Экспрессивно – стилистические свойства вводных конструкций.
Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные их разряды, мы отмечаем в каждом ряду наличие общих значений и взаимозаменяемость. Благодаря разнообразию значений, выражаемых вводными словами, они используются во всех речевых стилях. При этом, наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным характером книжности, разговорности, устарелости. Разговорно – просторечные вводные слова: “ видно ”, “ видать ”, “ знать ”, “ чай ” в лирике М.Ю. Лермонтова встречаются чаще в поэмах и в стихотворениях зрелого периода творчества. Но в целом такие конструкции редки для творчества М.Ю. Лермонтова: Скажи нам атаман частной, Как жил ты в стороне родной, Чай, прежний жар в тебе и ныне Не остывает от годов (II, 209) Но бледна ее грудь молодая, И сидит она долго вздыхая, Видно, буйную думу тая, Все тоскует по воле, как я (I, 50) Большинство вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова имеют нейтральную или разговорную окраску. Очень часто в текстах М.Ю. Лермонтова (более 40 %) встречаются вводные единицы со значением различной степени достоверности сообщаемого. Особенно частотно сочетание слов “ может быть ” и “ быть
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. С.347.
может ”. Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой: Ужель единый гроб для всех Уничтожением грозит? Как знать: тогда, быть может, стих Полмертвого воспламенит (I, 232) Ах!.. вспомни обо мне тогда… Тогда!.. Быть может, уж могилой Желанной скрыта буду я (II, 194) Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого “ кажется ”, “ верно ”, “ право ” имеют в лирике М.Ю. Лермонтова оттенок разговорности. Вводное слово “ кажется ” автор использует в размышлениях, нередко в самокритике: Я счастье, казалося, привлек, Когда его навеки отнял рок (II, 238) Я счастлив был, не ведомый никем, Казалось, я покоен был совсем (II, 234) Вводное слово “ верно ” Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким: И если б мог я эту грудь Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней, Что я преступник иль злодей (II, 335) Для выражения своих чувств автор использует вводное слово “ право ”: Что ж вышло? Право, смех и жалость Сковала душу мне усталость (II, 7) Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их… (I, 70) Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова (“Отрывок”, “Ночь II”, “1831 июня 11 дня”): Ужель единый гроб для всех Уничтожением грозит? Как знать? Тогда, быть может, смех Полмертвого воспламенит (I, 232) И, может быть, она опять придет В другой залив, но там уж не найдет Себе покоя… (I, 198) Вводно – обобщительное слово “ бывало ” связано с темой воспоминания: Бывало, для забавы я писал Тревожимый младенческой мечтой; Бывало, я любовию страдал, И с бурною пылающей душой (II, 262) Бывало, я у башни угловой Сижу в тени, и солнце луч осенний Играет с мохом в трещине сырой
(II, 71) Устаревшее слово “ мнится ” используется автором, в основном, в любовной лирике: Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный На стены желтые, и мнилось, тени в них Сходили медленно до самых ног моих (I, 253) Нарочно, мнилося, она Была для счастья создана (I, 286) Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей: В ответ сказала тихо мне она: “ Итак, прости навек, любезный мой, Жестокий друг, обманщик дорогой” (II, 225) Вот, например, приятель мой Владеет он изрядным слогом (I, 52) Невольно страх в душе ласкаешь Но ты все понял, ты все знаешь И сжалишься, конечно, ты (II, 136) Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов… Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык. Поэтому в ней больше модальных оттенков, и они ярче. Речь главного героя поэмы “Мцыри” насыщена разнообразными по семантике вводными конструкциями, которые придают речи трагический оттенок, что вызывает боль и сочувствие у читателя:
Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит (II, 54) Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль (II, 60) Но, верь мне, помощи людской Я не желал… я был чужой (II, 62) Знай, это пламень с юных дней Таяся жил в груди моей (II, 63) Казалось, что слова людей Забыл я – и в груди моей Родился тот ужасный крик (II, 64) Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно – художественного портрета героя: 1) описание внешности персонажа, его действий, жестов: Казалось, вся она была слита, Как гурии, из сумрака и света (II, 314) ____________________________________________________________________ Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): - Учеб. пособие – 3-е изд., испр. – М., 1986. С.609.
Он был, казалось, лет шести Как серна гор, пуглив и дик И слаб, и гибок, как тростник (II, 51) Взглянул на небо молча князь, И наконец, отворотясь Он протянул Селиму руку (II, 385) 2) передача психофизиологического состояния героя: Чем боле улыбалось счастье мне, Тем больше я терзался в глубине, Я счастье, казалося, привлек, Когда его навеки отнял рок (II, 238) Я счастлив был; не ведомый никем, Казалось, я покоен был совсем (II, 234) 3) раскрытие внутреннего мира героя: Но в диком сердце бушевало, Казалось, тайная гроза
(II, 300) Не стыд – но горькая досада Героя медленно грызет: Жизнь побежденным не награда: Он на друзей не кинул взгляда И, мнится, их не узнает (II, 392) Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.
В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|