Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-экономическая характеристика предприятия




 

ТОО «Туристская компания Гульнар Тур - является товариществом с ограниченной ответственностью, которая начала свою работу с 1997 года.

Решая вопрос выбора организационно-правовой формы предприятия учредители остановились на хозяйственном обществе с ограниченной ответственностью, так как в условиях рыночных отношений это самая гибкая форма. Действует предприятие на основании Устава. Товарищество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени открывать расчетные и иные счета, в том числе валютные, в банках Казахстана и других странах и иных кредитных учреждениях, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде общей юрисдикции. Общество имеет исключительное право на использование приобретенного фирменного наименования и другой фирменной атрибутики.

Товарищество осуществляет следующие виды деятельности:

- организация туризма в Казахстане и за рубежом, в том числе делового туризма;

-        оформление выездных и въездных виз, визовая поддержка;

-        бронирование и продаже железнодорожных и авиабилетов, прокат автомобилей;

-        организация партеров, оформление выездных документов;

-        оформление паспортов, загранпаспортов;

-        организация отдыха, обучения и лечения казахстанских и иностранных граждан на территории Казахстана и за рубежом;

-        организация гостиничной деятельности, домов отдыха, пансионатов и т.п.;

-        проведение всех видов рекламных мероприятий, в том числе по поручению или от имени других фирм;

-        консультации по оформлению выездных документов;

-        оказание различных услуг отечественным и зарубежным предприятиям и гражданам, в том числе консалтинговых, и других, не запрещенных законодательством;

-        разработка туристических программ, отправка туристических групп в ближнее и дальнее зарубежье, прием туристических групп в Казахстане;

-        оказание информационных, представительских, консультативных, инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых, факторинговых, маркетинговых, рекламных, агентских, брокерских услуг и др.

Структура предприятия многофункциональна. Крупная сеть филиалов компании работает в Астане, Караганде, Павлодаре, Костанае, Атырау, Актау, Актобе, Уральске, Шымкенте, Таразе, Кызыл-Орде, Семее, Жезказгане, Усть-Каменогорске, Кокшетау и за рубежом - в Анталии и Бодруме, Стамбуле, Шарм-эль-Шейхе и Бишкеке.

Компанию возглавляет директор. Он организует работу всего коллектива, несет полную ответственность за состояние компании и ее деятельность.

Директору подчиняется Главный бухгалтер и Заместитель директора, Главному бухгалтеру подчиняется Главный бухгалтер Алматинского филиала, Заместителю директора - Авиационное управление, Туроператорское управление, Маркетинговое управление и Алматинский филиал.

Организационная структура управления представляет собой отражение существующей на предприятии системы подчиненности (подотчетности), делегирования обязанностей и ответственности, распределения зон ответственности, порядка коммуникаций и передачи информации, системы принятия решений. Не являясь определяющим фактором системы управления, организационная структура вместе с тем оказывает значительное влияние на успешность функционирования этой системы, отражаясь на скорости принятия решений, ответственности сотрудников, подотчетности сотрудников, возможности контроля их деятельности.

Как видно, организация структуры управления предприятием не достаточно эффективна, т.к. возникает дублирование функций, несвоевременное решение вопросов, в результате чего может возникнуть ситуация, когда исполнители четко не понимают, чьи приказы они должны исполнять. Можно выделить один из недостатков структуры управления - это отсутствие должности финансового директора, который занимался бы финансовым планированием и разработкой четкой финансовой стратегии. Поскольку должность финансового директора на предприятии отсутствует, то фактически планирование производится Главным бухгалтером. Практически финансовая информация ТОО существует только в виде баланса, непригодного для целей текущего управления, и опаздывает, в среднем, на 10-15 дней.

Для экономической характеристики предприятия рассмотрим основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия.

