Роль СМИ и проблема миграции
Информация в настоящее время играет важную роль в различных сферах жизни общества. Она создаётся, хранится, обрабатывается, воспроизводится, транслируется индивидами. Информация, занимает лидирующее положение по скорости обмена и циркуляций в различных общественных сферах жизни общества. Манипуляция информацией позволяет ровно, как продуцировать и направлять общество в необходимом направлении (пропаганда толерантности, веротерпимости, гуманности) так и в обратном направлении (в качестве источников социальных, этнических, религиозных дискриминаций) В результате этого, информация приобретает двоякий смысл. Влияние информационного поля на акторов трудовой адаптации ощутимо, через проявления ответов, то есть через воспроизводство социокультурного опыта мигрантами в естественной среде. Одним из факторов того, что определяющей чертой нашего общества становиться массовость, является возрастающее влияние средств массовой информации. Отношение доверия между СМИ и аудиторией могут строиться на нескольких уровнях. Уровень первый и самый, вероятно значимый в нашей стране - личный. Практически все каналы важной информации, все взаимоотношения между организациями и структурами строятся на личных контактах. Это, можно сказать, конвергенция гражданского сектора и частного. Хотя и это не гарантирует безоблачного партнерства. Второй уровень доверия - информационный. С одной стороны, это подтверждение достоверной информации об организации. С другой - уровень информации (достоверность, точность, полнота и так далее) о третьих субъектах, предоставляемой самой организацией. Третий уровень можно назвать уровнем общественного доверия. То есть организация имеет некоторую, пусть не абсолютную, позитивную репутацию в обществе - во всех ее секторах. На этом уровне требуется минимальная дополнительная информация о ней, сводящая, как правило, к проверке негативных высказываний недоброжелателей и конкурентов.
И четвертый, самый высокий уровень, на котором можно уже взаимодействовать почти безоглядно - это уровень признания. Также важно отметить понятие "общественного сознания" и его влияние на изменение общественного мнения. Понятие "общественное сознание" трактуется достаточно широко и чаще всего синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Оно представляет собой совокупность идей, взглядов, суждений, существующих в обществе в данный период. Но это не означает, что общественное сознание есть некая арифметическая сумма духовных достояний множества личностей. Оно выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной формации. При этом оно формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации. Информационная сфера, меняя традиционные парадигмы, установки, стереотипы деятельности, не только отражает глобальную политику по формированию развитого общества, но и качественно трансформирует ее. Внешним выражением общественного сознания, по мнению ряда исследователей, является общественное мнение, под которым понимается способ формирования массового сознания и отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т.д.), либо стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. И в настоящее время главенствующая роль в этом процессе, регулирующая поведение индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать или отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы, принадлежит СМИ.
Общественное мнение в конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным жизненным реалиям: оно может содержать в себе как верные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности. Таким образом, можно утверждать, что основная роль отечественных СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно, поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания. По мнению М. Паренти, СМИ "отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций".(5) В настоящее время в рамках информационной политики ряда СМИ по отношению к группе социальных мигрантов можно выделить ряд суждений, предлагаемых для последующего описания: . Информационное поле достаточно субъективно выделяет негативные стороны проживания мигрантов на территории РФ, а целый ряд информационных каналов представлены исключительно националистическим, ксенофобским контентом. .У мигрантов недостаточно инструментов влияния на информационную политику целого ряда СМИ. Так как они дезавуированы, ввиду их незакреплённого положения в рамках общественной институтализации. .Зачастую, отсутствует или широко не представлены этнически-специализированные каналы отражения информационного поля миграционной компоненты. В типическом случае функциональных систем, как и в случае с массмедиа, это осуществляется посредством бинарного кода, который, исключая третью возможность, фиксирует позитивное и негативное значения. Позитивное значение характеризует наличествующую в системе способность операций соединяться друг с другом: то есть некоторое основание для продолжения. Негативное значение служит лишь для рефлексии условий, в которых может быть использовано позитивное значение.
