Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине: ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Направление подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки

«История» и «Право»

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2016 г.

 

 

РАЗРАБОТАНО

 

 

Доцент кафедры истории и

юриспруденции Н.В. Баранникова

 

СОГЛАСОВАНО

Учебно-методическое управление

Начальник О.Ю. Назьмова

 

Декан факультета

истории и юриспруденции Т.В. Самодурова

 

 

Заведующий кафедрой Н.В. Шелковникова

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории и юриспруденции протокол № от «» 2016 г.

 

Введено взамен решения кафедры

от «___» __________ 20 г. протокол №

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» и учебного плана ФГБОУ ВО «АмГПГУ».


Пояснительная записка

Основная цель курса– изучение единства и многообразия закономерностей развития общества, формирования таких институтов как нация, государство, монархия, общество, культура, социальные группы, классы, индивидуальности, цивилизация, через которые можно глубже понять структуру и функционирование изучаемого общества.

Задачи курса:

- Выявление общих закономерностей и специфических феноменов развития истории культуры средневекового мира.

- Знакомство с исследовательскими методами, применяемыми в медиевистике

- Овладение суммой знаний об основных принципах становления европейского общества, формировании религиозных (католического, православного и мусульманского) институтов власти.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «История средних веков» входит в структуру ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование» профилям «История» и «Право» в качестве обязательной дисциплины вариативной части (Б1.В.ОД.8).

 

Результаты освоения дисциплины

Курс «История средних веков» позволяет сформировать следующие общекультурные (ОК) и обще-профессиональные (ОПК) компетенции в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО:

1. ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;

2. ПК-1 –готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

3. ПК-4 –способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов;

4. ОПК -5 - владением основами профессиональной этики и речевой культуры

В результате изучения дисциплины «История средних веков» студент должен

знать:

· предмет и задачи дисциплины;

· место и роль истории средних веков в системе исторических наук;

· основные источники по истории средних веков;

· основные концепции по различным аспектам дисциплины;

· периодизацию и хронологию истории средних веков;

· содержание основных периодов средневековья;

· терминологию дисциплины

уметь:

· формулировать выводы, делать сравнительный анализ;

· применять исторические и общенаучные методы, соответствующие задаче исследования

владеть:

· - методами и формами организации исторического просвещения субъектов образовательного процесса на разных возрастных этапах.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 академических часа.

 

Вид учебной работы Всего часов   Семестр
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинары (с)      
Практические - - -
Лабораторные - - -
Контрольные работы - - -
Самостоятельная работа      
Курсовая работа (проект) - - -
Вид итогового контроля   экзамен зачет

 

Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине

 

Аудиторные занятия по семестрам

(лекции, лабораторные, практические, семинарские)

 

