Анализ затрат на рубль товарной продукции
Важным обобщающим показателем себестоимости продукции является затраты на рубль товарной продукции, который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах: Z = С/ТП; С – себестоимость продукции; ТП – товарная продукция в стоимостном выражении; При этом, чем меньше затрат приходиться на 1 руб. товарной продукции, тем выше рентабельность продукции. Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости (оптовой цены) произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Влияние факторов первого порядка на изменения затрат на единицу продукции изучают с помощью факторной модели: Z = С/ТП = (ВпхДiхСiхЦi)/(ВпхДiхСiхКi), где Z - затраты на единицу продукции ВП - объем выпуска (ВП) Дi - структура выпуска Сi – себестоимость единицы продукции Цi – цены на ресурсы Кi – продажные цены на продукцию Определение влияния факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции:
1. Z 0 = (ВП0xДi0xСi0xЦi 0)/(Вп0хДi0хСi0xКi0); 2. Z 1скор= (ВП1xДi0xСi0xЦi 0)/(Вп1хДi0хСi0xКi0); 3. Z 2скор= (ВП1xДi1xСi0xЦi 0)/(Вп1хДi1хСi0xКi0); 4. Z 3скор= (ВП1xДi1xСi1xЦi 0)/(Вп1хДi1хСi1xКi0); 5. Z 1 = (ВП1xДi1xСi1xЦi 1)/(Вп1хДi1хСi1xКi1). Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции: 1. объема товарной продукции ∆ Z ∆ВП = Z 1скор - Z 0 2. структуры товарной продукции ∆ Z ∆Дi = Z 2скор - Z 1скор 3. себестоимости единицы продукции ∆ Z ∆Сi = Z 3скор - Z 2скор 4. продажных цен на продукции ∆ Z ∆Сi = Z1 - Z 3скор
Таблица 3.1 – Исходные данные для факторного анализа показателя затрат на рубль товарной по консервной продукции ОАО «ВРК»
Таблица 3.2 – Расчет товарной продукции скорректированной.
Таблица 3.3 – Схема проведения аналитических расчетов для нахождения влияния факторов на показатель уровня затрат на рубль товарной продукции.
С помощью Таблицы 3.3 можно определить влияние факторов на уровень затрат на рубль товарной продукции: § объема консервной продукции: 0,669558 - 0,669558 = 0 (руб.) Из этого следует, что объем выпуска консервной продукции не повлиял на затраты на рубль товарной продукции. Интересный факт, так как объем выпуск по пяти консервам вырос на 6,63%, а это в свою очередь не повлияло на затраты на рубль товарной продукции. § структуры товарной продукции: 0,678777 - 0,669558 = 0,009219 (руб.) Изменение структуры консервной продукции повысило показатель не намного, всего лишь на 0,9218 копеек или 1 копейку, если округлить. § себестоимости единицы продукции: 0,584222 - 0,678777 = - 0,094555 (руб.) Себестоимость единицы продукции способствовало снижению затрат на 9,5 копеек на единицу консервов. Этот фактор был единственным, который повлиял на снижение затрат на рубль товарной продукции, что и позволило предприятию нарастить выручку от реализации. § продажных цен:
0,791519 – 0,584222 = 0,207298 (руб.) Снижение продажных цен в 2002 году способствовало увеличению показателя затрат на рубль товарной продукции. Данное изменение является очень значительным по сравнению с другими факторами, потому что изменение составило 20,73 копеек на каждый рубль консервной продукции. Следовательно, можно сделать вывод, что руководство не стало поднимать отпускные цены по консервам в 2002 г., а довольствовалось небольшой накруткой. Известно то, что себестоимость единицы продукции снизилась, объем продаж по продукции вырос в натуральном выражении, но не в денежном, а снижение отпускных цен составило около 20% (См. Таблицу 3.1). Это при том, что цены по товарам на рынке стремительно растут, хотя бы из-за одного фактора инфляции. Осталось произвести сумму факторных оценок повлиявших на изменение затрат на рубль товарной продукции: 0 + 0,009219 + (- 0,094555) + 0,207298 = 0,121961 (руб.) Как видно сумма затрат на рубль товарной продукции выросла на 12,19 копеек за 2002 г. Это серьезный рост за год и он произошел за счет снижения отпускных цен на консервную продукцию. Чтобы определить на сколько изменение отпускных цен повлияло на результат выручки проведем следующий расчет.
Таблица 3.4 – Данные расчета выручки с корректировкой на базисные отпускные цены
Таблица 3.5 – Расчет потери выручки за счет изменения отпускных цен
Из приведенных данных видно, что изменение отпускной цены привело к снижению выручки рыбокомбината в общей сумме -7 115 123,80 рублей. Цены на рынке постоянно растут, это связано по многим причинам. Но почему отпускные цены на консервную продукцию снизились за год? Это связано с тем, что руководство намерено снизило их для того, чтобы реализовать продукцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|