Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Окончание именительного падежа множественного числа




Языковые нормы

Учебно-методическое пособие

По курсу «Русский язык и культура речи»

Москва

Составитель – Татьяна Леонидовна Чаплыгина, канд. филол. наук, доц. кафедры иностранных языков МГУПИ.

 

 

Рецензент – Наталья Руфовна Рогоза, канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой общего языкознания Ивановского государственного университета.

Пособие предназначено для студентов очной формы обучения всех специальностей. Каждая тема включает методические указания, упражнения и контрольные вопросы. В пособии дан список основной литературы по курсу.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено

кафедрой иностранных языков МГУПИ 2 февраля 2009 г., протокол №

ВВЕДЕНИЕ

Речевая культура – один из показателей профессиональной пригодности для людей, занимающихся различными видами деятельности. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Языковая подготовка стала неотъемлемой частью новых образовательных программ для студентов негуманитарных вузов.

«Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура русской речи: учебник для вузов/Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2000).

Состояние русского языка в наши дни вызывает озабоченность у лингвистов, писателей, преподавателей. Социальные сдвиги в обществе, ориентация во многом на западную культуру приводят к расшатыванию традиционных литературных норм, засорению речи неуместными иностранными, жаргонными словами, вульгаризации бытовой сферы общения.

Данное пособие предназначено для студентов различных специальностей. Оно представляет собой систему упражнений, практических заданий по орфоэпии, морфологии, синтаксису, словоупотреблению. Цель пособия – помочь студентам сформировать представление о языковой норме и овладеть ею.

Ученые предлагают несколько точек зрения на данное явление.

Подумайте, какие особенности нормы подчеркивают авторы? Сравните точки зрения лингвистов. Сформулируйте и запишите свое рабочее понятие нормы.

1. «Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных, предпочитаемых) для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С. И. Ожегов).

2. «Норма литературного языка – это относительно устойчивый способ (способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества» (К. С. Горбачевич).

3. «Норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из функциональных парадигматических и синтагматических вариантов языкового знака» (Б. Н. Головин).

4. «Норма, учитывающая как системный, так и эволюционный аспекты языка, невозможна без третьей координаты – личностной, т. е. языкового сознания» (Ю. Н. Караулов).

5. «Норма отражает стремление языка – данного языка и в данный период (потому что она национальна и исторически окрашена, специфична) – к остановке, застыванию, консервации, стабильности, преемственности, устойчивости, единственности, всеобщности, универсальности – точке и вступающего в противоречие стремления – к продолжению, распространению, расширению, экспансии, выходу за пределы исходного – территориального, социального, функционального,- стремления, порождающего нестабильность, вариативность, включение нового материала, новых возможностей, новых средств» (Л. А. Введенская, П. П. Червинский).

Орфоэпические нормы

Орфоэпия (греч. оrthos) «правильный» и epos «речь» – это раздел языкознания, изучающий произносительные нормы русской речи. Орфоэпические ошибки отвлекают внимание слушателей от содержания речи, снижают её значение, поэтому правильное произношение играет важную социальную роль, облегчает процесс общения.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).

 

Нормы произношения

При правильном произношении необходимо помнить об изменениях гласных и согласных звуков в различных положениях.

Гласные звуки отчётливо произносятся под ударением. В безударном положении гласные подвергаются качественной и количественной редукции (изменению звуков).

Звуки [а], [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [α]. В остальных безударных слогах звук, обозначаемый как буквой а, так и буквой о, произносится очень кратко. Этот редуцированный звук представляет собой смешение [ы] и [а] и условно обозначается буквой [ъ]. Например: м[ъ]л[α]дой, з[ъ]л[α]той, мол[ъ]д[ъ]сть.

После мягкого согласного звука [ч] безударный [α] произносится как [и]:

ч[и]сы. Следует обратить особое внимание на произношение [а] и [о] в безударных слогах после твердых шипящих звуков [ш], [ж] и [ц]. В этом случае существуют исключения из правила, которые необходимо запомнить:

ж[ы]леть, рж[ы]ной, ж[ы]кет, ж[ы]смин, лош[ы]дей, двадц[ы]ти, тридц[ы]ти.

Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук [ие]. Например: в[ие]сна, п[ие]так. В остальных безударных слогах на месте букв е и я этот звук произносится очень кратко и в транскрипции обозначается знаком [ь].

