Сказка о филимоновской игрушке для детей 5-6 лет
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Давным-давно в Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре. В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полос_и и пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник -землю, елочки и ростки - символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос, Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.
Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые <http://www.vseslovari.com.ua/sovtolk/page/tolstyie.56918/> ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит индюк. А на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки - животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься».
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце. Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные - коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и др. Сегодня производится намного меньше филимоновских игрушек, чем раньше. Ведь мастеров осталось не так много. Мы с вами будем знакомиться с игрушками народных умельцев. Возможно кто-то из вас тоже будет известным мастером, который будет радовать детишек своими поделками. Перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по ознакомлению с филимоновской игрушкой.
Таблица
Заключение
Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел; декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным и устным народным творчеством образное восприятие пословиц и сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального декоративного искусства, его общие черты, эстетическая ценность произведений народного искусства.
Вся эта работа проводится в группе в течение учебного года. Эффективность этой работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Рекомендуется им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках - кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.
Библиографический список
.Алексеев В.Б. Филимоновская игрушка//Молодой коммунар. 1981. .Бардина Р.А. Художественные изделия из керамики: Филимоновская игрушка // Изделия художественных народных промыслов и сувениры. М., 1986. 152-153. .Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М.: Искусство, 1975. .Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968. .Богуславская И.Я. Фигурки из глины //Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собраниях ГРМ. 2-е изд., переработанное и дополненное. Л., 1981. 301. .Волкова P. Филимоновская игрушкаУ/Сельский календарь. 1984. М., 1983. .Павлова Т.В. Филимоновский промысел: Методическая разработка для студентов. Изд. 2-е, переработанное. Новомосковск, 2000. .Попова О.С, Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984. 144 с. .Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - 2-е изд. испр. И доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с. .Тарановская Н. Филимоновская игрушка. Л., 1981. .Успенская О. О русской народной игрушке// Декоративное искусство. 1968. № 10. 12-16. .Халезова. Н. Б. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1984 г. .Черкашина Л. Сказ про филимоновскую свистульку//Огонек. 1987. № 1. 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|