Факторы селективного отбора информации согласно Луману выглядят именно так: · Предпочтение отдается конфликтам. В качестве темы они обладают преимуществом, поскольку намекают на самопроизведенную неопределенность. · Особенно эффективными возбудителями внимания являются количественные показатели. · Локальная направленность, · Нарушения норм также заслуживают особого внимания. Это касается правонарушений, но прежде всего - нарушения моральных норм, а в последнее время относится и к нарушениям норм политкорректное™ ("political correctness"). · В изображении массмедиа нарушения норм часто принимают вид скандалов. · Нарушения норм отбираются для их освещения главным образом в тех случаях, когда к ним добавляются моральные оценки, когда, следовательно, они могут дать повод для уважения или неуважения к [задействованным] персонам. · Чтобы сделать нормативные нарушения более примечательными, но вместе с тем облегчить читателю/зрителю формирование собственного мнения, массмедиа предпочитают ссылаться на действия, а значит, и на самих действующих лиц. · Требование актуальности ведет к тому, что сообщения концентрируются вокруг отдельных событий - происшествий, несчастных случаев, сбоев, озарений. · Наконец, - как особый случай - надо упомянуть, что и выражения мнений могут распространяться под видом новостей. Все эти факторы отбора (селекторы) усиливаются и дополняются другими благодаря тому, что именно организации озабочены селекцией и разрабатывают для этого собственные рутинные процедуры и снова вбирают в себя смысловые единицы, необходимые для повторного использования. Память конструирует повторения (а значит - избыточность), всегда открытые для актуального, восприимчивые к беспрестанно обновляемым раздражениям.
Они непрерывно обращают новую коммуникацию к результатам коммуникации предшествующей. В этом смысле они отвечают за производство "собственных значений" - именно тех относительно стабильных ориентации в когнитивной, нормативной и ценностной сфере, которые не могут задаваться извне, а возникают благодаря тому, что операции рекурсивно применяются к своим собственным результатам. Фактически же стабильность общества основывается в первую очередь на производстве объектов, наличие которых может предполагаться в дальнейшей коммуникации. Этот анализ можно обобщить в рамках теории общественной памяти. Система, которая способна наблюдать произведенное ее операциями различие система/внешний мир, для своих наблюдающих операций нуждается в двойной временной ориентации: с одной стороны, - в памяти, а с другой, - в открытом будущем, которое предоставляет возможность колебания между обеими сторонами всякого различения. Другими словами: память функционирует как стирание следов, как подавление и как ситуативное торможение (ингибирование) подавления. Нечто достигает порога воспоминания (неважно, на долгое или короткое время), если актуальные операции предлагают повод для повторения, для "ре-импрегнаций" освободившихся мощностей. Результат воздействия массмедиа, а может быть, и их функция, видимо, состоит в воспроизводстве непрозрачности на основе прозрачности, в воспроизводстве непрозрачности воздействия на основе прозрачности знания. Другими словами, это означает: в воспроизводстве будущего. Говоря другим словами, Луман подразумевает под основной функцией средств массовой коммуникации, формирование некой общественной памяти, то есть некого объёма социокультурных знаний, который будут репродуцироваться в процессе реализации ценностных установок. Коррелят между освещением, более полным доступом к информации касаемых конфликтогенных социальных групп, их открытое освещение, ведёт к формированию системы общественных установок. Которые, в свою очередь, позволяют определить систему социальных норм, то есть, систему санкций и поощрений за определённые социальные действия. Необходимо выявить фундаментальные принципы открытости информации, позволяющее установить критерии отбора информации в СМИ, не увеличивающее количество девиационных отклонений, а наоборот, их уменьшающие. Именно это задача, должна стоят приоритетом в СМИ государственного подчинения, где имеется открытый доступ к рычагам осуществления селекции информационных сообщений.
