Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»

3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции

 

ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» создал и запустил консервный цех в производство в 2000 году. До этого консервы не выпускали много лет из-за острой нехватки оборотных средств и отсутствия оборудования. В наличии имеются 6 единиц автоклавов с разовой загрузкой 3000 банок. Цикл стерилизации 1.5ч. Рабочая смена- 8 часов, при этом возможен выпуск в смену 54000 банок. Коэффициент нормальной работы оборудования 85%, следовательно, фактический выпуск в смену составит 54000*85%= 50000 банок. Если говорить округлено, то консервный цех способен перерабатывать от 35 до 50 тысяч банок в день. В год максимальная возможность консервного цеха составляет 12,5 муб. Ниже приведена таблица состояния производства консервов мощностями береговых рыбообрабатывающих предприятий Приморского края.

 

Таблица 5.1 - Состояния производства консервов мощностями береговых рыбообрабатывающих предприятий Приморского края

Годы Всего по краю, муб. ВРК, муб. Доля ВРК, %
1995 г. 27,5 - -
2000 г. 42,3 0,9 2,1
2001 г. 40,6 1,95 4,8

 

По данной таблице видно, что на конец 1995 г. по рыбообрабатывающим предприятиям Приморского края объем выпуска составлял 27,5 муб, а в 2000 году эта цифра увеличилась до 42,3 муб. В 2001 году пошло снижение объема выпуска на 1,7 муб., но доля ВРК постепенно увеличивается. В 2002 году ВРК произвел 3,97 туб консервной продукции, что в два раза больше, чем в 2002 г. Хотя не известны данные по статистике объема выпуска по Приморскому краю на 2002 год, но доля ВРК в 2002 г должна быть не менее чем 9%.

В настоящее время предприятие испытывает ряд проблем и первая из них - неполное использование производственных мощностей, что отрицательно сказывается на рентабельности работы. Производственные мощности рыбокомбината по консервному цеху среднем загружены в настоящее время менее чем на 30%, а по отдельным видам продукции и того меньше. Поэтому генеральный директор ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» Логинов Ю.М., установил план производства консервного цеха на 2003 год (см. табл. 5.2). Согласно этому плану, объем производства должен составить 12 085 туб., что в три раза больше, чем в 2002 году. В структуре выпуска участвуют 9 наименований консервной продукции. Хотелось заметить, что был выбран правильный ассортимент продукции, который действительно пользуется спросом на рынке. В 2002 году ассортимент состоял из 30 видов консервов (см Приложение 4), но реализация многих из них была очень напряженная. Руководству приходилось сбрасывать цены иногда даже ниже себестоимости, что сказывалось отрицательно на финансовый результат предприятия.

 

Таблица 5.2 – Запланированный выпуск консервной продукции на 2003 год

Ассортимент 1 квартал, туб. 2 квартал, туб. 3 квартал, туб. 4 квартал, туб. Всего за год, туб Структура выпуска, %
1. Сельдь натуральная - - 150 600 750 6,21
2. Салат из морской капусты - 300 300 - 600 4,96
3. Сельдь натур. с д.м. - 1200 900 - 2100 17,38
4. Камбала натуральная - 750 750 30 1530 12,66
5. Котлеты в томатом соусе 207 360 360 360 1287 10,65
6. Паштет из сайры 7 - - 30 37 0,31
7. Минтай натуральный - - 150 - 150 1,24
8. Терпуг натуральный - 600 600 90 1290 10,67
9. Сайра натур. с д.м. 2241 - - 2100 4341 35,92
Итого, туб. 2455 3210 3210 3210 12085 100

 

 

Таблица 5.3 – Потребность в сырье консервного цеха согласно плану на 2003 г.

Ассортимент сырья 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего за год, тонн Структура сырья, %
Бычок мороженный 147,8 257,0 257,0 257,0 918,9 13,26
Камбала мороженная - 466,5 466,5 18,7 951,7 13,73
Минтай сырец - - 91,6 - 91,7 1,32
Морская капуста мороженная - 111,6 111,6 - 223,2 3,22
Сайра мороженная 1175,5 - - 1113,3 2288,8 33,02
Сельдь мороженная - 661,2 580,5 338,4 1580,1 22,80
Терпуг мороженный - 408,0 408,0 61,2 877,2 12,66
Итого 1323,3 1904,3 1915,2 1788,6 6931,6 100,00

 

Как видно из таблицы 5.2 основной акцент отводиться производству сайры с добавлением масла 35,92%, так как данная консервная продукция пользуется наибольшим спросом на рынке. На второй план выходит сельдь натуральная с добавлением масла 17,38%. В этом году не планируется выпуск сельдь в томатном соусе и сельди оригинальной, так как выпуск этих видов более затратоемкий, а главное не имеет спроса. Рынок требует консервы в основном с добавлением масла. Выпуск сельди натуральной составит лишь 6,21%. Не большая доля выделяется консервам из морской капусты, так как рынок часто бывает переполнен данной продукцией. Минтай натуральный будет выпускаться ограничено, лишь на определено имеющийся спрос и заказ 1,24%. Паштет из сайры имеет самую малую долю в структуре 0,31%, так как он будет изготавливаться из отходов оставшихся в распоряжении после консервирования сайры.