Результаты анализа финансового состояния ТОО «Туристкая компания Гульнар Тур» за 2010-2012 гг. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Анализ показателей финансовых результатов деятельности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» за 2010-2012 гг., млн. тенге

Показатели 2010 2011 2012

Отклонения

         

2011 к 2010

2012 к 2011

          +/- % +/- %
1. Доход (выручка) от реализации 12042,9 13563,5 5106,2 1520,6 12,6 -8457,3 -62,4
2. Непрямые налоги и прочие вычеты с дохода 2007,2 2260,6 851 253,4 12,6 -1409,6 -62,4
3. Чистый доход (выручка) от реализации 10035,7 11302,9 4255,2 1267,2 12,6 -7047,7 -62,4
4. Материальные расходы 9822,1 10901,5 3956,7 1079,4 11,0 -6944,8 -63,7
5. Расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные мероприятия) 149,5 179,9 94,8 30,4 20,3 -85,1 -47,3
6. Амортизация 2,8 4,3 0,6 1,5 53,6 -3,7 -86,0
7. Прочие операционные расходы 13,1 22,2 9,2 9,1 69,5 -13 -58,6
8. Себестоимость реализованных услуг - - 178,6 - - 178,6 -
9. Налог на прибыль 1,7 0,4 3,1 -1,3 -76,5 2,7 675,0
10. Итого расходов 9989,2 11108,3 4243 1119,1 11,2 -6865,3 -61,8
11. Чистая прибыль 46,5 194,6 12,2 148,1 318,5 -182,4 -93,7

 

Рассмотрим более подробно динамику дохода от реализации, непрямых налогов (НДС) и чистого дохода (выручки) от реализации ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг. (приложение 1).

В 2010 г. сумма чистого дохода от реализации турпродуктов составила более 10 млрд. тенге. В 2011 г. этот показатель увеличился почти на 1,3 млрд. тенге (+12,6%) и составлял 11,3 млрд. тенге. В 2012 г. произошло существенное снижение чистой выручки от реализации услуг - она уменьшилась более чем на 7 млрд. тенге. (-62,4%) и достигла значения всего 4,3 млрд. тенге.

Материальные расходы являются наиболее значительными в деятельности предприятия. На их долю приходится в среднем 97% всех расходов предприятия (приложение 2).

В 2010 г. сумма материальных расходов составляла 9822,1 млн. тенге. В 2011 г. материальные расходы увеличились на 1079,4 млн. тенге. (+11,0%) и составляли 10901,5 млн. тенге. В 2012 г. материальные расходы сократились почти на 7000 млн. тенге. (-63,7%) и составляли около 4000 млн. тенге. Снижение материальных расходов в данном случае не является положительным фактором в деятельности предприятия и свидетельствует о снижении деловой активности.

Несмотря на падение спроса в сфере туризма, турфирме удается поддерживать прибыльный уровень своей деятельности.

Как показывает таблица 2 в 2010 г. чистая прибыль составила 46,5 млн. тенге (приложение 3). 2011 год стал наиболее прибыльным для - сумма чистой прибыли увеличилась по сравнению с 2010 г. на 148,1 млн. тенге (более чем в 4 раза) и составила 194,6 млн. тенге. Успешность 2011 г. объясняется наличием выгодных контрактов, заключенных в «докризисный» период. В 2012 г. сумма чистой прибыли резко снизилась до 12,2 млн. тенге (это почти в 16 раз меньше, чем в 2011 г.). Прибыльность деятельности - важнейший показатель, характеризующий успешность предприятия, поэтому снижение чистой прибыли, несомненно, является негативным фактором в деятельности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур».

Проанализируем показатели ликвидности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг. (приложение 4). Коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) характеризует способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства и осуществлять непредвиденные расходы и вычисляется как отношение оборотных активов к текущим обязательствам. Нормативное значение коэффициента покрытия ≥ 1 представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 - Показатели ликвидности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг.

Показатели 2010 2011 2012

Отклонения

         

2011 к 2010

2012 к 2011

          +/- % +/- %
1. Оборотные активы, млн. тенге 2768,5 1477,4 1657,1 -1291,1 -46,6 179,7 12,2
2. Текущие обязательства, млн. тенге 2709,1 1219,2 1356,1 -1489,9 -55,0 136,9 11,2
3. Коэффициент покрытия 1,02 1,21 1,22 0,19 18,6 0,01 0,8
4. Дебиторская задолженность, млн. тенге. 2169,2 682,0 1608,8 -1487,2 -68,6 926,8 135,9
5. Денежные средства, млн. тенге 78,1 288,0 11,4 209,9 268,8 -276,6 -96,0
6. Коэффициент быстрой ликвидности 0,83 0,80 1,19 -0,03 -4,1 0,40 50,2
7. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,03 0,24 0,01 0,21 719,4 -0,23 -96,4
8. Валюта баланса, млн. тенге 2803,3 1508,0 1657,1 -1295,3 -46,2 149,1 9,9
9. Доля оборотных средств в активах 0,99 0,98 1,00 -0,01 -0,8 0,02 2,1