После твердых шипящих звуков [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах на месте буквы е произносится гласный, близкий к [ы] и [э] одновременно: ж[ыэ]на,

ц[ыэ] на, ш[ыэ]птать.

Гласный [и] после твёрдого согласного приставки, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут - мед[ы]нститут, от игры - от[ы]гры. После твёрдых шипящих согласных на месте буквы и произносится [ы]: конституц[ы]я.

Гласные [э], [ы], [у] сохраняются в большинстве безударных позиций.

Необходимо помнить, что редукция в нашей речи обязательна, а её отсутствие воспринимается как диалектная особенность, свойственная различным говорам.

Однако некоторые заимствованные слова и в литературной речи сохраняют полногласие звука [о] в любом положении (отель, модель, Шопен, Вольтер и др.). В иноязычных словах, подчинившихся законам русской речи, перед [е] согласные смягчаются: му[з’е]й, к[р’е]м. В ряде случаев сохраняется твёрдость согласных звуков перед [е]: биз[нэ]с, компью[тэ]р. В связи с постоянным движением нормы от твёрдого произношения к мягкому возникают варианты: [д’е]кан и доп. [дэ]кан, [д’е]финиция и [дэ]финиция. Орфоэпическая правильность заимствованных слов проверяется по новейшим словарям.

В русской речи происходит процесс уподобления согласных звуков, поэтому следует обратить особое внимание на произношение ряда звуковых сочетаний: [сш] и [зш] произносятся как долгий твёрдый согласный [ш]: низший – ни[шш]ый. [сж] и[зж] произносятся как долгий звук[ж]. В настоящее время наряду с долгим мягким звуком [ж] допускается долгий твёрдый звук [ж]: дро[жж’]и и дро[жж]и, во[жж’]и и во[жж]и, по[жж’]е и по[жж]е. Сочетание тс на стыке окончания 3 лица глаголов с частицей – ся произносится как долгий [ц]: катятся - катя[цц]а. Необходимо отметить, что постфикс –ся произносится как [с’]: бою[с’], стремлю[с’].

Следует особое внимание уделить произношению сочетания – чн, которое по старомосковским нормам произносится как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется лишь в некоторых словах: конечно, нарочно, скучно, яичница и в женских отчествах на – ична (Ильинична, Никитична).

Двойные согласные произносятся как долгий звук обычно в том случае, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[пп]а, ма[сс]а, програ[мм]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся как один звук: а[к]орд (аккорд), гра[м]атика (грамматика).

 

 

Практические задания

Задание 1. Прочитайте слова иноязычного происхождения, обращая внимание на произношение звука [о] в безударном положении. Проверьте произношение слов по орфоэпическому словарю.

Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, какао, коммюнике, колледж, ноктюрн, оазис, поэт, радио, сомбреро, соната, тореадор, трио.

 

Задание 2. Правильно прочтите заимствованные слова.

 

Твёрдое произношение

Бартер лорнет теннис

Бизнес модель термос

Бутерброд продюсер терракот

Индексация пантеон тест

Интеграция реквием тореадор

Компьютер тандем шедевр

Кафе тезис штепсель

Кодекс тенденция экзема

 

Мягкое произношение

Академия интеллект пресса

Берет кофе прессинг

Вексель кинескоп текст

Декларация крем термин

Икебана музей эффект

Интендант Одесса юриспруденция

 

Задание 3. Распределите приведённые ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произношения согласного перед е. В случае наличия двух вариантов, назовите «старшую» и «младшую» нормы.

Агрессия, адепт, анестезия, адекватный, аутентичный, бактерии, бассейн, безе, бизнес, бизнесмен, гетера, дебаты, дебют, декада, деканат, декан, деликатес, демарш, депо, депрессия, детектив, дефис, интеллект, интервью, индекс, кредо, крем, кодекс, критерий, кузен, лазер, либретто, лорнет, лотерея, менеджер, музей, неологизм, Одесса, одеколон, панель, патент, рейд, реквием, реликвия, свитер, сейм, сервиз, сервиз, сессия, сеттер, синтез, стресс, тезис, темп, тенденция, термос, термин, термостат, терапевт, тестирование, фанера, фарватер, фланель, шинель, штемпель, экспресс, энергия, эффект.