Основное внимание уделено в покупке следующего вида сырья: сайра мороженная 2288,8 т., сельдь мороженная 1580,1т., камбала мороженная 951,7т. Достижение покупки сырья по минимально возможной цене и соответствующего качества, позволит существенно снизить себестоимость консервной продукции и увеличить прибыль предприятия.

Выпуск консервов в первом полугодии 2003 г. составляет 46,9% от запланированного выпуска на этот год. Определим себестоимость на первое полугодие 2003 года по следующим видам консервной продукции: сайра натуральная с добавлением масла, сельдь натуральная с добавлением масла и камбала натуральная. Почему только на первое полугодие и почему именно эти виды консервов? Во-первых, планирование цен на сырье за малый промежуток времени будет более точным, чем за больший. Во-вторых, согласно плану эти консервы играют ведущую роль в структуре выпуска в 2003 году. В-третьих, данная продукция пользуется наибольшим спросом на рынке.

При планировании заданного выпуска консервной продукции нужно правильно распределить постоянные затрат на этот выпуск. Распределение постоянных затрат первого полугодия не должно сильно изменяться от второго полугодия, но есть вероятность отклонения. Она связана с тем, что выпуск реально выпущенного объема консервной продукции будет отличаться от плана. Причем большая вероятность, что выпуск реального количества консервной продукции будет меньше запланированного. Затем использование кредита на выпуск консервной продукции будет влиять на распределение постоянных затрат. Существует следующая зависимость, чем быстрее будет продана продукция с уже начисленной суммой процента за кредит, тем быстрее будет снижаться сумма постоянных затрат, так как вырученная прибыль от продаж будет идти на погашение кредита. И чем быстрей будет идти выручка от реализации, тем быстрее будет погашаться кредит и тем самым снижать условно-постоянные затраты, которые влияют на формирование себестоимости продукции.   

 

Таблица 5.4 – Запланированный выпуск консервной продукции на первое полугодие 2003 года

Ассортимент Выпуск за 6 месяцев, туб. Структура выпуска годовая полугодовая, % Структура выпуска годовая, %
1 2 3 4
1. Салат из мор. капусты 300 5,30 2,48
2. Сельдь натур. с д.м. 1200 21,18 9,93
3. Камбала натуральная 750 13,24 6,21
4. Котлеты в т/соусе 567 10,01 4,69

Окончание таблицы 5.4

1 2 3 4
5. Паштет из сайры 7 0,12 0,06
6. Терпуг натуральный 600 10,59 4,96
7. Сайра натур. с д.м. 2241 39,56 18,54
Итого туб. 5665/12085 100,00 100,00

 

Сложность расчета себестоимости заключается в правильном распределении постоянных затрат на выпуск продукции. Очень важное значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого зависят результаты анализа. Для этой цели используют разные методы: алгебраический, графический и статистический. Но эти методы не подходят в нашем случае, так как затраты на выпуск продукции еще никто не распределял и придется самому распределять их.

 Постоянные затраты консервного цеха состоят из: расходов на эксплуатацию оборудования (3 573 000 руб.), цеховых расходов (7 494 545 руб.) и общезаводских расходов (1 143 883 руб.). Общая сумма постоянных затрат на 2003 год составляет 12 211 378 руб. Высокую долю составляют цеховые расходы. Сюда вошел процент за кредит банка в размере 6 360 000 руб. Этот кредит был взят в 2003 году на сумму 63 600 000 руб. со ставкой 20% годовых специально для консервного цеха. Действующая сумма постоянных затрат цеховых расходов без использования кредита составляет 1 134 545 рублей. 

Сумма постоянных затрат в 2002 году составляла 7 694 655 рублей при объеме 3,97 муб. (расходы на эксплуатацию. 4 186 226 руб., цеховые расходы  2 364 556 руб. и общезаводские 1 143 883 руб.). В цеховых расходах также был включен процент за кредит в размере 1 203 000 руб. Постоянные затраты по цеху возрастают на сумму процента за кредит.

Вместо термина «постоянные затраты» часто используют термин «условно-постоянные затраты». Последнее, как раз и подходит к консервному цеху, так как с ростом объема выпуска в 2003 году с 4 муб. до 12 муб. (в 3 раза), постоянные затраты должны вырасти в 1,6 раза. Темпы роста условно-постоянных затрат отстают от темпа роста объема производства. Увеличение условно-постоянных затрат произойдет из-за нехватки собственных денежных средств для оборота и в результате чего будут привлечены заемные средства.

Зная сумму постоянных затрат, можно распределить их на выпуск консервной продукции пропорционально структуре выпуска 2003 года. Но здесь нужно уловить нюанс, который лежит в сумме кредита. Кредит должен быть возмещен через 6 месяцев. Поэтому сумма процентов за кредит будет распределяться только на выпуск консервной продукции за первые 6 месяцев и для расчета распределения цеховых расходов будет использоваться графа № 3 таблицы 5.4, а для общезаводских расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования графа № 4 таблицы 5.4.

 

Таблица 5.5 – Распределение постоянных затрат на первое полугодие 2003 года ОАО «ВРК»

Ассортимент

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.

Цеховые расходы, руб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...