Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и методика исследования




 

Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно.

Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР младшего школьного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ДОУ «11 Советского района г. Красноярска.

Методика изучения особенностей артикуляции и состояния звукопроизношения

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата начинается с наблюдений за состоянием мимической мускулатуры в покое: отмечается выраженность носо-губных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. При дальнейшем обследовании нужно оценить состояние двигательных функций органов артикуляции (губ, зубов, твердого и мягкого нёба) и выявить уровень доступных ребенку движений.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата нужно производить путем многократного повторения требуемого движения. Например, повторить несколько раз следующие движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед. При этом отмечаются качественная сторона каждого движения, время включения в него, истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, появление сопутствующих движений. Точность и быстрота движений также являются необходимым условием внятности и четкости артикуляции. Окончательное суждение о природе двигательных нарушений артикуляционного аппарата, если оно обнаружено, может быть сделано учителем-логопедом.

Обследование состояния звукопроизношения является важным звеном в общей системе изучения звуковой культуры речи дошкольников. Несмотря на то что оно давно описано в методической литературе, его до сих пор не всегда проводят на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный характер, - это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения.

Проверяются следующие группы звуков:

· гласные: а, о, у, э, и, ы;

· свистящие, шипящие, аффрикаты: с, с', з, з', ц, ш, ч, щ;

· сонорные: р, р', л, л', м, м', н, н';

· глухие и звонкие парные п - б,т - д, к - г, ф - в - в твердом и мягком звучании: п' - б', т' - д', к' - г', ф' - в';

· мягкие звуки в сочетании с разными гласными: пи, пя, пе, пю (также дъ, мъ, ть, съ).

Смысловой уровень восприятия звуков родной речи состоит в подборе фонетических ассоциаций, связанных с неосознанным обобщением особенностей способа произнесения звука и места его артикуляции. Ребенку предъявляются наборы картинок, обозначающие слова, включающие проверяемые звуки. Например, произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

· У кошки пушистый хвост.

· Саша уступил место старушке.

· Медвежонок залез на сосну.

· У наседки пять пушистых цыплят.

· В чаще щебечут птицы.

В ходе исследования звукопроизношения выясняется, что чаще всего искажаются или заменяются звуки позднего онтогенеза, аффрикаты (ц, ч, ш, щ) и соноры (например, у некоторых отсутствует звук л, а звук р в словах присутствует лишь в мягком варианте, а в твердом искажается или заменяется на л). У некоторых детей наблюдается нарушение палатализации (смягчения), намного реже - замены по глухости-звонкости (чаще всего, согласных т, д, в, ф). Последнее может происходить из-за нарушений в развитии фонематического восприятия [30].

С помощью специальных заданий выявляют способность к переключению артикуляционных движений с одного слога на другой. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется и фиксируется, легко ли удается переключение. Например:

 

а - и - у, у - и - а и т. д.;

ка - па - та, па - та - ка, та - па - ка;

пла - плу - пло, пло - плу - пла и др.;

кап - пак - кап - пак...;

рал - лар - рал - лар...

 

· Затем необходимо обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности. Для этого ему показывают предметные картинки, которым он дает наименование (затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения). При этом проверяется также умение произносить слова с множественным стечением согласных, включающих в свой состав звукосочетания типа скла, взма, здра и т. п.

Затем ребенка просят повторить предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности, например:

· Петя пьет горькое лекарство.

· На перекрестке стоит милиционер.

· Космонавт управляет космическим кораблем.

Методика выявления функционального состояния базового уровня для воспитания звуковой культуры речи

Детям предлагаются два блока заданий.

1-й блок заданий включает изучение уровня фонематического восприятия, анализа и синтеза. Н.В. Микляева предлагает использовать 3 группы заданий: обследование уровня развития фонематического восприятия, звукового и слогового синтеза и уровня развития языкового анализа.

Для определения уровня развития фонематического восприятия (представление о звуке как смыслоразличителе) ребенку последовательно предлагается две сюжетные картинки:

1-я - на проверку восприятия слов с оппозиционными звонкими и глухими звуками;

2-я - с оппозиционными твердыми и мягкими звуками.

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку. Потом дает инструкцию: «Я тебе назову все, что нарисовано на картинке. Запоминай. Теперь покажи, где...?»

А. Покажи, где: дочка, точка, кочка, почка, бочка, почка, мочка?

(На картинке размещены все предметы в виде шутливого сюжета.

Девочка сидит на траве около кочки. В ушах довольно заметные сережки. Она держит в руках лист бумаги, на котором нарисована точка. Рядом на траве - карандаш. Недалеко стоит бочка, из которой растут две-три ветки с почками. Из бочки внизу видны корни, как будто она проросла в землю. Наверху несколько звездочек и лунный месяц.)

