Анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
По результатам проведенного эксперимента мы выделили следующие уровни - очень низкий уровень сформированности звукопроизношения, средний и низкий уровень. В результате выявления актуального уровня сформированности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ОНР нами были получены следующие данные: 3 детей имеют средний уровень сформированности звукопроизношения, 2 детей - низкий и 5 детей - очень низкий уровень.
Таблица 1. Уровни сформированности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ОНР
Представим полученные данные в виде диаграммы.
Рис.1. Распределение детей по уровням сформированности звукопроизношения. Таким образом, 30% детей имеют средний уровень сформированности звукопроизношения, 20% детей - низкий и 50% детей - очень низкий уровень. Явно видно, что в группе преобладает низкий и очень низкий уровень сформированности звукопроизношения.
2.3 Приемы постановки звуков р и р'
Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовы-дыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.
Нарушение твердого р бывает велярное или увулярное. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном р вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом. Сложным и трудно поддающимся исправлению является боковое артикулирование р (боковой ротацизм). Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке л, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются/) и л. При щечном произношении р щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним. Несколько реже встречается одноударноер, при котором отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке; его иногда называют проторным. Еще реже встречается кучерскоер, когда вибрируют сближенные губы. Среди параротацизмов встречаются замены звука р парным мягким р', а также л' / (йот), г, д и др. Мягкий р' может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненарушенным. Приемы постановки звука По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.
Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным. Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами. Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной. Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены. Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.
Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р нормальной протяженности без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры. При постановке мягкого р' применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.
Заключение
Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками. Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.
Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевают дети, прислушиваясь к речи окружающих. При этом каждый ребенок встречается с затруднениями, которые большинство детей постепенно преодолевают. Но у некоторых они остаются, что часто приводит к рассогласованности между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями - с другой.
Список использованной литературы
.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001. .Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Педагогика, 1981. .Бородич A.M. Методика развития речи детей - М,1974. - 320 с. .Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. .Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: ИД «Сфера», 1997. .Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М.: Просвещение: Владос, 1996. .Волкова Л.С.Логопедия. М.: Владос, 2002 .Воспитание дошкольников в игре/ Сост. А.Е. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Педагогика, 1983. .Выготский Л С Мышление и речь. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 698 с. .Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-459 с. .Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. .Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1984. .Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1981. .Жукова Н.С. и др. Логопедия - Екатеринбург, 1998. - 647 с. .Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с. .Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М.: Просвещение, 1994. .Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1993. .Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Учпедгиз, 1962. .Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. Селиверстова В.И.- М.: Просвещение,1987. .Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников.- М.: Учпедгиз, 1971. .Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Педагогика, 1985. .Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1998.
.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002. .Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979. .Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа при коррекции произношения. - М.: ИД «Сфера», 1998. .Крылова Н.А. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей. // Дефектология - № 2, - 1985. .Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 - летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.// Дефектология - № 6 - 1998. .Лапаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.;Владос, 1998.-224 с. .Логопедия - / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 1999. .Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994. .Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.: Аквариум, 1995. .Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка- М.,1956. - 574 с. .Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,1996. -448 с. .Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. - М.: Академия, 1999. .Новоторцева Н.В. Развитие речи детей - М.,1995. - 286 с. .Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи. // Дефектология - № 2 - 2001, с. 28 - 35. .Основы теории и практики логопедии. / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М.: Учпедгиз, 1968. .Поволяева М.А. Справочник логопеда. - М.: Сфера, 2001. .Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. Селиверстова В.И.- М., 1997. .Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.-М, 1999.-356 с. .Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. -Л.,1978 .Репина З.А. Уроки логопедии. - М.: Юрайт,1999. .Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: Гном-Пресс, 1998. -36 с. .Селезнева Е.П. Развитие речи детей - М.,1984. - 472 с. .Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Просвещение, 1994. .Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС. 1997.-637 с. .Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1980. .Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб.: «Акцидент», 1997. .Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. - СПб., 1998. .Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Просвещение, 1984. .Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М.:"ГНОМ и Д", 2000. .Филичева Т.Б, Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987. .Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург, 2000. .Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989 .Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2000. - 273 с. .Хватцев М.Е. Логопедия (работа с дошкольниками). - М.: Аквариум,1996. .Хрестоматия по логопедии. //Под. ред. Волковой Л.С.,2т. - М.: Владос, 1997. .Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|