Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальный характер ацтеков




Алонсо Сорита писал об ацтеках: «Люди эти по природе своей долготерпеливы, и ничто не может взволновать их или вызвать их гнев. Они очень послушны и сметливы... Чем знатнее люди, тем большую скромность они выказывают». Это описание, казалось бы, противоречит образу ацтеков, проливающих реки крови на алтарях или на поле брани. Несоответствие это, однако, скорее умозрительное. Ацтеки и вправду демонстрировали то, что Парри назвал «очень высокой степенью социальной покорности — добровольным растворением индивидуума в личности племени», но это не мешало им проявлять индивидуализм, жестокость и экстремизм.

В таком военном государстве, каким был Теночтитлан, физическая смелость считалась само собой разумеющейся и гибель в битве была чем-то, к чему
следовало стремиться.

Военные успехи были для ацтеков больше чем национальная гордость, и надменность ацтеков, занимавших высокие государственные посты, а также сборщиков податей пользовалась дурной славой. Структура и ценности общества были направлены на то, чтобы подстегнуть соперничество, и ацтеки явно не страдали отсутствием честолюбия и самоуважения, а также сластолюбия — суровые наказания за прелюбодеяние и пьянство, считавшиеся крайне серьезными преступлениями, позволяют предположить, что два этих порока можно было обуздать только с помощью репрессивных мер.

Ацтеки, получившие хорошее образование, должны были воспитывать в себе сдержанность и вести себя с достоинством. Саагун оставил нам словесный портрет безупречного вельможи, личности, обладавшей серьёзностью и скромностью, человека, который «бежал от похвал», «пёкся о своих ближних», был скромен и благочестив, красноречив и рассудителен в разговоре, мудр, вежлив, «следовал примеру родителей» и был примером для всех остальных. Портрет этот, конечно, идеализирован, и к столь высокому стандарту поведения скорее стремились, чем достигали его.

Тот же акцент на сдержанности, ответственности и самообладании мы находим в «Наставлениях старших», литературных произведениях, написанных в высокопарном и многословном стиле и предназначенных для обучения молодых людей приличному поведению и манерам.

 

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Когда юноше исполнялось двадцать лет, он считался готовым взять на себя обязанности взрослой жизни. Фактически это означало, что он должен жениться, так как без жены, которая готовила пищу и вела хозяйство, он не мог завести собственный дом. Неженатые мужчины и незамужние женщины не считались членами общины, но, как только пара вступала в брак, они становились полноправными гражданами, внесёнными в реестр домовладельцев, который вели писцы кальпулли, и получали право обрабатывать земельный участок, находящийся во владении семейства.

От обоих партнеров требовались особые навыки. Мужчина должен был уметь построить дом, занимался крестьянским трудом или ремеслом. Женщина готовила еду, заботилась о детях, ткала полотно и шила одежду, работала на огороде и приглядывала за домашним скотом. В глазах общества брак без детей был неполным. Бездетность становилась не только личной, но и социальной трагедией, и многие бездетные браки заканчивались разводом. Так что жизненные устремления обычного ацтека, будь то женщина или мужчина, были те же, что и у людей во всём мире: уважаемое положение в обществе, счастливая семейная жизнь и брак, благословенный детьми.

Рождение ребёнка служило поводом к празднованию. Роды обычно доверялись опытным акушеркам. Каждое важное событие в жизни ацтеков сопровождалось речами. Если рождался мальчик, он должен был вырасти храбрым воином, чьей целью было напоить Солнце кровью врагов. Девочка должна была проводить дни в заботах о хозяйстве и редко покидать дом.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

За два столетия, что минули с тех пор, как ацтеки переселились в Мексиканскую долину, их социальная структура претерпела значительные изменения. Вождь племени превратился в полубожественного владыку, и со времени правления Монтесумы I (1440—1468) политики намеренно поощряли классовое разграничение. Первый пункт в кодексе законов Монтесумы прямо говорит: «Повелитель должен появляться на людях только в крайне важных случаях». В ацтекском обществе статус человека зависел от его ранга. Чиновников было много, так как рост Теночтитлана сопровождался развитием аппарата государственной службы со множеством ступеней должностей. И слова Диего Дурана, написанные в ХVI веке о доиспанской Мексике, звучат для нас знакомо: «У этого народа — особое должностное лицо для каждого дела, сколь бы низким оно ни было. Всё так хорошо фиксируется, что не ускользает ни одна частность. У них есть даже должностные лица, ответственные за подметание. Порядок таков, что никто не смеет вмешиваться в работу другого или выражать своё мнение, ибо это мнение тотчас же отвергнут... И количество чиновников в Республике поистине неисчислимо».