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
  Очная форма
  Лекции
  3 семестр
  Раздел 1. «Средние века. Формирование средневековья»
  Тема: «Средние века. Формирование средневековья» Термин «Средние века». Эволюция отношения к средневековью. Периодизация истории Средних веков.
  Раздел 2. «Структура управления Римской империи в III-IV веках н.э»
  Тема: «Падение Римской империи. Структура управления Римской империи в III-IV веках н.э» Возникновение двух государств: Западной и Восточной Римской империи. Внешние враги. Римская империя и варвары. Натиск варварских племен на Рейне и Дунае во второй по­ловине IV в. Федераты на службе империи. Варварские военачальники при дворе римских импе­раторов. Политическая борьба между римской аристократией и варварской партией.
  Раздел 3. «Формирование варварских королевств»
  Тема: «Формирование варварских королевств» Структура варварских обществ. Переселение племен. Проблема романизации варварских племен. Образование и специфика развития королевств франков, вестготов, бургундов, вандалов. Нашествие гуннов. Переворот Одоакра и падение империи. Остготы. Правление Теодориха.
  Раздел 4. «Проблема генезиса феодальных отношений»
  Тема: «Проблема генезиса феодальных отношений» История изучения темы. Историко-правовая школа. Марксистская концепция. Вотчинная теория, концепция двух феодализмов. Социально-психологические аспекты феодализма в теории Ж. Флакка. Формационный и цивилизационный подходы. Комплексный и системный подходы. Дореволюционная и советская медиевистика о феодализме. Многовариантность развития феодальных отношений.
  Раздел 5. «Христианство от религии к идеологии»
  Тема: «Христианство от религии к идеологии» Христоборческие споры. Вселенские соборы IV-VIвв. Папа Григорий VII.
  Тема: «Организационная структура католической церкви» Становление. Церковная иерархия и ее эволюция. Функции церковнослужителей и священнослужителей. Административно-территориальное устройство церкви.Зарождение монашества, формы монашества.
  Тема: «Христианская цивилизация Европы» Христианизация германских племен. Христианизация Ирландии и ее специфика. Христианская империя Хлодвига. «Константинов дар».
  Раздел 6. «Развитие феодализма во Франкском государстве при Меровингах. Франкское государство при Каролингах. Процесс централизации Европейских государств (Франция, Германия, Англия»
  Тема: «Развитие феодализма во Франкском государстве при Меровингах» Источники. Роль церкви в формировании франкского государства. Структура франкского государства и ее эволюция. Наследники Хлодвига Междоусобная борьба. Упадок Галлии. Клотар и Дагобер (613-639 гг.).
  Тема: «Франкское государство при Каролингах» Франкское государство при Карле Великом. Экономическое и социальное развитие. Каролингское Возрождение. Распад государства после Карла. Агония Каролингов.
  Тема: «Процесс централизации Европейских государств». Франция в XI-XIII вв. Крестовые походы» Положение крестьянства. Развитие городов. Причина и ход коммунального движения. Начало крестоносного движения. Государства крестоносцев.
  Тема: «Развитие феодализма в Германии IX-XIIвв.» Особенности процесса феодализации в Германии. Политика Оттона I и его потомков. Священная Римская империя германской нации. Смена династии. Ослабление королевской власти (Генрих II, Конрад II, Генрих III). Правление Генриха IV. Саксонское восстание. Конфликт короля и папы Римского Григория VII. Каносское унижение и его последствия. Генрих V. Борьба за инвеституру и крушение церковной политики германских императоров.
  Тема: «Англия до XI в. Англия в X-XIII вв. Норманнское завоевание и его последствия» Основные вехи политической истории: римское, германское и скандинавское завоевания Англии. Специфика развития феодальных отношений в англосаксонских королевствах, социальная структура общества. Система государственного управления. Освоение Англии в X-XIIIвв. Норманнское завоевание Англии. «Книга страшного суда». Специфика ленной системы. Манор. Категории зависимого населения. Сеньориальная реакция. Особенности английских городов. Феодальные усобицы в XII в. Династия Плантагенетов. Реформа Генриха II. Баронские войны и Великая Хартия вольностей.
  4 семестр
  Раздел 10. «Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре Средневековья. Сословные монархии в Западной Европе. Генеральные штаты во Франции. Английский парламент»
