сравнению с запрограммированной инстинктами однообразной жизнью животных. В то же время жизнь человека – воплощенное противоречие, в ней соединяются свобода и необходимость, счастье и страдание. Коренной философской проблемой всегда был вопрос о жизни и смерти. Философы-экзистенциали­сты считали, что только смерть придает жизни смысл и значение. Осознание неиз­бежности смерти заставляет человека действовать, думать о том, как прожить подлинно свободную жизнь. Смерть является логическим и практическим завершением жизни: что не имеет смерти, не имеет и рождения, а что не имеет рождения, то безжизнен­но. Жизнь и смерть предполагают друг друга, по отдельности их невозможно даже мыслить.

Тем не менее люди издавна мечтали о бессмертии. Сейчас популярна гипотеза об информационно-полевом характере нашего сознания, которое после смерти тела сливается с мировым разумом, переходя к бестелесному, вечному существованию. Размышляя о такой возможности, философ Н. Бердяев вполне логично предполагал, что при этом земная жизнь личности полностью забывается, или не вспоминается, как мелкая и неинтересная. Но тогда это аналогично смерти – ведь что мне до бессмертия души, если она забудет мое земное «Я»? Популярна также гипотеза о возможности научного преодоления смерти. Что, если наука «вылечит» нас от смерти, постоянно обновляя клетки тела? Тогда Земля будет переполнена заповедниками для «вечных стариков», которые по своим знаниям и умонастроению будут недовольны новым. Сознание людей консервативно, а общественная жизнь ускоряется. Такая вечная жизнь равносильна социальной смерти и принесет только страдание.

 

Основные понятия

Антропогенез –теория происхождения и развития человека.

Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру.

Духовность гуманистическая ориентация сознания, высший культурный слой социального.

Индивид – отдельный человек с типичными признаками всего человеческого рода и своей социальной группы.

Индивидуальность – человек, взятый со стороны своих оригинальных биологических и социально-психических качеств, отличающих его от других людей.

Личность –развитое единство типичных и оригинальных качеств, позволяющих активно включаться в общественную жизнь.

Отчуждение –процесс, характеризующийся превращениемдеятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением.

Социализация –процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Человек – высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и деятельности, осуществляемой на основе таких важнейших признаков и свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...