Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрождение немецкой классической философии. Иммануил Кант как основоположник немецкой классической философии.




Иммануил Кант (1724-1804). Иногда он ездил из Кёнигсберга в Берлин (Кёнигсберг входил в состав Бранденбургского курфюршества). Жил он в Кёнигсберге, редко покидал сей город. Было два периода: докритический и критический. Шутят, что в 1770-е у Канта начались критические дни. Не была защищена диссертация, он долгое время работал в библиотеке Кёнигсбергского университета. Он изложил свои гипотезы о происхождении Солнечной системы. Начался процесс формирования Солнечной системы. Космическая пыль расположена неравномерно. Лаплас дал математическое обоснование гипотезе Канта. Кант занимался систематикой растений, животных, но всё больше его интересы входили в область философии. С 1770-х он увлекается философией. В основе его философского наследия лежат 3 работы. В их основе лежит слово «критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика философского суждения». Чтобы понять философию того или иного мыслителя, нужно понять его язык.

Базовые понятия – ноуменон (сущность), феноменон. Пытаясь расшифровать понятия, Кант говорит, что сущность скрыта. Люди на заре своего интеллектуального развития, в основном, рефлексировали чувственно. Долгое время, когда интеллектуальная культура человека была низка, мир являлся системой разрозненных явлений. Накапливался опыт человека, усиливались рациональные способности. Занимаясь наукой, человек стал получать сущностные познания. Поэтому Кант говорит, что с одной стороны мы живём в мире явлений (в мире для нас), а сущности скрыты для нас. По Канту, мир либо мир вещей, для нас познанных, либо скрытых сущностей. Ленин много читал Канта в эмиграции, но не очень в нём разобрался. Сам Ленин хорошо знал немецкий. Канта Ленин читал на немецком. Канта он обозвал агностиком, раз не верит в познаваемость мира. Процесс познания диалектичен, но Ленин считал, что таких философов, как Кант, надо отправлять в дурку. В мире имеются объекты трансцендентальные и трансцендентные. Трансцендентный – значит потусторонний. Трансцендентальный – то, что когда-то было не познано, потом становится познанным. Менделеев сам таблицу не заполнял, придумал лишь её основу. Таблица Менделеева до сих пор дополняются. Трансцендентные объекты непознаваемы, они навсегда останутся вне нашего познания. Они сами разворачивают свои сущности так, как хотят. Самый типичный трансцендентный объект – Бог. Он никогда не будет опознан нами. Всё, что мы узнаём о Боге, происходит через модификации. Кант, будучи глубоко верующим человеком, создал гражданскую философию. Концепция априорного и апосториорного сознания. Апосториори – опытное познание, то, что мы познаём в процессе нашей познавательной деятельности. Там есть два уровня: уровень чувственного познания. Энто познание мира с помощью органов чувств, которые люди получили от природы. Второй уровень – когда результаты ощущений, наблюдений, представлений обобщаются в рассудке, когда у нас формируются понятия. С т. з. Аристотеля, человек – «политическое животное». У Канта есть ещё и другой вид познавательной деятельности – априорное познание. У него тоже есть два уровня: чувственное и рациональное. Кант говорил, что некоторые ощущения, чувственные обобщения в нас заложены, присутствуют в нас. Способность ощущать окружающий мир – чувственное ощущение, вложенное в нас. По Марксу и Энгельсу, пространство и время – объективные материи. А Кант так не считал, он склонялся к субъективному идеализму. Чувство справедливости заложено в каждом человеке, он рождается потенциально способным делать добро. Он рождается с ощущением свободы. Он попадает в естественные условия. Плохим он становится, попадая в плохие компании. Врождённые понятийные ценности Кант назвал категорическим императивом. Свобода, по определению Канта, - умение ограничивать пространство собственной индивидуальной свободы и не деформировать пространство свободы других людей.