Задание 4. Обратите внимание на чтение ударной гласной. Выпишите и запомните слова, в произношении которых вы делаете ошибки.

[е]: атлет, афера, блеф, бытие, житие, гренадер, зев, опека, оседлый, преемник, современный, местоименный, недоуменный, иноплеменный;

[о]: безнадежный, береста, блеклый, белесый, желчный, заем, маневры, наемник, никчемный, новорожденный, одноименный, осетр, острие, платежеспособный, сметка, филер.

Задание 5. Как правильно произносятся слова?

1. Ист…кший кровью – ист…кший срок, оглаш…нные резульаты – кричит как оглаш…нный, пад…ж скота – именительный пад…ж, аф…ра, быти…, кс…ндз.

2. Составьте предложения с приведёнными словами и определите их сочетаемость.

Слож…нный – сложё…ный, погруж…нный - погруж…нный, кр…стный – кр…стный, соверш…нный – соверш…нный.

 

Задание 6. Произнесите следующие слова правильно, распределите их по трём группам:

1) слова, которые в просторечии приобретают лишний звук.

2) слова, которые в просторечии утрачивают один звук.

3) слова, в которых при произношении иногда происходит опрощение (изменяется качество звука или же звуки меняются местами).

Бессребреник, военачальник, грейпфрут, дерматин, дуршлаг, желатин, заведующий, инцидент, компрометировать, конкурентоспособный, констатировать, контингент, крыжовник, ландшафт, летосчисление, макулатура, насмехаться, пельмени, пиджак, прецедент, поскользнуться, пощёчина, противень, распространенный, сандалии, скрупулёзный, следующий, эскалатор, эскалация, юрисконсульт, флюорография, чрезвычайный.

Задание 7. Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний согласных тч, дч как долгий [ч]

Отчизна, отчет, отчаяние, отчитаться, отчетливо, отчество, отчуждение, отчистить, отчудить, докладчик, зодчий, зодчество, заводчик, наводчик, разводчик, переводчик.

Задание 8. Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний сш, зш, зж, сж как долгий [ж] или [ш].

Бесшумно, без шапки, без шипов, замерший, без шарфа, из щубы, из шапки, из шерсти, через шоссе, через шахту, из шахты, без шахты, из шурфа, из шины, без шины, без шоссе, без шерсти.

Сжигать, сжег, сжечь, позже, с женой, безжалостный, без жалобы, без жизни, визжать, без жалюзи, без жены, поезжай, разжевать, из жалости, из жести, через жернова.

Задание 9. Прочитайте слова, обращая внимание на правильное произнесение сочетаний чн, чт.

Булочная, молочный, сварочный, яблочный, порядочный, марочный, свечной, конечный, конечно, подвенечный, горчичный, яичница, яичный, скворечник, горничная, двоечник, троечник, очечник, Кузьминична, Никитична, скучно, скучный, что, чтобы, что-то, что-нибудь, кое-что, ни за что, во что бы то ни стало, что бы то ни было, нечто, ничто.

Задание 10. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – чн: 1) слова, где произносится [чн], 2) слова, где произносится [шн], 3) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный.

Задание 11. Расставьте ударения в словах. Найдите те слова, произношение которых изменилось за последние несколько лет. Для этого сравните орфоэпические словари разных годов издания. Сделайте вывод о состоянии орфоэпической нормы русского языка в настоящее время.

Августовский, агрономия, алфавит, алкоголь, анатом, апостроф, арахис, аргумент, баловать, безудержный, блага, благовест, бомбардировать, валовой, введённый, вероисповедание, генезис, гравер, грушевый, диспансер, добыча, договор, документ, досуг, еретик, закупоривать, звонит, зубчатый, иконопись, индустрия, искра, иначе, каталог, квартал, комбайнер, красивее, кухонный, корысть, мастерски, меновая, металлургия, мизерный, намерение, насквозь, оптовый, осведомить, обеспечение, откупоривать, партер, пасквиль, плато, принудить, свёкла, сливовый, созыв, средства, статуя, столяр, таможня, феномен, ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шофер.

Задание 12. Используя словарь, поставьте ударения в следующих словах. Отметьте слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Договор, досуг, кремень, квартал, маркетинг, одновременно, петля, пригоршня, роженица, слепень, страховщик, танцовщица, туфля, щавель, ядрица.