  Тема: «Сословные монархии в Западной Европе. Генеральные штаты во Франции. Английский парламент» Общее и особенное в процессе развития сословного представительства. Положение сословий во Франции. Развитие королевской администрации. Структура Генеральных штатов, их работа в начале XIVвека. Возникновение парламента в Англии. Роль сословного представительства в XIVв.
  Тема: «Германия в XIII-XVII вв. Специфика положения центральной власти. Образование системы территориальных княжеств. Итальянская политика. Агрессия против славян. Тевтонский орден. Города и союзы городов в XIV-XVвв. «Золотая булла» Карла IVЛюксембурга. Развитие рейхстага. Упадок империи.
  Тема: «Англия в XIV-XVвв.» Усиление роли парламента. Эволюция манора. Коммутация повинностей. Сеньориальная реакция и рабочее законодательство. Лолларды. Восстание Уота Тайлера. Английская деревня в XV в. «Старое» и «новое» дворянство. Война Алой и Белой Роз. Начало династии Тюдоров.
  Тема: «Франция в XIV-XV вв.» Социально-экономическое и политическое развитие Франции во время Столетней войны. Жакерия. Правление Людовика XI (1461-1483 гг.): победа над сепаратизмом.
  Раздел 11. «Итальянское общество в XIII-XVвв. Гуманизм и Возрождение»
  Тема: «Итальянское общество в XIII-XVвв. Гуманизм и Возрождение». Итальянские города - государства, особенности их развития. Гуманизм и его виднейшие представители.
  Раздел 12. «Мусульманская и христианская Испании»
  Тема: «Мусульманская и христианская Испании» Кордовский эмират (и халифат.) и христианское население Пиренейского полуострова. Христианские государства в Испании. Особенности социального, экономического, политического развития отдельных пиренейских королевств. Реконкиста, ее основные этапы, влияние на историческое развитие Испании. Образование единого испанского королевства. Особенности испанской культуры.
  Раздел 14. «Католическая церковь и реформация»
  Тема: «Католическая церковь и реформация» Феодальные институты католической церкви. Формирование государств «нового типа» и необходимость нового вероисповеданья. Основные течения в немецкой реформации: бюргерство, княжеское, народное. Мартин Лютер и начало формирования его учения. Рыцарское восстание и его разгром. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера. Основные этапы формирования лютеранства: Шпейерские рейхстаги 1526 и 1529 гг., Аугсбургский рейхстаг 1530 г. Аугсбургское вероисповедание. Шмалькальденские статьи. Малый и Большой Катехизисы Лютера. «Лютеранская «Книга согласия». Анабаптизм и его основные течения. Реформация в Швейцарии. У. Цвингли. Ж. Кальвин.
  Тема: «Абсолютизм. Складывание централизованных государств в Европе (Англия, Франция)» Особенности английского абсолютизма. Реформация в Англии: истоки, Генрих VIII. Мария Кровавая. Победа протестантизма при Елизавете I. Пуританизм. Структура англиканской церкви. Век Елизаветы I: внутренняя и внешняя политика. Корона и парламент. Социально-экономическое развитие Франции в I пол. XVI в. Франциск I и развитие абсолютной монархии. Гражданские войны: причины, периоды. Нантский эдикт. Правление Генриха IV. Укрепление абсолютизма при Ришелье.
  Семинары
  3 семестр
  Раздел 1. «Германский мир на рубеже нашей эры: эволюция общественного строя»
  Тема «Германский мир на рубеже нашей эры: эволюция общественного строя» 1.Основные источники: Г.Ю. Цезарь, П.К. Тацит, археологические источники. 2. Общественный строй, права и обязанности различных социальных групп. 3. Основные категории общинных отношений: типы общин, собственность. 4. Структуры повседневности германцев. Верования и менталитет. 5. Степень классово-функционального разделения труда. Деятельность студентов на семинаре: Анализируют основные источники по истории древних германцев, Прослеживают эволюцию древнегерманского общества на основе сопоставления различных источников. Выделяют социальные категории древнегерманского общества, характеризуют их. Рассматривают структуры повседневности германцев. На основе проведенного анализа поставленных на семинарском занятии вопросов делают вывод о степени классово-функционального разделения труда у германцев.
  Раздел 6. «Развитие феодализма во Франкском государстве при Меровингах. Франкское государство при Каролингах. Процесс централизации Европейских государств (Франция, Германия, Англия»
