Склонение собирательных числительных
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Собирательные числительные двое, трое, четверо – десятеро склоняются как прилагательные, при этом они имеют ряд ограничений в употреблении с существительными.
При употреблении собирательного числительного оба – обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими и т. д. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот, у обеих ворот, можно: у тех и у других ворот. Задание 13. Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.
1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 2. Обои студентки получили, наконец, стипендию. 3.Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. 4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. 5. Для выполнения задания мне не хватило пары часов. 6. На обеих носилках лежали раненые. Задание 14. Запомните трудные случаи образования прилагательных сравнительной степени. Укажите чередование звуков и суффиксы в данных словоформах. бойкий – бойчее жалкий – жалче вязкий – вязче жидкий – жиже гадкий – гаже здоровый – здоровее горький – горше кроткий – кротче (устар.) дерзкий – дерзче (устар.) ловкий – ловчее, ловче (устар.) едкий – едче (устар.) плохой – хуже (устар. плоше) Задание 15. Укажите случаи неудачной замены местоимением знаменательных слов. Исправьте ошибки. 1. Много хороших предложений внесли студенты академии. Их внедрение поможет лучше организовать производственную практику. 2. Печорин был знаком с Грушницким. Он был ранен в ногу. 3. Молодогвардейцы помогают жителям скрыться, когда их угоняют в Германию.
В морфологической системе языка глагол занимает особое место. Он ориентирует высказывание на речевую ситуацию. Глагол определяет отношение речи ко времени и реальности, поэтому следует обращать особое внимание на произношение и написание видовых пар: 1) Если в глаголе совершенного вида с суффиксами -ыва, -ива ударение падает на корневой гласный -О-, то в парном глаголе несовершенного вида сохраняется эта корневая гласная: наморщить – наморщивать обезболить – обезболивать озаботить – озабочивать переспорить – переспоривать упрочить – упрочивать
2) В некоторых глаголах вариант несовершенного вида с корневой –О- не употребляется, считается устарелым: дотронуться – дотрагиваться заработать – зарабатывать заготовить –заготавливать застроить – застраивать
оспорить – оспаривать удвоить – удваивать
3) Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный, то в парном глаголе несовершенного вида появляется корневая гласная -А-: выработать – вырабатывать выпорхнуть – выпархивать затормозить – затормаживать подбодрить – подбадривать поскользнуться – поскальзываться прострочить – прострачивать укоротить – укорачивать
4) В некоторых глаголах наблюдается колебание корневой -О-/ -А-: варианты с -А- свойственны разговорной речи, а варианты с -О- деловой, книжной.
Деловая речь Разговорная речь
удостоивать удостаивать условливаться уславливаться задобривать задабривать обусловливать обуславливать сосредоточивать сосредотачивать уполномочивать уполномачивать
Задание 16. Найдите нарушение морфологических норм в следующих строках современных песен. 1. «Четвёртый год иду с ума…» («Четыре слова», гр. «Агата Кристи)». 2. «Форель копченый, пиво холодный…» («Танцы-обниманцы», М. Гребенщиков). 3. «Я не гулял, я не дебошил…» («Пропадаешь зря», гр. «Руки вверх»). 4. «Че-нибудь скажу ему следом…» («По приколу», гр. «Каста»). 5. «И с ним все мои мечты опустились ко дну» («Что же я наделала?», гр. «ВИАГра»).
Задание 17. Прочитайте тексты, обращая внимание на форму числительных. Правильно расставьте ударения. Синий кит Самое крупное животное в мире – синий кит. Вес его сердца достигает 600 – 700 кг, языка – 300 кг, печени 1200 кг. Вес самого животного равен весу 30 слонов или 150 быков, т. е. достигает 150 тонн. Длина тела свыше 30 м. По сравнению со 150 тоннами веса мяса кита вес его мозга ничтожен: не более 8 кг. Новорожденный китенок «крошечный»: около 7 метров длины и 5 – 6 тонн веса. Но обеспечение его пищей проблемно: в сутки он выпивает до 200 литров молока. Зато в весе прибавляет от 60 до 100 кг. Сейчас эксперты ведут исследования: не уменьшится ли прирост веса «младенца», если в рацион ввести свекольный, грушевый и сливовый отвары.
