Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила структурного оформления и написания ВКР.




В целом, структурная композиция ВКР выглядит следующим образом:

• Титульный лист

• План

• Введение

• Главы работы (с разбивкой на параграфы)

• Заключение

• Список сокращений

• Список использованных источников и литературы

• Приложения

 

Все элементы структуры ВКР являются обязательными, что касается Приложения, то оно желательно, но не обязательно и зависят от решения студента.

Титульный лист является первой страницей ВКР (хотя и не нумеру­ется) и оформляется по строго определенным правилам (См. Приложение 2. Титульный лист).

Оформление Плана. План размещается на второй странице работы (также не нуме­руется) и включает в себя все заголовки ВКР с указанием страниц, с кото­рых они начинаются (См. Приложение 6. План ВКР).

После Плана следует Введение, которое состоит из обязательных основных частей: актуальность и новизна темы, предмет и объект исследования, главный исследовательский вопрос, дополнительные исследовательские вопросы, методы исследования, гипотеза(ы), аргументы, апробация (например, выступление на конференции, публикация в Вестнике БГУ или других вузов или в сборнике выпускающей кафедры), структура работы (все разделы выделяются жирным шрифтом).

Актуальность темы. В актуальности темы, необходимо сформулировать и ответить на такие вопросы как: В чем особенность ВКР? Каковы критерии, в соответствии с которыми исследовательская проблема считается более интересной? Какую специфическую проблему необходимо решить в ходе исследования? Ваша работа имеет цель проанализировать или выявить причины или следствие изучаемого вопроса или проблемы? Установить причинно-следственную связь? Выработать практические политические рекомендации?

Актуальность темыдолжна содержать в пояснении все слова заявленной темы ВКР. Тема ВКР должна быть актуальной, зна­чимой в настоящее время для решения определенных задач. В сфере меж­дународных отношений это означает, что работа может быть посвящена злободневным проблемам мирового развития, основным тенденциям со­временности, слабо изученным темам в истории и теории международных отношений, или речь может идти о введении в научный оборот ранее неиз­вестных фактов, об обобщении и систематизации уже имеющихся научных разработок, о пересмотре прежних точек зрения с учетом методоло­гической базы и т.д. Автор ВКР должен акцентировать внимание на свою линию исследования и обосновать, в чем именно заключается оригинальность заявленной темы.

Новизна. Здесь необходимо дать краткую характеристику материала, его основной смысл/идею, которые имеют отношение к теме ВКР. Обзор литературы принято писать по хронологическому и/или проблемно-тематическому критериям, представляя при этом анализ основ­ных категорий источников. При этом всю совокуп­ность работ необходимо классифицировать, взяв за основу хронологиче­ский и/или проблемно-тематический критерии. На усмотрение студента, в обзоре литературы можно выявить принад­лежность авторов к той или иной научной школе. Отдельно по желанию студента можно разграничить работы отечественных и зарубежных иссле­дователей. В любом случае, студенту необходимо дать общую характеристику каждой работе, а наиболее важные исследования должны анализироваться и сравниваться. В зависимости от темы исследования можно выявить эволюцию взглядов по теме, охарактеризовав основные черты каж­дого из этапов развития. Очень важно отображать факт введения в научный оборот новых источников, здесь можно использовать норма­тивные документы (как международного уровня, так и законодательные акты отдельных стран, местного управления), программные документы, мемуары, статистические сборники, данные социологических опросов, ин­тервью и т.д., независимо от того, представлены ли они в печатном виде или размещены на сайтах Интернет. Если предметом исследования высту­пают, например, отдельные организации, то официальные Интернет­-страницы этих организаций также могут быть использованы в ВКР. При подборе литературы вы должны знать, что учебные пособия не используются в обзоре литературы. В заключении раздела необходимо сделать вывод о тех аспектах те­мы, которые уже были разработаны в предшествующих исследованиях, и особо подчеркнуть те вопросы, которые не нашли своего освещения и та­ким образом нуждаются в дальнейшей разработке. Раздел введения обзора литературы должен показать степень осведомленности студента в этом направлении.

Возможно, кто-то занимался до вас этой темой, но оригинальность вашей ВКР в том, что Вы задаетесь, например, другим исследовательским вопросом, который может дополнить существующее направление, в результате чего у вас появляется новизна вашей ВКР.

Предмет и объект исследования. При формулировании объекта и предмета ВКР следует иметь в виду, что эти категории научного процесса принципиально важны во избежание методологических ошибок. Объект - это процесс или явление, вызывающее про­блемную ситуацию, а предмет - это сторона, с которой исследователь по­знает целостный объект. По формулировке предмет, как правило, близок по звучанию или совпадает с темой ВКР.