Для подтверждения изложенных выше теоретических тезисов относительно уровня воздействия на общества, необходимо подчеркнуть уровень текущей аномии в обществе. В одном информационном сообщении приводится следующая информация: "Во вторник секретарь Совбеза Николай Патрушев на совещании в деревне Некрасово Томской области объявил, что надо что-то делать с проблемой нелегальных трудовых мигрантов, миллионами проникающих в Россию. Собственно, КМ.RU и многие другие сообщают об этом уже не один год, но теперь и секретарь Совета безопасности признал, что российский рынок труда перенасыщен мигрантами с низкими профессиональными качествами. "В большинстве своем они не имеют специальности и стажа, не владеют либо слабо владеют русским языком, во многом не способны адаптироваться в обществе", - цитирует слова Патрушева ИТАР-ТАСС. Всего же, по оценкам экспертов, которые он озвучил, в России нелегально работают около 2 миллионов иностранных граждан. Николаю Платоновичу как старому чекисту наверняка понятно: если из 2 миллионов удается выявить 230 тысяч, а из числа последних выдворить лишь 14% (т. е. около 32 тысяч), хвастаться особо нечем." В рамках этого сообщения стоит отметить наличие признания проблемы нелегальной миграцией на уровне Совета Безопасности России, но выводы были сделаны скоротечными. О том, что они не способны приспособиться к жизни в обществе прежде всего зависит от того, насколько государство, да и сами трудовые мигранты заинтересованы в адаптации трудовой рабочей силы на территории страны. "Напомним, что в начале апреля последний уже заявлял Интерфаксу, что разработка Концепции миграционной политики завершится в ближайшее время, после чего начнется обсуждение и доработка. По словам директора ФМС, в работе над документом, помимо его ведомства и Минздравсоцразвития, участвуют общественные организации, бизнесмены и ученые. "Это действительно коллективный разум", - похвалился Ромодановский. Но уже сам факт, что проект Концепции презентовался именно в "цитадели российского либерализма" - Высшей школе экономики (ВШЭ), вызывал настороженность" Это подтверждает наши опасения о бездействии наши опасения в деле осуществления каких-либо действий направленных на снижение конфликтогенности. "КМ.RU также сообщал о заявлении Генеральной прокуратуры о том, что "в условиях мирового экономического кризиса в России наблюдается обострение межнациональных отношений, что отчасти связано именно с привлечением и использованием труда иностранных работников. Захват рынка труда мигрантами вызывает недовольство у россиян, влечет протестные акции, создает почву для экстремистских проявлений, а в совокупности с растущей безработицей среди граждан России ведет к росту преступности в целом". [18] Мы снова встречаем высказывание, уже из уст Генеральной прокуратуры РФ, которая провоцирует радикальное отношение к данной группе граждан. Пытаясь, играть на националистических, ксенофобских настроениях, витающих в обществе, они делают хорошую мину при плохой игре. Отождествляя всех трудовых мигрантов под флагом преступности (криминогенности), дезавуируя роль их роль в экономической сфере, потакая действиям русских националистов, что ведёт к деструкции общественного сознания в сторону обострения. Или вот недавнее сообщение: "В России появилась единая организация русских националистов, сообщает "Интерфакс" <http://www.interfax.ru/> со ссылкой на одного из руководителей новой организации, экс-лидера запрещенного в России судом движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Дмитрия Демушкина. "Наша задача-минимум - это содействие всеобщей этнополитической русской солидарности, а как максимум, установление власти национального правительства и провозглашение русского национального государства", - сказал он" [19] Под ярлыком противостоянию нелегальной миграции, лидеры такого рода организаций своими действиями наоборот способствуют общественному расколу, и этническому противостоянию по отношению к чужеродным даже легальным мигрантам, имеющим все разрешительные документы. Немногие СМИ осознают последствия продвижения такого рода сообщений без необходимости их фильтрации. Многие преступления совершающиеся мигрантами приобретают этнический оттенок, благодаря СМИ, которые специально заостряют на этом внимание, видимо, с целью увеличить ротацию данного сообщения в информационном пространстве. Но самые печальные последствия будут заключаться в воспроизводстве накопленной социальной памяти на уровне межличностных коммуникаций, ведь это один из первокирпичкиов социализации в обществе. Главным образом необходимо внести коррективы в деятельность государственных СМИ, и одним из приоритетным направлением выбрать обеспечение комфортного проживания мигрантов в России. То есть, построить специализированную серию социальной рекламы, показавшую свою эффективность в деле борьбы с "социальными болезнями". Это достаточно недорогостоящий метод, при этом достаточно эффективный. Тем не менее, это привлекает, как и молодёжную категорию граждан (им это "прикольно"), средневозрастную группу граждан (мотив - социальные проблемы), старшую группу. Главной целью таковой акции должно служить молодые граждане нашей страны. Так как именно они являются группой наиболее обогащённой радикальными, националистическими движениями. Отсутствие агрессии у лиц постоянно проживающих на территории РФ, приведёт к уменьшению агрессии в отношении них. Рост числа ассимилировавшихся граждан, разовьёт взаимное сотрудничество с гражданами, имеющими потенциальную активность в деле межнационального сотрудничества. А обеспечение культурного статуса, мигрантами, позволит уменьшить риск совершения правонарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|