Можно ли пить морскую воду? Ученые пришли к единодушному мнению: морская вода губительна для человека. Пить ее нельзя даже в самом крайнем случае. Морская вода не утоляет жажду, а лишь ускоряет обезвоживание организма и тем самым приближает его гибель. Английские ученые изучили причины 4488 кораблекрушений, которые потерпели британские торговые суда во время Второй мировой войны. И что же им удалось выяснить? Примерно около 5400 моряков воспользовалось 475 шлюпками, которые их носили по волнам ещё много дней. Оказалось, что из 997 человек, утолявших жажду морской водой, погибли 387, а из 3994, кто не пил её, лишь 133 человека.
Астрологический прогноз Завтра с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить: об этом говорит положение новорожденного месяца и Венеры в градусе 66-й широты. Овнам на весь квартал не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 5625 рублей, а Тельцам – на сумму менее 5698 рублей. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем 2579 рублями. Если Лев уже располагает 580272 рублями капитала, ему повезет. К этим 580272 тысячам он сможет прибавить еще от 1,5 до 130 тысяч. Дева давно имеет намерение похлопотать о1559787 рублях, которые могли бы поправить её дела. Завтра эти мечты сбудутся, если Юпитер столкнется с Марсом.
Синтаксические нормы Пары конструкций, близкие по смыслу, но требующие разного управления – с предлогами или без них:
Задание 1. Найдите подлежащее. Как следует построить фразу, чтобы читатель мог сразу различить субъект и объект? 1. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 2. Традиционные таблицы уже заменяют диафильмы. 3. Пусть мои эмоции дополнят цифровые данные. 4. Происходящие в мире события подтверждают газетные публикации. Задание 2. Согласуйте подлежащее со сказуемым. В соревновании участвовал… сто двадцать один спортсмен. На совещании был… представлен… пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл…сь депутатами парламентов. Большинство картин русских художников-передвижников был… воспринят… как протест против застоя в искусстве. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Сибирь. 210 студентов этой группы принял… участие в олимпиаде. Задание 3. Определите, в каком случае существительные, обозначающие лиц по профессии, согласуются с зависимыми словами по грамматическому признаку, в каком – по смысловому. 1. В экспедицию с нами поехал … молод… океанолог Ольга Морозова. 2. Один (одна) из присутствующих на аэродроме пилотов, Елена Попова, отметил… неудачную посадку последнего самолета. 3. Женщина-хирург удачно провел… очередную операцию.
Задание 4. Выберите подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым. Два (мои, моих) (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. Мне нужно защитить две (трудные, трудных) (лабораторные, лабораторных) работы. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований. Задание 5. Поставьте топонимы в нужном падеже. В городе (Шуя), из города (Москва), к станции (Рига), в деревне (Хорошилово). У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Имандра). На улице (Большая Полянка), с улицы (Лубянка), об улице (Арбат), к планетам (Марс, Венера), в республике (Швейцария), в стране (Куба), над горой (Казбек). Задание 6. Составьте словосочетания с близкими по значению словами, требующими различного управления (постановки зависимого слова в разных падежах): 1. Идентичный – сходный, обидеться – обижен, отзыв – рецензия, полный – наполненный, препятствовать – тормозить, преимущество – превосходство, различать – отличать.
2. Уверенность – вера, уплатить – оплатить, воплощение – претворение, опираться – базироваться, основываться – обосновывать, предостеречь - предупредить. Задание 7. Найдите ошибочные словосочетания. Отзыв на спектакль, доказательства базируются на документах, превосходство перед противником, различать старое от нового, рассержен на предложение об уходе, верить в победу, удивляться красоте природы, уплатить проезд, обижена на окружающих, уделять внимание оформлению документа, уехал в заграницу. Задание 8. Объясните смысловое различие словосочетаний. Употребите словосочетания в соответствующих контекстах. Требовать вознаграждение – требовать вознаграждения, просить деньги – просить денег, ждать поезд – ждать поезда, лететь на самолете – лететь в самолете, отвезти дрова – отвезти дров. Задание 9. Запомните содержание таблицы. Со словами второго ряда составьте предложения.