Главный исследовательский вопрос. Главный исследовательский вопрос должен начинаться со слов, зачем или почему или каким образом? Например, заявлена тема: «Энергетическая и внешняя политика Кыргызстана: проблемы и перспективы». Здесь можно задать главный вопрос, – Каким образом энергетическая политика влияет на внешние политические ориентиры Кыргызстана? Или, почему энергетическая политика определяет внешний политический курс Кыргызстана? Сформулированный главный исследовательский вопрос подразумевает цель вашего исследования. Для пояснения причины такого главного исследовательского вопроса используются следующие фор­мулировки: «провести комплексный анализ...», «охарактеризовать...», «выявить значение…», «обосновать...», «определить…», и т.п. Решение поставленной цели по главному исследовательскому вопросу реализуется при помощи дополнительных исследовательских вопросов.

Дополнительные исследовательские вопросы должны задаваться всем главам ВКР, либо всем параграфам ВКР, что будет являться задачами вашего исследования ВКР. Ответы на дополнительные исследовательские вопросы ВКР в сумме должны дать ответ на ваш главный исследовательский вопрос ВКР. Другими словами, ответив на дополнительные исследовательские вопросы, вы должны ответить на главный исследовательский вопрос ВКР. Зачастую формулировки задач (дополнительные исследовательские вопросы) напрямую связа­ны с названием глав (параграфов) ВКР и содержат словосочетания: «изу­чить», «выявить этапы...», «проанализировать...», «сравнить...» и т.п.

Степень изученности. В этом разделе указываются авторы и литература, используемая в исследовании с указанием ссылки. Необходимо дать описание используемого материала: проблема, рассматриваемая в работе, в чем оригинальность работы, ее отношение к исследованию.

Новизна. По результатам выявления проблем, рассматриваемых в исследовательской работе трудов, оригинальности этих работ, их отношения к исследованию, а также других факторов определяется новизна.

Метод и методология исследования. Обязательной частью ВКР является освещение методологической ба­зы исследования с указанием использованных методов. Методы, использованные при исследовании темы, принято указывать, для реализации каких целей или задач они применялись. Необходимо понять, что вы должны решить в ВКР и как это сделать? Образно говоря, нужно разработать стратегию исследования, план наступления. Основную роль здесь играют два соображения. Во-первых, следует выбрать метод или сочетание методов, которые позволили бы задать те конкретные вопросы, которые вас интересуют. Существуют множество методов, например, метод сравнительного анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод системного анализа и др. В выборе метода, пожалуйста, проконсультируйтесь у руководителя ВКР. Руководитель даст консультацию или поможет в поиске литературы, чтение которой позволит вам определиться с выбором метода в ВКР.

Например, индуктивный и дедуктивный методы.

Индуктивная и дедуктивная стратегии основываются на альтернативных когнитивных способах доказательства – индукции и дедукции. Оба способа состоят из двух основных типов утверждений: сингулярных (частных) утверждений, которые относятся к конкретному событию или положению вещей в конкретное время и в конкретном месте; и общих утверждений, которые относятся ко всем явлениям определенного вида всегда и везде.

«Этот долгое время не работающий заводской рабочий из Мельбурна потерял самоуважение».

Это общее утверждение, которое относится к одному явлению. Индуктивное доказательство начинается с сингулярного или конкретного утверждения и завершается общим или универсальным утверждением или утверждениями. Допущениями этого доказательства являются утверждения о конкретных примерах какого-то явления или положения вещей, а выводом является обобщение, выведенное из этих допущений. Допущения могут состоять из утверждений о большом количестве безработных заводских рабочих, которые потеряли самоуважение. Если все эти утверждения последовательны, и если нет примеров безработных заводских рабочих, в определенной степени сохранивших самоуважение, тогда можно сделать вывод о том, что люди, которые долгое время остаются без работы, теряют самоуважение. Это общее утверждение не устанавливает никаких ограничений относительно рода предыдущей деятельности, места жительства, или когда они стали безработными. Однако, если некоторые из сингулярных утверждений о безработных людях не относятся к потере самоуважения, тогда выводом доказательства может стать другое общее утверждение.

Люди, которые долгое время остаются без работы, рискуют потерять самоуважение.