 

Философская система Гегеля. Единство диалектики, логики и теории познания.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Первые философские труды были написаны в первые десятилетия 19 века. К концу жизни был ректором Берлинского университета, умер на своём посту. Влияние Гегеля было велико. При его жизни были бунтовщики, за что их наказывали. Артур Шопенгауэр проявил к нему грубость, требовал, чтобы его лекции ставили в те часы, которые ставил Гегель. Почти все шли к Гегелю, к Шопенгауэру ходило народу гораздо меньше. Его студентом был Людвиг Фейербах. Он выступил с несогласием идеалистической системы. Перед выпуском он написал работу, где резко критиковал систему взглядов Гегеля. Работу он написал в духе гуманизма и проявил наглость направить работу на рецензию Гегелю. Через некоторое время работу вернули Фейербаху. Но энто означало многое, и Фейербах не получил диплома. Если б Гегель не сыграл в ящик в 1831, то он читал бы лекции Марксу. Маркс тоже увлекался идеями Гегеля, его преподаватели были гегельянцы. К моменту окончания университета Маркс был идеалистом. Объективный идеализм Гегеля – продолжение старой идеи. Сущий мир, по Гегелю, является одной из форм отчуждения, модификации, развития абсолютного духа. Базовое понятие – абсолютный дух. У Гегеля есть абсолютный дух, когда он не опредмечивается. Дух полон и свободен, когда не объективирован. У него нет никаких свойств и признаков, там нет ни пространства, ни времени. Онтос никогда не умрёт, он вне времени. Его книгу о пространстве и времени никто не понял. Ленин в 1922 году написал, что каждый большевик должен прочитать Гегеля, но отнестись к нему критически. Ленин требовал перевести Гегеля на русский язык. Работа продолжалась до 1929 года. При Сталине группа была репрессирована, Гегеля переводить перестали. В 1938 году вышел Краткий курс истории ВКП(б), там только 4-я глава была посвящена философии. Переводить Гегеля продолжили в 1960-е годы, и полностью перевели в 1970-е. Гегель писал, что дух диалектически развивается, с ним превосходит метаморфоза (изменение формы). Неживая природа – первая форма отчуждения духа. Энто уже некая структурированная система, она имеет свойства, признаки. Вторая ступень – возникновение неживой природы. Высшая форма объективации духа – история. У Гегеля везде сплошные триады. История у него трёхэтапна.

Появление древнейших государств на Востоке (знания первобытности были очень слабые)

Античность

Гражданское общество

Дух пытается обрести всё большую свободу. Дух замкнул себя в рамки природы, сначала живой, потом неживой, потом пытается выйти на свободу. Гегель пишет, что энто точечная свобода, она есть токмо для императора. Зарождаться гражданское общество начало со времени появления Иисуса Христа. Апостол переводится как «идущий после». У Маркса вектором развития человечества был коммунизм, у Гегеля – гражданское общество.

3 области духовного творчества: философия, искусство, теология. Энто и есть абсолютный дух. Духу надоедают эксперименты в области самоотчуждения, ему хочется вернуться в исходное состояние (из нечто в ничто). Когда-то произойдёт великое возвращение духа к себе. Когда исчезнет природа, исчезнет всё живое, останется лишь одна философия. Метод Гегеля ретроспективен. Гегель – основоположник теоретической диалектики. Два принципа диалектика: всеобщей связи и развития. Три закона диалектики

1) Единство и борьба противоположностей

2) Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений

3) Закон отрицания отрицаний.

Все законы воплощаются в системе категорий. Гегель создал образ рационалистического видения сущего. При Гегеля были формы бунта, а потом его и вообще активно критиковали.

19!!! 23) Иррационализм в европейской философии 20го века (экзистенциализм, персонализм, неотомизм)

Экзистенциализм (лат. existetia — существование), или философия существования, — одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии.

Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. Представители экзистенциализма отказались от рассмотрения методологии науки, теории познания, природы искусства, морали, религии, глобальных философско-исторических конструкций. В центр внимания были поставлены смысложизненные проблемы отдельного индивида, личности: выбор жизненного пути, ответственность за поступки, отношение к жизни и смерти, достижение подлинной свободы и другие. Категории и понятия экзистенциализма многозначны и зачастую не переводимы на язык академической философии, ибо авторы, некоторые из них, являются крупными представителями литературы и искусства, активно используют художественные образы, аллегории, мифы и т.д.