  Тема:«Общественный строй франков времен «Салической правды» 1.Характеристика источников. 2. Виды хозяйственной деятельности и быт франков. 3. Социальное и имущественное неравенство, собственность. Условия входа и выхода из общины. Этика общинных отношений. 4. Семья. Внутрисемейная структура и иерархия. Условия входа и выхода из семьи. Система наследования. 5. Социально-политическая структура общества франков. Деятельность студентов на семинаре: Осуществляют внешнюю и краткую внутреннюю критику источника «Салическая правда». Характеризую другие источники по истории франков. На основе работы с источником выделяют виды хозяйственной деятельности франков, доказывают с использованием примеров из источника наличие имущественного и социального неравенства у франков. Характеризуют внутриобщинные и внутрисемейные отношения. Выстраивают социально-политическую иерархию общества франков. На основе пройденного материала делают вывод об уровне развития общества франков.
  Тема «Развитие феодализма во Франкском государстве при Меровингах»1. Правление Хлодвига. 2. Наследники Хлодвига. 3.Период «ленивых» Меровингов. 4. Майордомы и возвышение клана Пипинидов. Деятельность студентов на семинаре: Рассказывают биографию Хлодвига. Показывают эволюцию Хлодвига от вождя к королю франков. Называют наследников Хлодвига, их деятельность. Характеризуют процесс ослабления власти при потомках Хлодвига, выделяют причины слабости «ленивых королей» Дают определение «мойордому», выявляют причины усиления их власти, проявления этого усиления. Анализируют причины усиления клана Пипинидов и победы его над другими кланами.
  Тема«Франкское государство при Каролингах» 1. Характеристика источников. 2. Карл Мартелл: бенефициальная реформа, завоевательная политика, отношения с церковью. 3. Пипин II Короткий, реформа Бонифация, взаимоотношения с папой римским. 4. Карл Великий: завоевательная политика, военная реформа, идея Града Божьего. 5. Создание империи. Деятельность студентов на семинаре: Называют и характеризуют источники по истории каролингского периода франков. Рассказывают биографию Карла Мартелла, анализируют его реформы. Характеризуют период правления ПипинаII Короткого. Рассказывают биографию Карла Великого, анализируют его реформы. Выявляют объективные и субъективные предпосылки создания империи Каролингов. Обобщают информацию по каролингскому периоду истории франков, сопоставляя его с периодом Меровингов.
  Тема«Вотчинный строй эпохи Каролингов» 1. Организация вотчинного хозяйства. 2. Крестьянство, феодалы: статусы, функции. 3. Внеэкономическая зависимость. Феодальный договор. Деятельность студентов на семинаре: Описывают организацию хозяйства в классической вотчине эпохи Каролингов. Характеризуют крестьянство, их положение, хозяйственную деятельность. Выявляют статусы крестьян, сопоставляют различные категории крестьян между собой. Выявляют статусы феодалов, характеризуют и сравнивают их между собой. Дают определение понятиям «внеэкономическая зависимость», «феодальный договор».
  Раздел 7. «Эпоха викингов. Развитие феодальных отношений в скандинавских странах (VIII-XIVвв.). Культура Скандинавии»
  Тема: «Эпоха викингов. Развитие феодальных отношений в скандинавских странах (VIII-XIVвв.). Культура Скандинавии» 1. Особенности природно–климатических условий. 2. Общественное устройство. 3. Виды хозяйственной деятельности. Замедленность разложения общинно-родовых отношений. 4. Структуры повседневности. 5. География походов викингов. 6. Культура Скандинавии: саги, картина мира, менталитет. Деятельность студентов на семинаре: Характеризуют природно-климатические условия Скандинавии, выделяя особенности. Выстраивают схему общественного устройства. Перечисляют виды хозяйственной деятельности, на конкретных примерах показывают замедленность разложения общинно-родовых отношений, выявляют ее причины. Описывают структуры повседневности скандинавов, показывают их сходства и отличия от континентальных германцев. Прослеживают географию походов викингов, обозначая крайние северную, южную, восточную и западную точки. Показывают культуру Скандинавии, ее особенности, яркие стороны, используя материалы саг. Характеризуют менталитет скандинавов. Обобщают полученную по теме информацию.
  4 семестр
  Раздел 8. «Возникновение и развитие средневекового города»