Задание 10. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещённые справа: сбор и обмен информация подготовка и руководство студенты помощь и сотрудничество _____ предприятия познакомить и распространить документ помогать и заботиться родители надеяться и верить победа
Задание 11. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь. Образец: «Я с восхищением следил за самолётами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток». ОС – «людей, которые удалялись»; ПС – «самолетами, которые удалялись» (ОС ошибочная смысловая связь, ПС – правильная смысловая связь) 1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей. 3. И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. 4. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования.6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина». Задание 12. Распределите высказывания на три группы в зависимости от типа конструкции, с которой соотносится деепричастный оборот (безличная, пассивная, субъект не соотнесён с действием, выраженным деепричастием). Исправьте ошибки. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. Перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. Текст писался мной долго и напряженно, вызывая приступы раздражения и приводя к длительным часам апатии. Задание 13. Исправьте синтаксические ошибки. 1.Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счёт плохой системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6.Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. Весёлый котёнок Мурка смешила нас каждый день. 8. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 9.Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 10. Готовя домашнее задание, меня всё время отвлекал телефон. 11. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью. 12. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 13. Промотав своё состояние, ему нечего было оставить своим детям. 14. Устав после занятий, мне не читалось. 15. К нам присоединились ещё много колонн. 16. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». 17. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 18.Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 20. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 21. В шкафу стоят много книг. 22. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое действие. 23. Думаю, что мой любимый писатель в своих произведениях недалёк к истине. 24. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча. Выполнив упражнения, сделайте выводы и подготовьте резюме по теме семинарского занятия, опираясь на вопросы: 1. Какие части речи испытывают колебания в роде, числе и падеже при их согласовании с существительным? 2. Назовите случаи, когда пары предлогов в – из, на – с пересекаются. Приведите примеры грубых ошибок в использовании этих предлогов. 3. Определите временную отнесенность производных предлогов благодаря, ввиду, вследствие. Составьте с ними предложения. 4. Какие типичные ошибки встречаются при употреблении деепричастных и причастных оборотов? Задание на дом: заполните таблицу, приведя не менее двух примеров каждого вида возможных грамматических ошибок. Рядом напишите правильные варианты. Грамматические ошибки
Лексические нормы Н. В. Гоголь писал о русском языке следующее: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценней самой вещи». Богатство лексикона языковой личности определяется большим запасом синонимических средств, которые должны активно реализовываться в речи. При этом необходимо внимательно следить, чтобы главное слово синонимического ряда не заменяло другие. Задание 1. В каждом из приведённых ниже предложений заменить «универсальное» слово «сделать» («делать») более определённым, конкретизирующим характер действия. 1. На стволе берёзы кто-то сделал ножом свои инициалы. 2. Ребята стали делать костры у самого ледника. 3. С помощью антифашистов военнопленным удаётся сделать побег из лагеря. 4. В пятницу мы делаем классный сбор.5. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 6. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. 7. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. 8. Туристы сделали отдых на берегу реки. 9. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.
Задание 2. Глаголы «говорить» («сказать») обладают обобщённой семантикой. Широта и универсальность лексического значения способствуют их частому употреблению, при этом иногда они неправомерно заменяет другие глаголы речи. 1. Каждый говорил свою точку зрения. 2. Оратор говорил интересную речь. 3. Павел Петрович постоянно говорит изысканные выражения. 4. Тамада сказал здравицу, и веселье продолжилось. 5. Варвара рассказывает ей свои принципы. 6. Это коренное противоречие эпохи Островский рассказывает на обыденном конфликте. Задание 3. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не употребляя слово очень). 1. Этот человек Вас … уважает. 2. Он … болен. 3. Такие тренировки …важны для поддержания спортивной формы. 4. Коля … кричал, но из-за шума волн его никто не услышал. 5. С вечера шел … дождь. 6. На новую стоянку пришлось перебираться в … мороз. 7. Марат … спал и не услышал, как звенел будильник. 8. Каждый гражданин республики обязан … соблюдать ее закон. 9. В ответ на эту провокацию правительство Армении заявило … протест. Задание 4. Выберите наиболее точное слово из предложенных в скобках. Объясните свой выбор. 1. По приглашению старых друзей нам … (довелось, посчастливилось, удалось, пришлось) … (побывать, посетить) этот прекрасный город. 2. На последней научно-методической конференции было … (показано, продемонстрировано), что … (использование, применение) технических средств … (во много раз, заметно, значительно, несравненно, ощутимо, существенно) … (повышать, увеличивать) … (производительность, эффективность) … (работа, труд) педагога. 3. За последние несколько лет в городе … (возведено, отстроено, сооружено) более 2 миллионов метров жилой площади. 4. В нашем районе … (жить, обитать, проживать) около 50% населения города. 5. В Российской национальной библиотеке хранится много (ветхих, древних) рукописей. 6. Он достиг успехов, проявив большое (упрямство, упорство) 7. Из окна было видно небольшое квадратное озеро, … (окаймленное, обрамленное, окруженное), точно рамкой, косматыми ветлами. 8. Блеклая трава бессильно (согнулась, пригнулась, наклонилась, поникла) под дождем к самой земле. 9. По стеклам зигзагами … (струились, сбегали, падали) капли. Задание 5. Составьте словосочетания со следующими синонимами: 1. Особа, лицо, персона, фигура, птица. 2. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий. 3. Удачный, успешный, благополучный. 4. Удивительный, поразительный, изумительный, дивный, чудный.