Истоки экзистенциализма как особого учения проявляются в творчестве Серена Кьеркегора (1813-1855) — датского религиозного философа. Он впервые противопоставил гегельянской "системе" внутреннюю жизнь человека — "экзистенцию", которая непроницаема для мыслей и всегда ускользает от ее понимания с помощью абстракций. Отсюда делается вывод о принципиальной неприменимости научного метода в самопознании человека. Оно может осуществиться только лишь в результате перехода к "самому себе" как уникальному существу и отказа от предметного бытия - "неподлинного существования" человека.

Различают религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.Шестов) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю).

Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основными проявлениями человеческого существования (модусами) выступают: страх, забота, решимость, любовь, совесть и другие. Человек интуитивно улавливает, прозревает экзистенцию как корень своего существования только в критические моменты жизни (страх, отчаяние, другие "пограничные ситуации"). Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

В работах немецких философов Мартина Хайдеггера (1889-1976) и Карла Ясперса (1883-1969) экзистенциализм окончательно оформился как философское учение.

В сочинении "Бытие и время" М.Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, существенной характеристикой которого выступает время. Основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому понимание времени есть понимание бытия.

Причину "неподлинного" понимания бытия Хайдеггер видит в абсолютизации одного из моментов времени — настоящего (вульгарное время). Настоящее — это обреченность вещая, а вещи заслоняют человека от его экзистенции и он становится вещью наряду с другими. Сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, ибо он осознает свою конечность, направленность к смерти. Экзистенция аутична с будущим. Проблема свободы — одна из главнейших проблем экзистенциализма. Особенно много страниц посвящено ей в трудах французских мыслителей Жана Поля Сартра (1905-1980) и Альбера Камю (1913-1960).

 

Иррациональная философия Шопенгауэра и Ницше. Под иррационализмом имеют ввиду учения, согласно которым решающим фактором в познании, поведении, мировоззрении людей, а также в ходе исторического процесса являются не силы разума, не рациональное, а иррациональное начало (от латинского irrationali – неразумный, несознательный), что предполагало признание ведущей роли инстинкта, слепой веры, т.е. тех средств духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости.

Принято считать, что основоположником является Артур Шопенгауэр (1788-1860гг). Он оспорил само понятие разума, как области осознанной, ментальной деятельности человека, введя в сознание человека бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, сам того не осознавая, функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли, которые признаются единой энергитийной основой всех личных воль и самого субъективного мира, т.е. интеллект – орудие воли к жизни. Т.о., он стремился с одной стороны к расширению знаний о человеческой психике, сводимой раннее преимущественно к рациональному началу, а с другой стороны он остался на позициях объективизма, заменив рациональную абсолютную идею Гегеля на иррациональный момент человеческой психики – метафизическую волю. Основополагающим началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не определенная, мировая воля. Волю наделяют универсальными космическими функциями: все сущее: природа, человека, культура – лишь ступени объективации воли. Т.е., специфической особенностью философии Шопенгауэра является волюнтаризм. Основное произведение Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Познание названо в двух формах, как непосредственное, интуитивное, либо как отвлеченное познание разума. Основной вид познания – интуиция. Развивал этику, как науку об интуиции. «Учение о свободе и необходимости» - как вещь в себе воля всегда совершенно свободна. Напротив, все явления природы подчиняются закону достаточного основания и существуют необходимо. Человек это тоже явление и его действия необходимы. Значит, все акты воли определяют мотивации, не зависимыми от субъекта. Человек – раб своего характера. Все определенно, но не само по себе, а как результат предшествующих причин. То, что мы называем счастьем, всегда неактивно, т.е. счастье – это избавление от страданий. Путь к избавлению – избавление от тела. Фридрих Ницше (1844 – 1900гг) - выдающийся философ. В основе мира – не абстрактная воля, а конкретная воля к власти. Учения о Сверхчеловеке.

Война преобразила его, и он восхваляет ее: она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга.

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль.

В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали

Моральная позиция Ницше: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это признак упадка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...