  Тема «Возникновение и развитие средневекового города» 1.Отечественная и зарубежная историография о происхождении средневекового города. 2. Факторы возникновения средневекового города и его отличия от античного. Региональные особенности. 3. Городские корпорации. 4. Городские социальные движения. 5. Пространство и архитектура. Внешний вид. Гигиена. 6. Семья и менталитет горожанина. Деятельность студентов на семинаре: Перечисляют и рассказывают основные отечественные и зарубежные теории происхождения средневекового города, сопоставляют их, выделяя похожие и отличные стороны. Дают понятие «средневековый город», выявляют его отличия от античного города, выявляют факторы возникновения средневековых городов, делают ранжирование факторов по их значимости. Дают определение понятиям «цех», «гильдия», «корпорация», «подмастерья», «мастер», характеризуют особенности средневековых корпораций, их внутренней структуры, эволюции. Выявляют причины, содержание и результаты городских социальных движений. Выделяют основные архитектурные типы средневековых городов, их планы, внешний вид. Рассматривают семью горожанина, выделяют основные черты городского менталитета на основе сравнения с менталитетом средневековых селян. Обобщают полученную на занятиях информацию.
  Раздел 9. «Крестоносное движение»
  Тема «Крестоносное движение». 1. Причины крестовых походов. 2. I Крестовый поход. Клермонский собор 1095г. Движение пилигримов и мусульмане, поход рыцарей и его результаты. 3. Духовно-рыцарские ордена. 4. II и III крестовые походы и их результаты. 5. IV крестовый поход: вырождение первоначальной идеи. 6. Последние крестовые походы. 7. Проблема влияния крестовых походов на западно-европейскую цивилизацию. Деятельность студентов на семинаре: Выявляют и раскрывают причины крестовых походов. Характеризуют I крестовый поход, сравнивая между собой походы бедноты и рыцарей. Оценивают результаты похода. Делают сравнительный анализ основных духовно-рыцарских орденов, образовавшихся в результате крестового похода. Рассматривают второй и третий походы, сравнивая цели, содержание и итоги. Рассмотрев четвертый поход, показывают, почему он стоит особняком в истории крестоносного движения. Характеризуют последние крестовые походы. Показывают, в чем проявилось влияние крестовых походов на западную Европу.
  Тема «Распространение христианства, церковь и ереси в средневековье» 1. Католическая церковь и ереси в период позднего средневековья. 2. Православная церковь в Византии и на Руси в XI-XV вв. 3. Реформация 4. Контрреформация. Деятельность студентов на семинаре: Перечисляют ереси средневекового периода, причины их возникновения, суть учения, лидеров. Характеризуют взаимоотношения православных церквей в Византии и на Руси, сравнивают церковные правила в обеих странах. Выявляют причины реформации в различных странах, показывают региональные особенности Реформации. Выявляют причины контрреформации, показывают региональные особенности. Характеризуют итоги Реформации и Контрреформации в различных странах, показывают закономерность или феноменальность этих итогов. Показывают влияние Реформации и Контрреформации на развитие западно-европейских стран и на церковные устои.
  Раздел 13. Великие географические открытия
  Тема «Великие географические открытия и создание колониальной системы» 1. Цивилизации Нового Света до прихода европейцев (майя, ацтеки, инки). 2. Причины Великих географических открытий. 3. Открытие Америки. 4. Открытия португальцев. Путешествия Васко да Гама. Колониальные захваты португальцев в Индии и Индокитае. 5. Первое кругосветное путешествие. Колонизация Карибского бассейна. Завоевание Мексики и Перу. 6. Географические открытия второй половины XVI - первой половины XVIIв. 7. Церковь и колониальная система. Проблема встречи цивилизаций. Деятельность студентов на семинаре: Рассматривают цивилизации Нового Света, показывают уровень их развития, общественный уклад, виды хозяйственной деятельности. Выявляют причины Великих географических открытий. Характеризуют открытия испанцев и португальцев. Выявляют положительные и отрицательные стороны Великих географических открытий. Показывают взаимовлияние цивилизаций друг на друга.
  Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
     
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...