Задание 6. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской. Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество. Задание 7. Чем приведённые синонимы отличаются друг от друга (по смыслу или стилистической окраской)? Обличье – облик, нехватка – дефицит, напасть – злоключение, потехе – развлечение, переделка – преобразование, вояка – воин, глазник – окулист, врун – лжец, большущий – гигантский, растранжирить – расточить, плакаться – сетовать. Задание 8. Подберите подходящие прилагательные к данным существительным. Здравица – здравница (черноморская, застольная) Атомщик – атомник (империалистический, миролюбивый) Остатки – останки (человеческие, пищевые) Диктат – диктант (контрольный, римский) Поиск – происк (геологический, вражеский) Осветитель – осветлитель (театральный, мощный) Дипломат – дипломант(кожаный, талантливый)
Задание 9. К данным прилагательным подберите подходящие существительные из скобок Практичный – практический (занятие, материал, человек) Рыбий – рыбный (ловля, хвост) Черепаший – черепаховый (гребень, корм) Сытый – сытный (обед, человек) Цветистый – цветастый (осень, платье)
Задание 10. Поставьте вместо точек нужный по смыслу пароним. Мотивируйте свой выбор. В пещере с потолка свешивались …, а с пола поднимались… (сталактиты – сталагмиты). Мой товарищ был … противник споров. – Защитники крепости отбивали… атаки противника (яростный – ярый). На привале мы… пообедали. – Лошадь перебирала ногами (сыто – сытно). У старого учителя было очень… лицо. – Открывая выставку, он произнёс… слово (приветный – приветливый). … почту отправляет, а… - получает (адресат – адресант).
Задание 11. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова и подберите к ним паронимы. Уточните их значения. Письмо Однажды я получил письмо. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не странное содержание этого письма, а скорее отсутствие его. Я бережно вскрыл конверт и обнаружил в нем белый лист бумаги, совершенно чистый с обеих сторон. Адресатом был я, а сведения об отправителе отсутствовали, не было даже подписи. Несколько дней спустя ко мне пришло точно такое же послание. Я хотел больше не вскрывать писем, но было бы неразумно из-за какого-то шутника лишить себя контакта с миром. Потом я получил еще три чистых листа бумаги. И каждый раз приходилось испытывать обидное разочарование. Все знают, какую радость приносит человеку минута, когда он получает из рук почтальона скрытое и одному ему предназначенное послание. Раздраженный, я воспользовался первой же возможностью, чтобы поехать в указанный на штемпеле город. Когда в гостинице я приступил к формальности регистрации, портье, услышав мою фамилию, сказал: «Тут для вас есть письмо». Неужели вновь чистый лист бумаги? Да, это было так. По почтовому штемпелю можно было узнать, что письмо было отправлено из населенного пункта, который я покинул два часа тому назад… Надо было от этого досадного наваждения освободиться. Я поспешно согласился на приглашение принять участие в охоте на диких уток, которая должна была состояться на больших болотах в одном из отдаленных уголков страны, где отсутствовало какое-либо почтовое отделение. Обстановка была романтичная. Мы сидели, притаившись на маленьком островке, заходило солнце, приближался косяк водоплавающих птиц. Я схватил бинокль и увидел: предпоследним летел почтовый голубь. Не теряя времени, я заменил бинокль на ружье и, прицелившись с таким старанием, на какое только был способен, выстрелил. Голубь исчез в водах озера. Солнце уже зашло, когда послышался плеск воды, заколебался камыш, и сквозь него протиснулась моя услужливая собака, неся в зубах голубой конверт. Клеенчатый мешочек предохранял его от воды… (По С. Мрожеку).