ПРАВЯЩИЕ КЛАССЫ

На вершине социальной пирамиды находился сам правитель, отделённый от остальных своим богатством и властью, а также барьером придворного ритуала. Даже ближайшие его подчинённые держались поодаль. Берналь Диас оставил записи о том, как командиры королевской охраны представали перед владыкой:

«Они обязаны были снять свои пышные одеяния и надеть другие, более простые одежды. Они должны были быть чистыми и войти босыми, с потупленными глазами, так как они не имели права смотреть в глаза владыки. Они трижды почтительно кланялись ему и подходили к нему, говоря: «Повелитель, мой повелитель, мой великий повелитель!» Затем, когда они сделали доклад, он отпустил их несколькими словами. Выходя, они не поворачивались к повелителю спиной, но пятились от него, по-прежнему глядя в землю, и поворачивались, только когда покидали залу».

Ацтеки следовали обычаю, принятому у большинства племён долины, — избирали владыку, но со времени Акамапичтли, первого повелителя Теночтитлана, правитель всегда избирался из одной семьи. Во времена, когда ацтеки представляли собой маленькое племя, было просто узнать общественное мнение путём консультаций с главами семей, но к ХVI веку этот способ стал слишком громоздким, и количество избирателей сократилось до ста человек — знати и наиболее важных чиновников, жрецов и воинов. Никакого голосования не проводилось, но избиратели совещались между собой и выдвигали наиболее приемлемого кандидата, которого затем представляли людям для одобрения. В записях не зафиксировано ни одного случая, когда бы кандидат, выдвинутый советом, был отвергнут народом. Из вежливости к другим правителям Тройственного союза, владыкам Тескоко и Тлакопана, их просили подтвердить назначение, а при выборах Тисока в 1481 году именно повелитель Тескоко возложил на голову нового монарха бирюзовый венец.

Выборы основывались на достоинствах и заслугах кандидатов, и обязанностью совета избирателей было найти наиболее достойного среди родственников мужского пола почившего правителя. Избиратели искали человека, который бы доказал свою доблесть в битвах, хорошо зарекомендовал себя на государственной службе, был бы благоразумен и справедлив.

Иногда выбор падал на сына предыдущего правителя. Теоретически трон должен был быть предложен наиболее достойному кандидату, но на практике во внимание принимались все политические факторы.

Класс, который условно можно назвать «аристократией», состоял из высокопоставленных чиновников, которые включали в себя видных военачальников, глав различных ветвей государственной власти, судей из апелляционного суда, правителей покорённых городов, губернаторов провинциальных городов и районов Теночтитлана. Эти мужчины были вельможами благодаря должностям, которые занимали, а не по рождению или наследованию, как традиционная европейская аристократия. Скорее их можно сравнить с пожизненными пэрами из палаты лордов. Они не платили налогов, им предоставлялась официальная резиденция, а доход они получали от земель, которые даровались скорее должности, чем личности. При жизни эти люди носили все знаки своей должности, а в беседе к их именам добавлялось окончание цин в знак уважения, точно так же, как мы используем выражения «сэр» и «ваша милость».

 

ПРОСТОЙ НАРОД

За аристократией и государственными служащими шла масса людей - свободные люди незнатного происхождения, объединённые в наследственные кланы. Все члены клана считались родственниками по линии общего предка, обычно им была фигура, которая, как говорили, жила во времена, когда земля впервые была населена и поделена между людьми. Ко времени испанского завоевания в Теночтитлане было двадцать таких кланов, плюс кланы Тескоко, присоединённого к империи в 1473 году.

Первоначально кланы вполне могли быть группами родственников, но за два столетия городской жизни узы родства стали менее важными, чем узы местожительства. Слово «кальпулли» (клан) означает «группа домов», и в ХVI веке кланы были, прежде всего, объединениями землевладельцев, каждое из которых занимало свой район города, а также владело землей, которая распределялась между членами клана, соразмерно нуждам каждой семьи. В рамках кальпулли семьи объединялись в группы по двадцать, которые, в свою очередь, составляли более крупные объединения — по сто хозяйств.

