Место и роль искусства в современном понимании содержания образования
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Методический материал к курсу
Кострома
Печатается по решению редакционно-издательского совета КГУ им. Н. А. Некрасова.
ББК
Рецензент: заведующая кабинетом эстетических дисциплин Костромского областного
И. В. Гурьянова Дидактические и методические основы преподавания изобразительного
В учебно-методическом издании предпринята попытка дать современное понимание педагогики изобразительного искусства в начальной школе на основе сравнения различных направлений и концепций художественного образования средствами изобразительного искусства. Методический материал к курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» для специальности «Теория и методика начального образования» содержит рекомендации по проектированию уроков изобразительного искусства с использованием разных форм и методов художественного воспитания. Предназначено студентам и преподавателям вузов, учителям изобразительного искусства начальной школы. ББК
© Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2006 © Гурьянова И. В., 2006 Содержание
Введение
Раздел «Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства» является одним из составляющих курса «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом». Данный курс предусматривает практическую подготовку студентов в рамках преподавания изобразительного искусства в начальной школе для будущей педагогической деятельности. Главная цель курса — это приобретение студентами опыта художественно-творческой и методической деятельности в процессе освоения способов изображения, приобретения знаний по теории изобразительного искусства и методики его преподавания. Основным разделом программы являются лабораторные занятия с материалами по различным видам изображения и изобразительной деятельности, а также по практическому моделированию и планированию педагогической деятельности будущих педагогов.
В процессе лабораторных занятий осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей студентов, овладение ими изобразительными умениями и навыками в работе с различными художественными материалами. В результате студенты должны приобрести умение самостоятельно и творчески использовать знания и навыки в будущей своей педагогической деятельности. Большое внимание на лабораторных занятиях уделяется не только овладению каждым студентом изобразительными приемами по разным видам художественно-творческой деятельности, но и развитию умений самостоятельно использовать эти приемы в методической работе в процессе моделируемой педагогической деятельности. Практическое ознакомление с приемами художественного изображения и педагогической деятельности учителя на уроках изобразительного искусства подкрепляется положениями из теории искусствознания и дидактики. Предлагаемый методический материал содержит теоретические положения и рекомендации, которые помогут студентам закрепить знания, полученные на занятиях, используя их в самостоятельной работе при выполнении итоговых и домашних заданий. Обязательным условием, необходимым для более успешного и глубокого овладения материалом лабораторных занятий, является изучение литературы, рекомендуемой в конце пособия. Перечень программ, учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по изобразительному искусству, изданных за последнее время, поможет студентам в подготовке к лабораторным занятиям, зачетным и экзаменационным работам, а также к пробным и контрольным урокам по изобразительному искусству.
МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Содержание образования — это социальный опыт, то есть деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования: 1. Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).
2. Способы деятельности (умения, навыки). 3. Опыт творческой деятельности (решение творческих задач). 4. Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.). В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника. Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни. Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях: - непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира; - видеть в окружающем мире своё продолжение; - чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом; - осознавать неутилитарную ценность всего в мире; - осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения. Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания. Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе. В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.
Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое[1]. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам[2]. Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников. В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни. Акцент в преподавании делается на развитии: - эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира; - первичных форм художественного воображения; - способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах. Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется. Общее для всех видов искусства должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов. В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в начальной школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие[3]. Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной главной цели обучения изобразительному искусству, воспитания эстетического отношении к жизни. Следует отметить, что, несмотря на общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ. Поэтому выбор единственной необходимой в данных конкретных условиях программы среди существующих направлений преподавания изобразительного искусства в школе является существенной проблемой для учителя начальной школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|