 

Это утверждение общее, но не универсальное, потому что оно допускает возможность того, что некоторые долгое время находящиеся без работы люди, при определенных обстоятельства, могут сохранить самоуважение. В любом случае, в индуктивных доказательствах, вывод содержит утверждения, которые выходят за рамки того, что содержалось в допущениях – он обещает расширить знание, выйдя за рамки фактического опыта.

Индуктивный метод состоит из четырех основных этапов:

1. Все факты наблюдаются и регистрируются, при этом не проводится никакая селекция и не высказываются никакие догадки относительно их относительной важности.

2. Эти факты анализируются, сравниваются и классифицируются, без применения гипотез.

3. Из этого анализа индуктивно выводятся обобщения об связях, существующих между этими фактами.

4. Эти обобщения подвергаются дальнейшей проверке.

Индуктивный метод подразумевает, что все, что требуется от исследователя – это многочисленные наблюдения изучаемых явлений. Если мы изучим достаточное количество отдельных случаев потери самоуважения, мы обнаружим те факторы, с которыми это явление связано, и, следовательно, сможем дать ему объяснение, напр., что потеря самоуважения является следствием безработицы. Однако результатом такого подхода, в лучшем случае, является описание таких примеров связей. Но независимо от степени нашей уверенности в существовании таких связей (например, между длительной безработицей и потерей самоуважения), мы не можем сделать вывод о том, что потеря самоуважения является следствием длительной безработицы. Может оказаться так, что потеря самоуважения была вызвана какими-то другими причинами, что привело к неудовлетворительному исполнению рабочих обязанностей, что привело к безработице. Следовательно, для того, чтобы объяснить потерю самоуважения, описания этого явления недостаточно. Даже в случае устойчивых связей требуется объяснение. Исследователь всегда должен выходить за рамки простого описания событий для того, чтобы их объяснить. Главный вопрос здесь заключается в том, где искать объяснение? Индуктивный метод на этот вопрос ответа не дает. Фактически, этот метод намеренно запрещает исследователю даже высказывать любые догадки – допускается только объективное наблюдение. «Факты говорят сами за себя».

Дедуктивное доказательство является противоположностью индуктивного доказательства. Доказательство развивается из допущений, по крайней мере, одно из которых является общим универсальным утверждением, к выводу, который является сингулярным утверждением. Вывод уже, чем допущение. Используя тот же пример, дедуктивное доказательство может быть построено так, чтобы объяснить, почему конкретный индивид, или категория индивидов, теряет самоуважение. В простом виде это доказательство может выглядеть следующим образом:

 

1. Люди, которые долгое время остаются без работы теряют самоуважение.

2. Мэри Смит без работы уже два года.

3. Следовательно, Мэри Смит теряет самоуважение.

 

Допущения (утверждения 1 и 2) включают общее утверждение и сингулярное утверждение, а вывод (утверждение 3) – это сингулярное утверждение. К допущению не было добавлено никакой новой информации для того, чтобы можно было сделать этот вывод – верность допущения гарантирует верность вывода.

Эти два вида доказательств используются как стратегии для построения научных теорий.

Очень часто, например, используется, эмпирический метод анализа или нормативный метод анализа. В первом случае, когда речь идет о том, как мы получаем знания и что мы знаем, употребляется термин “ эмпирический анализ”. Во втором случае, когда речь идет о том, как следует использовать наши знания, употребляется термин “ нормативный анализ”. Эмпирический анализ – это разработка и использование общего для всех, объективного языка для описания политической реальности. Язык может быть количественным, основанным на статистическом сравнении характеристик различных объектов или случаев; или может быть качественным, основанным на понимании тех же самых объектов или случаев исследователем, владеющим информацией. Нормативный анализ – это разработка и изучение субъективных целей, ценностей и этических норм, которыми мы руководствуемся при использовании наших знаний о реальности.

Таким образом, определенный метод(ы), используемый в ВКР позволит(ят) Вам ответить на поставленные исследовательские вопросы. Исследовательские методы – это конкретные приемы или порядок действий, применяемые для сбора и анализа данных, относящихся к определенным исследовательским вопросам или гипотезам. Методология, с другой стороны, представляет собой анализ того, как проводится, или как должно проводиться исследование. Она включает изучение того, как генерируются и проверяются теории – с использованием какой логики, каким критериям они должны соответствовать, как эти теории выглядят и как конкретные теоретические подходы могут быть связаны с конкретными исследовательскими проблемами. Важно отметить, что когда говорится о «методах», имеются в виду не конкретные способы наблюдения, сбора или анализа данных, а скорее логика или стратегия исследования, а также процессы, с помощью которых знание создается и обосновывается. Способы сбора и анализа данных, используемые в различных дисциплинах, связаны с конкретной природой предмета исследования. Подводя итог вышеизложенному, уважаемый студент, вы должны знать, что в некоторых случаях некоторые методы используются без применения гипотез, в этом случае необходима консультация руководителя ВКР. Во всех остальных случаях использование раздела гипотезы в ВКР обязательно. Выбор методами остается за вами, то есть, на ваше усмотрение.