Задание 12. Объясните значения выделенных слов. Докажите, что они являются паронимами. На какой слог падает ударение в подчеркнутом слове? Почему? а) Поверь: для них смешон твой плач и твой укор С твоим напевом заученным, Как разрумяненный трагический актер, Махающий мечом картонным. (М. Ю. Лермонтов «Не верь себе»).
Отец и сын не смотрели друг на друга. Что-то неуловимое, трагичное было в их лицах (Г. Николаева. «Жатва»).
б) Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич. (М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»).
Старик поднял весла – и царственная река понесла нас (И. С. Тургенев «Ася»). Задание. Укажите, в каких случаях паронимы царский – царственный употреблены правильно. a) Борис Годунов окружался царственным почётом, принимал иноземных послов в своих палатах с величавостью и блеском. б) А прогневал я тебя – воля царская: прикажи казнить, рубить голову. в) Иногда океан выплёскивает на берег таинственные, загадочные вещи, однажды нашли мы на песке золотую царственную корону. г) Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на черепке интереснейшую сцену царственного пиршества.
Задание 13. Рассказ Ивана Антипова называется «Геройский трус». Какая фигура выразительности лежит в основе этого названия? Подберите соответствующий пароним к прилагательному. Какое из двух слов является более удачным определением к существительному? Проверьте свои выводы по словарю паронимов.
Задание 14. Укажите, какие стилистические приемы усиления выразительности речи использованы в заголовках газетных статей. «Большие заботы малого села», «Когда и в мороз жарко», «Бесчестное благочестие», «Ядовитое противоядие», «Маленькие заметки о большом космосе», «Счастливый невезучий человек», «Пересол от недосола». Задание 15. Обратите внимание на неудачное использование антонимов; исправьте предложения. 1. Захотелось сбежать вниз по ступенькам, но дисциплина и самоконтроль взяли верх, и он сошел вниз быстрым, деловым шагом. 2. Когда я вошел в комнату, жена настраивала телевизор, не замечая, как я расстроен. 3. Не буду останавливаться на конкретных проблемах, решение которых вдохнуло в жизнь старого завода немало нового. 4. Вопрос о скрытых резервах все еще остается открытым. Задание 16. Определите, какие из выделенных слов не являются антонимами. Объясните почему. а) 1. Грамотный ученик – безграмотный ученик; 2. Талантливый работник – бездарный работник; 3. Дорогая покупка – дешевая покупка; 4. Дорогой гость – нежданный гость. б) 1. Нужная вещь – ненужная вещь; 2. Нужная вещь – лишняя вещь; 3. Приобретенная вещь – утраченная вещь. 4. Купленная вещь – подаренная вещь. Задание 17. Сравните предложения; укажите случаи нарушения лексической сочетаемости; дайте свои варианты правки.
Задание 18. Прочитайте выражения, которые образовались в результате контаминации, найдите исходные словосочетания. Пример: тратить нервы = портить нервы+тратить здоровье Влачить лямку……………..наращивать мастерство Оказать внимание= занять звание чемпиона= Потерпеть потери= защитить степень= Поднять тост= производить воздействие= Играть значение= выполнение мечты= Оказать вред= давать намёк= Производит воздействие= повысить кругозор=
Задание 19. Определите значения фразеологизмов, подберите к каждому из них синонимическую и антонимическую пару. На вес золота, держать себя в руках, по пальцам перечесть, как с гуся вода, ломать спину, кусать локти, затыкать за пояс, казанская сирота, шапочное знакомство, милости просим, ломать шапку, ни гроша за душой, с открытым сердцем.
Задание 20. Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение. Как говорят: 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о том, кто часто бездельничает; 3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4) о кротком, безобидном человеке; 5) о человеке высокого роста; 6) о болтливом человеке; 7) о бесследном исчезновении кого-либо; 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9) о чувстве большой неловкости, стыда; 10) об очень дальних родственниках; 11) о бесшабашном человеке; 12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного;
Задание 21. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте их. 1.Он постоянно сидит сложив руки. 2.Еще вчера ему пели фимиамы. 3. Он неожиданно для себя попал в калошу. 4. Опекун присвоил себе львиную часть наследства. 5. Когда кругом кипит работа, не нужно вертеться под руками. 6. Этот факт был одним из камней притыкания в решении вопроса о власти. 7. Между бывшими приятелями разгорелся спор, сошлись коса на камень.
