Позиция вставной конструкции в предложении.
Вставные конструкции отличаются меньшей свободой расположения, чем вводные. Вставки в силу своего назначения в речи – передавать дополнительные сведения – могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Для вставок исключена позиция абсолютного начала в включающем их предложении. Вставные конструкции, соотносящиеся с включающим высказыванием в целом, очень часты в текстах М.Ю. Лермонтова (более 30 % от общего числа вставок). Такие вставочные единицы находятся в интерпозитивном положении: Уж близко цель его стремленья, Как вдруг под ним (ужасный вид) Земля неверная дрожит (I, 142) И в городе (что мне всегда досадно) Колокола трезвонят беспощадно (II, 71) Вставные конструкции, которые соотносятся с каким-либо членом предложения и его группой чаще всего располагаются постпозитивно по отношению к этому компоненту. Однако законы поэтического синтаксиса допускают возможность и препозиции для подобных парантез. Вставка в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова может соотноситься со сказуемым (20 % конструкций от общего числа), с второстепенными членами (дополнением, обстоятельством): И что отец, немного с ним поспоря, Велел его посечь…(конечно, с горя) (II, 71)
Огня и сил лишен уж был несчастный Он встал, вздохнул (нельзя же не вздохнуть), Поправил брюки и пустился в путь (II, 71) Я видел взгляд, исполненный огня (Уж он давно закрылся для меня), Но как к тебе, к нему еще лечу, И хоть нельзя, - смотреть его хочу (I, 147) Он сам лезгинец; уж давно (Так было небом суждено) Не зрел отечество (II, 349) Красавицы сидели за столом, Раскладывая карты, и гадали О будущем. И ум их видел в нем Надежды (то, что мы и все видали) (II, 75) Вставные компоненты, актуализирующие подлежащее немногочисленны у М.Ю. Лермонтова. Они, как правило, находятся в интерпозиции: …его черты (Развалины минувшей красоты, Хоть не являли старости оне), Казалося, знакомы были мне (II, 226) Я мчался без дорог; перед мною
Не серая, не голубое небо (И мнилося, не небо было то, А тусклое бездушное пространство) Виднелось (I, 137) Таким образом, вставные структуры в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова в большинстве случаях соотносятся с высказыванием в целом и занимают интерпозитивное положение. 25 % вставок от общего числа соотносится со сказуемым и занимает постпозицию. Немногочисленную группу вставных конструкций составляют соотношения с подлежащим. Они занимают постпозицию.
Функции вставок. Помимо основной функции – передавать дополнительные сведения, вставные конструкции обладают второстепенными функциями. В поэзии М.Ю. Лермонтова имеют место вставочные единицы, которые, указывая на отличительный признак какого-либо предметного члена предложения, выражают пояснительно – определительную связь: Ни разу не был в дни веселья Так разноцветен и богат Тамары праздничный наряд Цветы родимого ущелья (Так древний требует обряд) Над нею льют свой аромат (II, 136) Неясный шорох слышался вокруг: То загремит, то снова тише, тише (То были тени предков – или мыши) (II, 126) Вставочные конструкции, выражающие причинно – следственные и целевые отношения, составляют в поэтических произведениях М.Ю. Лермонтова 30 % от общего числа: Он сам лезгинец; уж давно (Так было небом суждено) Не зрел отечества (II, 335)
Нет! Как оно я не был волен, Болезнью жизни, скукой болен, (На зло былым и новым дням) Я не завидовал, как прежде, Его серебряной одежде, Его бунтующим волнам (I, 303) Небольшую группу составляют вставки, обозначающие временные и пространственные отношения: Раз – это было под Гихами – Мы проходили темный лес (I, 62) Значительную группу представляют в поэзии М.Ю. Лермонтова парантетические конструкции, содержащие качественно – эмоциональную оценку высказывания. Вставные конструкции этого типа выражают радость, восхищение, недоумение, удивление, сожаление, иронию, досаду, возмущение, негодование, чувство страха: Чернеет тень во всех углах – И – странно – Оршу обнял страх (II, 418) И в городе (что мне всегда досадно) Колокола трезвонят беспощадно… (II, 71) Упал! (прости невинность!) Как змея Маврушку крепко обнял он руками (II, 71) Нередко встречаются в поэтических сочинениях Лермонтова вставочные конструкции, которые самым своим лексическим содержанием подчеркивают выполняемую ими функцию:
Но душу бы пленил мою Своей небесной красотой; И я б в тот миг (не утаю) Забыл о радости земной (I, 269) Лишь синеватый венчик под глазами Изобличал его… Но (между нами, Сказать тихонько) это не порок (II, 71) Около 15 % парантез в поэзии М.Ю. Лермонтова содержат описание предметов или характеристику лиц, указывая на их внешний облик: …его черты (Развалины минувшей красоты, Хоть не являли старости оне), Казалося, знакомы были мне (II, 225) Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана (I, 262) Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций вставочных единиц в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова. Значительную группу составляют парантезы, выражающие причинно – следственные отношения. ____________________________________________________________________ Щеболева И.И. Общая характеристика вставных конструкций в современном русском литературном языке // Учен. зап. Рост – на –Дону Госуд. пед института. 1995. вып. 4. С.83.
Характерны для лирики Лермонтова вставные единицы, содержащие описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантические конструкции, которые передают качественно-эмоциональную оценку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|