Диагностика состояния звуковой культуры речи у детей Б. Покажи, где:

· банка, а где банька,

· мыло, Мила; ноты, ноги:

· брат, брать; Димок, дымок;

· веники, веник; пилил, пылил;

· гвозди, гвоздь; забил, забыл?

(На картинке веселый сюжет. Домик (банька). На крыше бани труба, из нее идет дым. На крыльце домика стоит банка с водой. Рядом с крыльцом распиленные дрова. На лужайке близко к дому на бревнышке сидит мальчик. Около него лежит пила. На траве в тазике с водой и пеной сидит девочка, в руке - мыло. Из тазика свешивается одна нога. На траве лежит молоток и несколько гвоздей. На тропинке, ведущей к бане, веник с кучкой мусора.). При обследовании ребенка взрослый называет все предметы и действия, изображенные на картинке, и просит их запомнить. Инструкция ребенку: «Я назову все, что нарисовано на картинке. Запоминай. Теперь покажи, где?». Затем экспериментатор обозначает словом предмет, а ребенок указывает на него (если предлагается название действия, то испытуемый указывает на его орудие, например, «пилил» - на пилу, «пылил» - на веник).

Для выявления уровня развития звукового и слогового синтеза экспериментатор просит ребенка повторить комплекс звуков, складов и затем угадать, какое слово было загадано («Д...О...М. Что я сказала?»). Всего предлагается 10 слов: 3 - односложных, 3 - двусложных, 3 - трехсложных, 1 - четырехсложное слово.

Определение навыков слогового синтеза может быть организовано в подгруппе детей с помощью известной игры «Живые слоги». Для этого взрослый, загадывающий слово, вызывает к доске то число детей, которое соответствует количеству слогов в нем, и на ушко каждому называет «его» слог, чтобы ребенок его запомнил. Затем, по сигналу взрослого, каждый из детей по очереди называет свой слог. Дети, которые их слушают, должны быстро назвать загаданное взрослым слово.

Оценка воспроизведения слова ребенком происходит следующим образом:

1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления, быстрое опознание слова;

0,5 балла - замедленное поскладовое или позвуковое воспроизведение и затруднения в опознании слова;

0,25 балла - искаженное воспроизведение с сохранением количества складов, существенные трудности в опознании слова.

В основу исследования навыков языкового анализа положены принципы методик Г. П. Беляковой, Ф. А. Сохина, Г. А. Тумаковой и др. [38] Детям предлагаются варианты.

· Повторить предложение, назвав с первого до последнего слова, ориентируясь на графическую модель. Например: «Кролик грыз вкусную морковку. Назови первое слово. Потом какое слово идет? Потом какое слово? Назови последнее слово».

· Повторить слово и отхлопать его ритм (детям младшего дошкольного возраста), определить в нем количество слогов (детям старшего дошкольного возраста).

· Повторить слово по образцу, акцентируя первый или последний слог (детям младшего дошкольного возраста), повторить слово и вычленить первый и последний звук в нем (детям старшего дошкольного возраста). Например: «Скажи, как я: УУУтка. НоССС» (для детей младшего дошкольного возраста); «В слове "утка" какой первый звук? В слове "мак" какой первый звук? Теперь будешь называть последний звук. Утка. Какой последний звук в слове? Мак...»

Для определения количества слов в предложении предъявляется два образца (по 4 слова), слогов в слове - три образца (одно-, двух- и трехсложное слова), звукового анализа - два слова.

Оценка:

1 балл - правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла - правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла - правильный ответ с третьей попытки.

2-й блок заданий включает изучение просодической стороны речи. При этом анализируются следующие компоненты: темп, ритм речи, паузация, мелодика, логическое ударение, употребление основных интонационных конструкций.

Для изучения восприятия и воспроизведения темпа можно использовать следующие задания (по Ю. Н. Родионовой).

Инструкция: «Я прочитаю тебе стихотворение, а ты подумай и скажи, я говорила быстро, медленно или нормально».

Инструкция: «Слушай внимательно, как я скажу, и постарайся сказать точно так же, как я». Ребенок должен вслед за взрослым воспроизвести речевой отрезок (потешку) в быстром, медленном темпе или с изменяющимся темпом: от медленного к быстрому и наоборот [38].

При обследовании темпа речи необходимо определить также нарушения паузации речи, определяя соотношение между количеством в свободной речи ребенка (в процессе рассказывания или пересказывания) правильных пауз (совпадающих с местом соединения звуковых и слоговых единиц) и нарушенных (неоправданных пауз в середине фразы, деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки). После этого диагностируется ритм речи.