Задание 22. Найдите плеоназмы в предложениях. Исправьте ошибки. 1. Наша команда испытывала временной цейтнот. 2. Приглашенный дизайнер осмотрел внутренний интерьер особняка. 3. На протяжении всего времени учебы мальчик являлся в классе ведущим лидером.4. В период сессии необходимо беречь каждую минуту времени. 5. Психолога интересовали взаимоотношения учащихся друг с другом.
Задание 23. Слова иноязычного происхождения разделите на четыре группы: интернационализмы, экзотизмы, допустимые заимствования и варваризмы. Гуманизм, доминировать, имидж, кимоно, комментатор, компенсация, коттоновый, мотель, мультимедиа, паранджа, превалировать, презентовать, республика, сантим, сейм, стагнация, тинэйджер, толерантность, чайхана, шопинг.
Задание 24. Укажите, каковы причины заимствования приведенных ниже иноязычных слов (1. Заимствовано вместе с новым понятием или предметом; 2. Заимствовано для замены нескольких слов, обозначающих один предмет, действие или явление; 3.Заимствовано в качестве синонима к существующему русскому слову для более точного обозначения понятия). Аншлаг, бра, грант, дайджест, дефолт, импорт, киднепинг, круиз, ноутбук, плед, скотч, спонсор, спринт, трансферт, транш, халва, холдинг, экспорт, энтузиазм.
Задание 25. Укажите разницу между близкими по значению иноязычными и русскими словами. Составьте с ними предложения. Аморфный – бесформенный, антракт – перерыв, афиша – объявление, бассейн – водоем, дискуссия – спор, инцидент – случай, митинг – собрание, оппонировать – возражать, оранжерея – теплица, турист – путешественник.
Задание 26. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Там, где нужно, исправьте и другие лексические ошибки. Запишите исправленный вариант. 1. В дискуссии необходимо дать приоритет вопросу о заимствованиях. 2. Креатив приветствуется. 3. Толерантность – необходимое условие современных общественных отношений. 4. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 5. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 6. Электорат был подготовлен к предстоящим выборам. 7. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 8. Идентичное решение было принято студентами второй группы.
Задание 27. Современную речь молодых людей засоряют часто встречающиеся слова: как бы, короче, прикинь, по-любому. За ними пропадает индивидуальность личности говорящего. Прочитайте фрагмент из книги П. А. Каблукова «Говорите, пожалуйста, правильно». Какое негативное влияние оказывают подобные слова на Вашу речь? «В последнее время многие обращают внимание на широкое распространение словечка как бы. Все мы хорошо понимаем, что это слово в его нормативном употреблении выражает условно-предположительное сравнение. В разговорной же речи как бы указывает на неточность формулировки, на то, что выбранное не вполне соответствует мысли говорящего. В сущности, то же самое значит более длинный оборот если можно так сказать или просто так сказать. Паразитическое же распространение этого слова проистекает, как кажется, из стремления говорящего снять с себя ответственность за неточность речи: сказал «как бы» и тем самым как будто извинился за небрежность. Репертуар слов-паразитов меняется, пожалуй, быстрее, чем многие другие пласты лексики. «Видите ли», «понимаешь», «на самом деле»… Что-то уходит, но появляется новое. Эти всеми гонимые слова-паразиты играют все же определенную и порой довольно существенную роль в построении устной речи. Иногда они маркируют начало или конец речи («так», «вот»), иногда дают слушателю понять, что реплика не завершена, что говорящий хочет сказать еще что-то (это может выражать даже растянутая гласная)… Обойтись без таких слов в устной речи практически невозможно. Это не значит, что не следует бороться со всеми этими как бы. Бороться, безусловно, нужно. Но цель должна заключаться не в том, чтобы исключить из речи все, что кажется нам на первый взгляд ненужным, а в том, чтобы такие незначащие элементы не загромождали речь. Слово превращается в «паразита», когда оно вытесняет другие слова. Можно предложить тем, кто сам осознал, что злоупотребляет этим как бы, попытаться вытеснить это словечко для начала каким-нибудь другим. Ведь если школьник или студент говорит, что он не пришел на занятия потому, что «как бы заболел», то это звучит комически. Уж лучше «так сказать». Вообще, резкое возрастание частотности какого-то слова в речи окружающих – это сигнал опасности. Как только вы заметили, что слово начинает расширять сферу своего использования, стоит остановиться и задуматься. Сейчас, например, слов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|