Задание 13. Поставьте ударение в приведённых ниже именах прилагательных. Употребите их в сочетаниях с существительными.

Августовский, грунтовый, губчатый, значимый, зубчатый, домовый, кедровый, костюмированный, красивее, мальчиковый, неразвитой, озлобленный, оптовый, подростковый, сливовый, согнутый, экзальтированный,

Задание 14. Правильно прочитайте следующие глаголы, образованные от прилагательных:

Бодрый – ободрить, глубокий – углубить, лёгкий – облегчить, острый - обострить, крепкий – укрепить.

Задание 15. Прочитайте глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени. Определите существующую в данных примерах закономерность.

Отнять – отнял – отняла – отняли;

понять – понял – поняла – поняли;

начать – начал – начала – начали;

начаться – начался – началась – начались;

дать – дал – дала – дали;

создать – создал – создала – создали.

 

Задание 16. Обратите внимание на место ударения в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. Обобщите наблюдения и сформулируйте правило расстановки ударений.

Прав – права – правы;

близок – близка – близки;

горек – горька – горьки;

длинен – длинна – длинны, но рукава длинны;

ровен (путь), но не ровен час – ровна – ровны;

глубок – глубока – глубоки;

роздан – роздана – розданы;

создан – создана – созданы;

взят –взята – взяты;

занят – занята – заняты;

начат – начата – начаты.

Задание 17. Найдите нарушения орфоэпических норм литературного языка в текстах современных песен.

1. «Жизнь разносилась, как туфля…» («Петля», гр. «Король и шут»).

2. «Когда муж пошел за пивом…» («За пивом», гр. «Академия»). 3. «У меня есть компасы…» («Морская», гр. «Мумий Тролль»). 4. «Ты звонишь ей домой…» («Студент», гр. «Руки вверх»). 5. «Был удивлен, когда прочитал свой некролог…» («Неподвижен», Урфин Джюс). 6. «Хошь мороженое скушай…» («Зачем вы, девочки?» гр. «Иванушки»). 7. «Тыщу лет меня знаешь…» («Изучай меня», Н. Ветлицкая). 8. «В них тока слезы и тушь…» («Все решено», гр. «Гости из будущего»).

 

Задание 18. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Новости политики и экономики

Израиль подтвердил намерение продолжать мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

– В результате сложных манёвров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших.

– Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

– Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма, тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

– Занимаясь оптовыми поставками, фирма каждый квартал вовремя расплачивается с поставщиками. Ведущие специалисты по маркетингу стремятся расширить и углубить экономические связи с крупными предприятиями.

Выполнив упражнения, сделайте выводы и подготовьте резюме по теме семинарского занятия, опираясь на вопросы:

1.Чем отличается орфоэпия от фонетики?

2.Каковы основные и частные правила произношения гласных звуков в современном русском языке? Приведите примеры.

3.Каковы основные и частные правила произношения согласных звуков в современном русском языке? Приведите примеры.

4.Каковы особенности русского ударения?

5.Существуют ли закономерности, следуя которым можно правильно расставить ударение в словах русского языка? Если существуют, то сформулируйте их.

 

 

Морфологические нормы

Задание 1. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, вокалистка, гонщица, доярка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, стюардесса, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.

Задание 2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Автор, адвокат, аквалангист, бакалавр, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, певец, педагог, поэт, слесарь, солист.

Задание 3. Укажите, какие из приведённых ниже отвлеченных и вещественных существительных имеют формы множественного числа. Отметьте различия в употреблении единственного и множественного числа приведенных имен существительных.

Беспорядок, вино, вода, глупость, масло, мороз, опыт, соль, знание, бумага, процесс, снег, радость, сталь, температура, холод, шум, красота, литература, полотно, инициатива, договоренность, закат, совершенство.

Задание 4. Определите род несклоняемых существительного. Употребите эти слова с прилагательными или глаголами прошедшего времени.

Алиби, алоэ, бигуди, боржоми, бра, визави, виски, галифе, досье, денди, жалюзи, кашне, коммюнике, кенгуру, кюре, леди, пальто, пани, пенальти, протеже, рандеву, сулугуни, такси, торнадо, резюме, реноме, фиаско, фламинго, хинди, шимпанзе, эмбарго, эсперанто.

 

 

Окончание именительного падежа множественного числа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...