Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспрессивно – стилистические свойства вводных конструкций.

Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные их разряды, мы

отмечаем в каждом ряду наличие общих значений и взаимозаменяемость. Благодаря разнообразию значений, выражаемых вводными словами, они используются во всех речевых стилях. При этом, наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным характером книжности, разговорности, устарелости. Разговорно – просторечные вводные слова: “ видно ”, “ видать ”, “ знать ”, “ чай ” в лирике М.Ю. Лермонтова встречаются чаще в поэмах и в стихотворениях зрелого периода творчества. Но в целом такие конструкции редки для творчества М.Ю. Лермонтова:

                                 Скажи нам атаман частной,

                                 Как жил ты в стороне родной,

                                 Чай, прежний жар в тебе и ныне

                                 Не остывает от годов

                                                                                (II, 209)

                                 Но бледна ее грудь молодая,

                                 И сидит она долго вздыхая,

                                 Видно, буйную думу тая,

                                 Все тоскует по воле, как я

                                                                                (I, 50)

Большинство вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова имеют нейтральную или разговорную окраску.

Очень часто в текстах М.Ю. Лермонтова (более 40 %) встречаются вводные единицы со значением различной степени достоверности сообщаемого. Особенно частотно сочетание слов “ может быть ” и “ быть

 

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. С.347.

 

может ”. Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой:

                                 Ужель единый гроб для всех

                                 Уничтожением грозит?

                                 Как знать: тогда, быть может, стих

                                 Полмертвого воспламенит

                                                                                (I, 232)

                                 Ах!.. вспомни обо мне тогда…

                                 Тогда!.. Быть может, уж могилой

                                 Желанной скрыта буду я

                                                                                (II, 194)

Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого “ кажется ”, “ верно ”, “ право ” имеют в лирике М.Ю. Лермонтова оттенок разговорности.

Вводное слово “ кажется ” автор использует в размышлениях, нередко в самокритике:

                                 Я счастье, казалося, привлек,

                                 Когда его навеки отнял рок

                                                                                (II, 238)

                                 Я счастлив был, не ведомый никем,

                                 Казалось, я покоен был совсем

                                                                                (II, 234)

Вводное слово “ верно ” Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким:

                                 И если б мог я эту грудь

                                 Перед тобою развернуть,

                                 Ты, верно, не прочел бы в ней,

                                 Что я преступник иль злодей

                                                                                (II, 335)

Для выражения своих чувств автор использует вводное слово “ право ”:

                                 Что ж вышло? Право, смех и жалость

                                 Сковала душу мне усталость

                                                                                (II, 7)

                                 Признаться, право, было б жаль

                                 Мне опечалить их…

                                                                                (I, 70)

Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова (“Отрывок”, “Ночь II”, “1831 июня 11 дня”):

                                 Ужель единый гроб для всех

                                 Уничтожением грозит?

                                 Как знать? Тогда, быть может, смех

                                 Полмертвого воспламенит

                                                                                (I, 232)

                                 И, может быть, она опять придет

                                 В другой залив, но там уж не найдет

                                 Себе покоя…

                                                                                (I, 198)

Вводно – обобщительное слово “ бывало ” связано с темой воспоминания:

                                 Бывало, для забавы я писал

                                 Тревожимый младенческой мечтой;

                                 Бывало, я любовию страдал,

                                 И с бурною пылающей душой

                                                                                (II, 262)

                                 Бывало, я у башни угловой

                                 Сижу в тени, и солнце луч осенний

                                 Играет с мохом в трещине сырой

                                                                                (II, 71)

Устаревшее слово “ мнится ” используется автором, в основном, в любовной лирике:

                                 Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный

                                 На стены желтые, и мнилось, тени в них

                                 Сходили медленно до самых ног моих

                                                                                (I, 253)

                                 Нарочно, мнилося, она

                                 Была для счастья создана

                                                                                (I, 286)

Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей:

                                 В ответ сказала тихо мне она:

                                 “ Итак, прости навек, любезный мой,

                                 Жестокий друг, обманщик дорогой”

                                                                                (II, 225)

                                 Вот, например, приятель мой

                                 Владеет он изрядным слогом

                                                                           (I, 52)

                                 Невольно страх в душе ласкаешь

                                 Но ты все понял, ты все знаешь

                                 И сжалишься, конечно, ты

                                                                                (II, 136)

Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов… Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык. Поэтому в ней больше модальных оттенков, и

они ярче.

Речь главного героя поэмы “Мцыри” насыщена разнообразными по семантике вводными конструкциями, которые придают речи трагический оттенок, что вызывает боль и сочувствие у читателя:

                                 Меня могила не страшит:

                                 Там, говорят, страданье спит

                                                                                (II, 54)

                                 Тебе, я знаю, не понять

                                 Мою тоску, мою печаль

                                                                                (II, 60)

                                 Но, верь мне, помощи людской

                                 Я не желал… я был чужой

                                                                                (II, 62)

                                 Знай, это пламень с юных дней

                                 Таяся жил в груди моей

                                                                                (II, 63)

                                 Казалось, что слова людей

                                 Забыл я – и в груди моей

                                 Родился тот ужасный крик

                                                                                (II, 64)

Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно – художественного портрета героя:

1) описание внешности персонажа, его действий, жестов:

Казалось, вся она была слита,

Как гурии, из сумрака и света

                                 (II, 314)

____________________________________________________________________

Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): - Учеб. пособие – 3-е изд., испр. – М., 1986. С.609.

 

                                 Он был, казалось, лет шести

                                 Как серна гор, пуглив и дик

                                 И слаб, и гибок, как тростник

                                                                                (II, 51)

                                 Взглянул на небо молча князь,

                                 И наконец, отворотясь

                                 Он протянул Селиму руку

                                                                                (II, 385)

2) передача психофизиологического состояния героя:

Чем боле улыбалось счастье мне,

Тем больше я терзался в глубине,

Я счастье, казалося, привлек,

Когда его навеки отнял рок

                                 (II, 238)

Я счастлив был; не ведомый никем,

Казалось, я покоен был совсем

                                 (II, 234)

3) раскрытие внутреннего мира героя:

Но в диком сердце бушевало,

Казалось, тайная гроза

                                 (II, 300)

Не стыд – но горькая досада

Героя медленно грызет:

Жизнь побежденным не награда:

Он на друзей не кинул взгляда

И, мнится, их не узнает

                                 (II, 392)

Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.

 

В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...