 

В 2010 г. коэффициент покрытия ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» был выше нормы и составлял 1,02. То есть, на 1 тенге текущих обязательств приходилось 1,02 тенге оборотных активов. При этом большая часть текущих обязательств приходилось на статью «Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги», в которой отражается сумма поученных, но еще не оплаченных туроператором товаров, работ, услуг. В 2011-2012 гг. коэффициент покрытия увеличился и составлял соответственно 1,21 и 1,22, то есть на 1 тенге текущих обязательств приходилось 1,21-1,22 тенге оборотных активов. Увеличение текущей ликвидности в 2011 г. произошло благодаря снижению суммы текущих обязательств, а в 2012 г. - благодаря увеличению суммы оборотных активов.

Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая доля текущих обязательств может быть погашена не только за счет денежных средств, но и за счет ожидаемых финансовых поступлений. Нормативное значение ≥ 0,5. Коэффициент быстрой ликвидности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг. находился в пределах нормы и принимал значения от 0,80 до 1,19, то есть на 1 тенге текущих активов приходилось в среднем 0,8-1,19 тенге высоколиквидных финансовых ресурсов. В 2011 г. произошло небольшое снижение коэффициента быстрой ликвидности из-за снижения суммы дебиторской задолженности на балансе предприятия, а в 2012 г. данный коэффициент вновь увеличился благодаря увеличению дебиторской задолженности.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует немедленную готовность предприятия погасить текущие обязательства исключительно за счет денежных средств. Нормативное значение ≥ 0,2. Коэффициент абсолютной ликвидности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» находился в пределах нормы только в 2011 г. и был ниже нормы в 2010 г. и в 2012 г. В 2010 г. значение коэффициента абсолютной ликвидности составляло 0,03, то есть только 3% текущих обязательств могло быть погашено денежными средствами (при норме 20%). В 2011 г. коэффициент абсолютной ликвидности существенно увеличился до значения 0,24 благодаря тому, что сумма денежных средств на балансе предприятия увеличилась почти в 4 раза. В 2012 г. коэффициент абсолютной ликвидности вновь снизился ниже нормативных значений и составлял 0,01, то есть только 1% текущей задолженности мог быть погашен денежными средствами.

Таким образом, анализ ликвидности баланса предприятия показал, что абсолютно ликвидным баланс был в 2011 г. В 2010 г. и в 2012 г. из-за недостаточного количества денежных средств на балансе предприятия показатели абсолютной ликвидности были ниже нормы. В целом оборотные активы полностью покрывают текущие обязательства, поэтому состояние ликвидности компании можно оценить положительно.

Показатели финансовой устойчивости ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» представлены в таблице 4 и приложении 5.

 


Таблица 4 - Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг.

Показатели Норматив 2008 2009 2010
1. Собственный капитал, млн. тенге - 94,2 288,8 301
2. Валюта баланса, млн. тенге - 2803,3 1508 1657,1
3. Коэффициент концентрации собственного капитала > 0,5 0,03 0,19 0,18
4. Обеспечение предстоящих расходов и платежей, млн. тенге - 0 0 0
5. Долгосрочные обязательства, млн. тенге - 0 0 0
6. Текущие обязательства, млн. тенге - 2709,1 1219,2 1356,1
7. Коэффициент концентрации привлеченного каптала ‹ 0,5 0,97 0,81 0,82
8. Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала ‹ 0,5 28,76 4,22 4,51
9. Необоротные активы, млн. тенге - 34,8 30,6 0
10. Коэффициент маневренности собственного капитала > 0,5 0,63 0,89 1,00

 

Как показывает таблица 4, коэффициент концентрации собственного капитала ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг. находился ниже нормы, то есть был меньше 0,5. Он принимал значения от 0,03 до 0,19, то есть от 3% до 19% активов предприятия были сформированы за счет собственного капитала (при норме свыше 50%).