Ритм речи - это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Обязательным условием ритма является наличие акцентов, т. е. сильных и выделяющихся элементов, определяющих отношение говорящего.

Изучая восприятие и воспроизведение ритма детей дошкольного возраста, Ю. Н. Родионова рекомендует использовать следующие задания.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори». От ребенка требуется вслед за взрослым (отраженно) воспроизвести речевые ритмические структуры стихотворных текстов и слоговых серий:

 

Та-та-Та-та;

та-Та-та-Та;

Та-та-та-Та-та-та;

та-та-Та-та-та-Та;

Та-та-та-та-та-Та-та-та-та.

 

Инструкция: «Прочти свое любимое стихотворение или спой песенку». От ребенка требуется самостоятельно воспроизвести речевые ритмические структуры.

После выполнения заданий можно исследовать уровень развития мелодики.

Мелодика (от грек, melos - напев) - это изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов, один из компонентов интонации.

Изучение восприятия и воспроизведения мелодики можно организовать с привлечением следующих заданий:

Инструкция: «Послушай внимательно мои песенки и скажи, они одинаковые или разные». От ребенка требуется определить, одинаково или по-разному звучат ряды гласных звуков, отличающиеся только направлением основного тона:

 

А_У_И_А_\ и А_У_И_А_/; 0_И_А_У_7 и О_И_А_У_ \;

А_У_/ И_А_ \ и А_У_\ И_А_У; О_И_ \ А_У_/ и О_И_ / А_У_\.

 

Инструкция: «Послушай меня и повтори за мной мою песенку». Ребенок должен воспринять и отраженно воспроизвести следующие образцы мелодических рисунков:

 

ТА_ТА_ТА_ \; ТА_ТА_ТА_/; ТА_ТА_/ТА_ТА_Д; ТА_-ТА_ДТА_ТА_ /

 

Изучение восприятия и воспроизведения логического ударения - следующий этап обследования просодической стороны речи.

До начала выполнения заданий детям в доступной форме объясняется значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом поясняется, что в предложениях голосом выделяются те слова, которые считаются особенно важными. Предлагаем использовать следующие задания.

Инструкция: «Послушай внимательно и скажи, я произнесла одинаковые или разные предложения? Что самое важное в первом предложении? Что самое важное во втором предложении?» Ребенку нужно определить, одинаково или по-разному произнесены фразы, отличающиеся только местом логического ударения, пояснить изменение смысла [41].

Инструкция: «Слушай внимательно, как я скажу, и постарайся сказать точно так же, как я». Ребенок должен отраженно воспроизвести фразы-образцы с выделением акцентируемого слова, парные фразы, одинаковые по лексическому и грамматическому строению, но отличающиеся местом логического ударения.

Затем можно переходить к изучению интонации.

Интонация - сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

При первичном исследовании интонации обращается внимание на следующие параметры:

· какие виды интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная, отрицания, сомнения и др.) ребенок употребляет в обиходной речи;

· может ли дошкольник произвольно (по просьбе педагога) спросить, отказать, попросить и т. д., т. е. воспользоваться различными типами интонационных конструкций.

При более тщательном обследовании изучение восприятия интонационных конструкций (ИК) Ю. Н. Родионова предлагает организовать следующим образом. Прослушав 5-7 различно интонированных фраз, ребенку необходимо определить интонацию и подать условный знак, обговоренный заранее (хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх или назвать тип ИК). При этом возможны следующие варианты.

Инструкция: «Когда услышишь, что я о чем-то спрашиваю, - хлопни в ладоши». Нужно определить интонацию вопроса в вопросительных предложениях с вопросительным словом и без него.

Инструкция: «Когда услышишь, что я о чем-то рассказываю, - хлопни в ладоши». Нужно определить интонацию завершенности в повествовательных предложениях.

Инструкция: «Когда услышишь, что я чему-то радуюсь, - хлопни в ладоши». Ребенок пытается определить интонацию оценки в восклицательных предложениях.

При изучении воспроизведения интонационных конструкций (ИК) рекомендуется выполнять следующие задания.

Инструкция: «Пожалуйста, прочти стихотворение, которое ты готовил к празднику». Ребенку нужно воспроизвести интонационные конструкции по заранее заданному образцу (чтение наизусть стихотворения).

Инструкция: «Послушай и повтори за мной». Ребенку нужно отраженно воспроизвести интонационные конструкции.

Инструкция: «Сначала послушай меня, а затем мы скажем вместе». Ребенку нужно сопряженно-отраженно воспроизвести интонационные конструкции.

Таким образом, данный блок заданий является одним из самых эффективных при обследовании уровня звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, так как находится в точке «перекреста» языковой и культурной линий развития ребенка.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...