Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схоластика. Фома Аквинский.




Схоластика

Схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Так, если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский (1033—1109) видел в вере предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».

Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аверроизмом. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? В зависимости от ориентации теолога на платоновское или аристотелевское философское наследие, все философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма, вслед за Платоном, видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Представители реализма: Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.

Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. К номиналистам относятся: Росцелин, Пьер Абеляр, БеренгардТурский и др. Умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия, называли концептуалистами.

Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама (1285—1349) и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что и знаменовало собой завершение средневековой философии.

Философия Ф. Аквинского

Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма.

Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов.

Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства излишни, когда известна Библия, в истины которой нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям и заблуждениям, к ереси.

Но со временем, в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума.Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, еще в период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать».Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.

Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.

Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:

Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.

Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.

Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».

Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией.Реализуя эту гносеологическую установку, Ф. Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию.Причем главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств :Первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.

Второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог.

Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог.

Четвертое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.

Пятое доказательство отталкивается от понятий целесообразности. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог. С Фомой Аквинским заканчивается важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый свое достойное место. К концу XIII в. томизм полностью возобладал в таких университетах, как Парижский, Кельнский и стал теоретической основой папства. Однако в это же время обнаружились и новые тенденции в социально-экономическом и духовном развитии западноевропейских народов, заложившие основы будущей философии.

16!! Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; в свою очередь, эмпиризм выступает как материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс), для которого источником чувственного опыта яв­ляется объективная реальность; идеалистический эмпиризм (Берк­ли, Юм), который выводит опыт из ощущений и представлений. Рационализм — направление, признающее разум источником познания и критерием его истинности.

Ф. Бэкон. Родоначальником эмпиризма является, английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Бэкон был первым философом, который сознательно поставил перед со­бой задачу разработки научного метода. Главный его труд - «Но­вый Органон» (1620), в котором ученый обосновал цель и назна­чение науки. Название это показывает, что Бэкон сознательно противопоставил свое понимание науки и ее метода тому понима­нию, на которое опирался Аристотеля.

Высшая задача науки - завоевание природы во имя усовершен­ствования жизни людей. Наука находит себе оправдание в практи­ческом применении результатов, поэтому особую полезность Бэ­кон усматривал в естественных науках. Знаменитый афоризм Бэ­кона «Знание — сила» отразил практическую направленность но­вой науки.

Бэкон выступил с критикой схоластического знания. Знание является силой, когда оно истинно, т. е. когда оно постигает ис­тинные законы природы. Схоластика признавала созерцательный идеал знания. Бэкон же считает, что нет знания без эксперимен­та - в этом состоит его новаторство. Однако практическая на­правленность науки у Бэкона не сводится к узко понятой утили­тарности. Он различает два вида научных опытов: «плодоносные», цель которых — принесение непосредственной пользы; «светонос­ные», целью которых является познание законов явлений и свойств вещей.

Главным препятствием на пути к истинному знанию Ф. Бэкон считал особенность самого познающего субъекта, стереотипы и заблуждения, укоренившиеся в сознании. Бэкон называет их при­зраками или идолами сознания и классифицирует по четырем ви­дам:

1. Идолы рода присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. К идолам рода относятся ложные представления, возни­кающие из-за ограниченности человеческих чувств и особенно ума: человек склонен судить обо всем, делая себя точкой отсчета, с этим связано и стремление к необоснованным обобщениям.

2. Идолы пещеры - индивидуальные особенности человеческой психики, обусловленные воспитанием, характером (по мнению английского философа, каждый видит мир «из своей пещеры»).

3. Идолы театра - следствие некритического отношения к ав­торитетам и мнениям, несамостоятельность мышления.

4. Идолы площади связаны с неправильным употреблением слов в результате чего происходит искажение логики рассуждений.

Знание всех этих препятствий на пути познания помогает пре­одолеть заблуждения.

Особое внимание в работах Бэкона уделялось обоснованию ме­тода познания. Он считал нерезультативным дедуктивный метод, восходящий к Аристотелю и основанный на движении от общих, очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Бэкон утверждал, что познание есть отражение внешнего мира в сознании человека и потому должно начинаться с чувственного опыта, с восприятия. Чтобы быть истинным, такое знание нуждается в экспериментальном подтверждении. Т.о., научное знание выводится непосредственно из экспери­мента. Бэкон предложил использовать метод индукции — движение от частных, единичных фактов к обобщающим выводам. Индуктивный метод позволяет установить природу (сущность) какого-либо явления. Эта сущность выража­ется признаком, который всегда сопровождает данное явление и отсутствует, когда этого явления нет.

Осознавая ограниченность своего метода, английский философ считает необходимым искать в ходе эксперимента факты, опро­вергающие конечный вывод, т. е. факты, не совпадающие с общим правилом. По мнению Бэкона, пренебрежение к таким фактам (он назвал их отрицательными инстанциями) является главной причиной ошибок, суеверий и предрассудков. Индуктивный метод имел свои недостатки: он не мог дать все­общего знания, в котором нуждалась наука. Эксперимент всегда конкретен, он имеет дело с определенным природным явлением, фактом. Научные же законы имеют форму идеализации, абстраги­руются от частностей. В учении Ф. Бэкона сде­лан чрезмерный акцент на эмпирический метод, недооценивается роль рационального начала в познании.

Продолжателями эмпиризма в гносеологии выступили предста­вители сенсуализма — Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.

Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения (вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ. деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы, усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд. идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину (сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части (расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности (последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

Рене Декарт (1596-1650) - основатель философии Нового времени или, как его еще называют, отец современной (modern) философии. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим образом:" Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению". Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа: "Делить каждую из рассматриваемых... трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить". Расчленяя сложное на простое, "на элементарные части до пределов возможного", анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы "располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". Синтез восстанавливает исчезнувшую в аналитических расчленениях целостность предмета, делая прозрачными его содержательные связи и зависимости.

Правило четвертое - правило контроля, которое Декарт определяет так: "Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено". На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...