Гипотеза. После того как Вы определились с методом исследования необходимо определить и обозначить гипотезы. Гипотеза - это утверждение о том, как, по вашему мнению, обстоят дела в действительности. Она сообщает о том, что вы ожидаете увидеть в результате правильно организованных исследовательских наблюдений за событиями, происходящими в реальном мире. Гипотеза представляют собой предположения, описывающие ожидаемые нами взаимосвязи между явлениями, обозначаемыми нашими понятиями. Другими словами, гипотеза - это ваше предположение или догадка относительно результата или решения вашей исследовательской проблемы/вопроса (т. е. сформулирован ожидаемый ответ на вопрос, поставленный в исследовании). Гипотеза в большинстве случаев формулироваться так: Если …. то….; если бы …..то…..; чем…. тем…

Аргументы. После формулировки гипотез(ы) их необходимо аргументировать приведением конкретных примеров, фактов, которые неоспоримы или известны широкому кругу читателей. Это будут ваши основные положения ВКР. Аргументы должны выстраиваться последовательно в соответствии с исследовательскими вопросами, которые должны соответствовать параграфам ВКР.

Структура работы. Этот раздел включает в себя перечень структурных элементов ВКР и обоснование последовательности их расположения. Другими словами Вы должны ответить на вопрос Каков исследовательский дизайн вашей ВКР? И почему главы и параграфы именно в такой последовательности? Например, в первой главе работы «...» характеризуется... это связано с тем, что… Вторая глава «...» состоит из... параграфов, раскрывает... и вклю­чает в себя следующие дискуссионные вопросы» и т.д.

 

Написание основной части ВКР

Основная часть ВКР должна состоять из нескольких глав (чаще всего, двух­четырех), разделенных на параграфы (чаще всего двух-четырех). Содержание параграфа должно ответить на поставленные дополнительные исследовательские вопросы, которые в свою очередь должны будут ответить на главный исследовательский вопрос по заявленной теме ВКР.

Каждая глава нумеруется римскими цифрами, выделяется жирным шрифтом и начинается с новой страницы. Каждый параграф обозначается арабскими цифрами и продол­жается на той же странице, что и предыдущий.

Цитаты из источника или литературы, употребляемые в тексте ВКР, обязательно подлежат ссылке с указанием авторства на конкретную стра­ницу работы, с которой взята цитата. Ссылка должна заключаться в квадратные скобки с указанием фамилии автора, года издания, номера страницы, например [Иванов И., 2015, С. 78]. Если это библиографическое описание документа из Internet, то указывается автор, название и т.д (смотри раздел Техническое оформление выпускных квалификационных работ).

Ссылки на литературу могут применяться для критического анализа использованных материалов, сопоставления различных точек зрения, вы­явления согласия или несогласия автора с приведенными аргументами других исследователей. Использование чужого материала без ссылок на автора и источник не допустимо. При написании ВКР серьезное внимание следует уде­лить стилю работы. Поскольку речь идет об авторской работе, здесь, безус­ловно, многое зависит от самого студента. Однако, хотя универсальных правил написания не существует, можно выделить некоторые рекоменда­ции. Текст работы представляет собой рассуждения для доказательства ис­тин, выявленных в результате исследования, поэтому эмоциональные суж­дения не приняты. Для выражения последовательности своего мнения мож­но употреблять в качестве средств связи такие сочетания, как: во-первых, во-вторых и т.д., прежде всего, итак и др.; для фиксации причинно-­следственных отношений - следовательно, поэтому, вследствие этого, к то­му же и т. д.; для перехода авторской мысли - обратимся к..., рассмотрим подробнее..., необходимо остановиться на.; для подведения итогов - в за­ключение отметим., все выше сказанное позволяет сделать вывод и т. д.

После окончания параграфа пропускается строка и начинается с новой строки описание выводов, которые дают ответы на поставленные дополнительные исследовательские вопросы по результатам вышеизложенного материала. Выводы должны логически подводить к следующей главе ВКР. Поскольку речь идет о личных выводах студента, глава не должна заканчиваться цитатой из других исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...