Коэффициент концентрации привлеченного капитала в 2010-2012 гг. был выше допустимых значений, то есть выше 0,5. Он принимал значения от 0,81 до 0,97, то есть 81-97% активов предприятия было сформировано за счет привлеченных средств (при норме не более 50%).

Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала в 2010-2012 гг. также существенно превышал допустимое значение 0,5. Он принимал значения от 4,22 до 28,76, то есть, привлеченный капитал превышал собственный капитал более чем в 4 раза в 2011 и в 2012 гг. и почти в 29 раз в 2010 г.

Коэффициент маневренности собственного капитала, показывающий, какая часть собственного капитала вложена в наиболее мобильные активы, не должен превышать 0,5, то есть не более 50% собственного капитала должно быть вложено в необоротные активы. В 2010-2012 гг. коэффициент маневренности собственного капитала превышал допустимые значения, и был равен 0,63-1,00. То есть, от 63% до 100% собственного капитала было вложено в необоротные активы, не отличающиеся мобильностью. Отсюда следует вывод, что оборотный капитал сформирован в основном за счет привлеченных средств.

Таким образом, финансовую устойчивость турфирмы в 2010-2012 гг. можно признать неудовлетворительной, поскольку обязательства фирмы существенно превосходили ее собственный капитал, то есть активы предприятия были сформированы в основном за счет привлеченных финансовых ресурсов. Все коэффициенты финансовой устойчивости в 2010-2012 гг. находились ниже нормативных значений.

Рассмотрим показатели рентабельности, характеризующие уровень эффективности хозяйственной деятельности ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010-2012 гг. (таблица 5, приложение 6).

 

Таблица 5 - Анализ показателей рентабельности в 2010-2012 гг.

Показатели 2010 2011 2012
1. Чистая прибыль, млн. тенге 46,5 194,6 12,2
2. Собственный капитал, млн. тенге 94,2 288,8 301
3. Рентабельность собственного капитала 0,49 0,67 0,04
4. Фонд оплаты труда, млн. тенге 149,5 179,9 94,8
5. Рентабельность персонала 0,31 1,08 0,13
6. Чистый доход от реализации, млн. тенге 10035,7 11302,9 4255,2
7. Чистая рентабельность продаж 0,005 0,017 0,003

 

Рентабельность собственного капитала ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» в 2010 г. составляла 0,49. То есть, на 1 тенге, инвестированный в собственный капитал, приходилось 49 тиын чистой прибыли. В 2011 г. рентабельность собственного капитала увеличилась до 0,67 благодаря увеличению чистой прибыли предприятия.

В 2012 г. рентабельность собственного капитала снизилась до значения 0,04; то есть на 1 тенге, инвестированный в собственный капитал, приходилось только 4 тиын чистой прибыли. Снижение рентабельности собственного капитала в 2012 г. объясняется тем, что чистая прибыль уменьшилась почти в 16 раз.

Рентабельность персонала в 2011-2012 гг. принимала значения от 0,13 до 1,08, то есть на 1 тенге расходов на персонал приходилось от 13 тиын до 1,08 тенге чистой прибыли. Высокое значение рентабельности персонала в 2011 г. объясняется высоким показателем чистой прибыли за этот период.

Самый невысокий показатель рентабельности из рассматриваемых - это чистая рентабельность продаж, которая в 2011-2012 гг. принимала значения 0,003-0,017. Это свидетельствует о том, что с каждых 10 тенге чистого дохода от реализации ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» получало всего 3-17 тиын чистой прибыли.

Таким образом, деятельность ТОО «Туристская компания Гульнар Тур» была наиболее рентабельной в 2011 г., когда предприятие получило максимальную сумму чистой прибыли. Несмотря на прибыльность деятельности, показатели рентабельности продаж находятся на очень низком уровне, то есть из того чистого дохода, которое получает туроператор, большая часть расходуется, и только 0,3-1,7% чистого дохода остается у него в виде чистой прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...