Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль темперамента в спорте




 

Известно, что спортивная деятельность протекает, как правило, в экстремальных, необычайно сложных условиях, способствующих выявлению предельных возможностей организма. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств нервной системы и темперамента. [1; c. 3]

Современный спорт предъявляет весьма разнообразные и высокие требования к психическим качествам спортсменов. Специфические особенности спортивной деятельности определяются следующими факторами:

1) Установкой на достижение высоких и наивысших спортивных результатов;

2) Общими и специальными интеллектуальными особенностям (быстротой и гибкостью тактического мышления, высокой концентрацией внимания и т.д.);

)   Высокой возбудимостью и достаточной устойчивостью эмоционально-волевых процессов, направленных как на вызов действий, так и на сдерживание их;

)   Систематическими интенсивными и даже максимальными физическими усилиями, необычайными для повседневной жизни и деятельности;

)   Высокой стабильностью и достаточной вариативностью двигательных навыков, их устойчивостью против неблагоприятных воздействий;

)   Регулярными психическими напряжениями очень высокой степени, обусловленными экстремальными условиями, в которых проходят спортивные соревнования.

Психические способности к спортивной деятельности - это совокупность психических качеств человека, которая соответствует требованиям спортивной деятельности и, тем самым, способствует достижению успехов в спорте.

Среди динамических особенностей спортивной деятельности имеется целый ряд таких, которые, по всей видимости, зависят от свойств нервной системы и темперамента. К ним относятся такие, как легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, их динамика и устойчивость; сопротивление всем внешним и внутренним сбивающим факторам; пластичность - ригидность деятельности, ее активность; способность переносить физические нагрузки и восстанавливать работоспособность и т.д.

Спортсмены высокого класса ежегодно участвуют в десятках соревнований различного масштаба, что связано с большими физическими и нервными затратами. Отсюда понятны предположения многих ученых о том, что подобная деятельность под силу только спортсменам с ярко выраженной силой, уравновешенностью процессов, имеющим соответствующие особенности темперамента. Не случайно среди многих специалистов в области спорта распространено мнение, что подавляющее большинство спортсменов относится именно к сильному типу нервной системы и его разновидностям, что психологические свойства, обусловленные прежде всего силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов, являются необходимым условием достижения больших успехов в спорте. [14; c. 19]

К.М. Смирнов (1959, 1962), изучая влияние соревнований на деятельность спортсменов высокого класса в связи с индивидуальными различиями по свойствам типа нервной системы, обнаружил, что лица, отличающиеся слабостью возбудительного процесса, ухудшают результаты в особо ответственных соревнованиях. По его данным, среди наиболее выдающихся спортсменов мирового класса лиц со слабой нервной системой не оказалось - все они относились к различным вариациям сильного типа.

Имеется целый ряд работ, авторы которых не ставили целью специальное изучение влияния типов нервной системы или типа темперамента на особенности деятельности спортсменов, но индивидуальные различия при оценке полученных ими разнообразных показателей деятельности в спорте выступают на столько отчетливо, что авторы вынуждены делать заключение о положительном влиянии типологических особенностей нервной системы или связанных с ними свойств темперамента на разнообразные стороны спортивной деятельности. [1; c. 21]

Однако существует множество экспериментальных данных, которые говорят о том, что среди спортсменов различного класса, возраста, пола и спортивного стажа встречаются лица инертные, неуравновешенные, психически неустойчивые, чрезмерно возбудимые, а также со слабой нервной системой. Видимо, эти «отрицательные» свойства темперамента не мешают им добиваться значительных успехов.

На основании результатов указанных исследований можно говорить о том, что свойства темперамента не следует рассматривать как способности к занятиям массовым спортом, поскольку они не предопределяют уровень достижений этих спортсменов. [1; c. 23]

Обследование сборной команды СССР по гребле на байдарках и каноэ показало, что среди выдающихся спортсменов в этом виде спорта есть лица с полярными проявлениями темперамента и с различным взаимоотношением его свойств.

Имеются две точки зрения относительно той роли, которую играет темперамент в спортивной деятельности: 1) успех в любой спортивной специальности предопределен свойствами типа нервной системы и темперамента, которые в этом случае выступают как общие способности к спортивной деятельности; 2) в массовом спорте, а также в отдельных видах большого спорта свойства типа нервной системы и темперамента не являются общими способностями, поэтому имеется возможность достижения одинаково высокого уровня достижений спортсменами с различными свойствами типа нервной системы и темперамента.

Рассматривая данные о соотношении темперамента и общих способностей в спорте, можно сделать выводы:

А) в тех видах спорта, которые предъявляют специфические и высокие требования к нейропсиходинамике человека, равно как и во всех видах большого спорта, свойства темперамента предъявляют собой способности к спортивной деятельности, поскольку они являются необходимым условием успеха;

Б) в других видах спорта, равно как и в массовом спорте вообще, свойства темперамента не являются способностями к спортивной деятельности и не предопределяют успеха, поскольку в этом случае к нейропсиходинамике человека не предъявляются специфические и высокие требования. [1; c. 25]

Проблемой темперамента стали заниматься очень давно, еще в V веке до нашей эры Гиппократ создал первое учение о темпераменте. Клавдий Гален во II веке до нашей эры дополнил учение Гиппократа и сформулировал 4 основных типа темперамента. Позднее возникло конституционное учение о темпераменте представленное Э. Кречмером и У. Шелдоном, которое не получило всеобщего признания. На современном этапе учением о темпераменте занимался И. Павлов, который в основу темперамента положил особенности взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга. Дополнением Павловской теории о темпераменте занимались В. Мерлин и Б. Теплов, которые занимались не только поиском отдельных свойств нервной системы, имеющих отношение к типам ВНД, но и установлением их взаимосвязей.

На современном этапе проблема темперамента затрагивает различные сферы деятельности человека, в том числе и сферу спорта.

Была проведена масса исследований в различных видах спорта о влиянии темперамента на профессиональную деятельность спортсменов. Ученые пришли к такому выводу, что, свойства темперамента представляют собой способности к спортивной деятельности лишь в тех видах спорта, где предъявляются высокие требования к нейропсиходинамике человека (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и т.д.), а также в большом спорте на уровне международного класса.

В массовом же спорте темперамент не является необходимым условием успеха.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...