В каждом из четырёх кварталов города располагалось несколько кальпулли, кварталы управлялись военным, который назначался центральной властью и обычно был членом монаршей семьи.

Во многом кальпулли напоминали современные округа или графства. У каждого клана был собственный храм и школа, которые они содержали, и местные власти имели дело с советом старейшин кланов — миниатюрной копией центрального правительства. Глава кальпулли избирался членами клана и занимал этот пост пожизненно. Он отвечал за распределение земли, за своевременное обновление реестров, представлял клан в судебных процессах, передавал поведения чиновников, стоявших выше по служебной лестнице, а также надзирал за работой нижестоящих чиновников клана, каждый из которых, в свою очередь, наблюдал за работой и взиманием налогов с нескольких хозяйств.

Глава клана также был председателем местного совета и обладал сомнительной привилегией платить за пищу и напитки, истребляемые во время заседаний. Поскольку он также отвечал за развлечение гостей, расходы его обычно были довольно велики, но в качестве компенсации он был освобожден от уплаты налогов и имел доход от земель, возделываемых членами его клана. В более ранние времена глава кальпулли был весьма могущественным человеком, но при централизованном правительстве он превратился в маленький винтик административной машины. Важные вопросы решались на уровне городского совета, и только самые незначительные дела доверялись главам кланов.

За рамками клановой структуры оставалось два сектора общества — майеки и рабы. Майеки, составлявшие около тридцати процентов всего населения, были свободными людьми, принадлежавшими к угнетаемому классу безземельных крестьян. Не являясь членами клана, они не получали долю при распределении земли и не получали преимуществ от социального обеспечения в кальпулли. Они не были рабами, но не были и полноправными гражданами. Происхождение этого класса неясно, но, поскольку каждый ацтек, рожденный свободными родителями, автоматически становился членом своего наследственного клана, мы можем предположить, что многие майеки не принадлежали к племени ацтеков и, вероятно, были новоприбывшими в долине или потомками покоренных племен. Другие майеки могли происходить из простолюдинов, утративших свои гражданские права вследствие долгов или преступления. Также и дети рабов, которые были рождены свободными, не наследовали никаких клановых прав.

 

РАБЫ

Майек, каким бы жалким ни казалось его положение, был, по крайней мере, свободным человеком. Раб же являлся полной собственностью своего хозяина, и тот мог послать его на любую работу. Рабыни обычно трудились на кухне и занимались домашними обязанностями — ткали полотно, шили одежду. Мужчины работали в поле, были домашними слугами, уборщиками и чернорабочими. Хотя раб не получал плату за свой труд, его участь во многом была более комфортной, чем удел безземельного крестьянина. Мы нигде не найдем примера процветающего майека, но раб всегда был обеспечен пищей и кровом и — в отличие от свободного человека — избегал двойного бремени — военной службы и уплаты податей. Многие рабьи занимали ответственные должности, выступая в качестве надсмотрщиков или управляющих поместьями; ацтекские законы позволяли им приобретать землю, собственность и даже заводить собственных рабов. Есть много примеров, - когда вдова повторно выходила замуж за одного из своих рабов, а для мужчины было обычным делом иметь рабыню-наложницу. В таком союзе не было ничего постыдного.

Раб, который попадал на рынок, имел один последний шанс вернуть себе свободу. Если он убегал с рыночной площади и достигал убежища — дворца правителя, — то становился свободным человеком и закон давал ему надежду, запрещая всем, кроме его владельца или его сына, ловить беглеца. Любой другой человек, вздумай он вмешаться в погоню, наказывался тем, что сам становился рабом.

Некоторые рабы были преступниками, приговорёнными за кражу и неуплату долгов. Другие - добровольными рабами, продавшими себя в обмен на кров и безопасность. Среди последних были крестьяне, у которых погиб урожай или которые не могли уплатить налоги, а также менее достойные личности, например игроки и пьяницы, которые либо были слишком ленивы, чтобы обрабатывать свои поля, либо погубили себя мотовством. Для всех этих людей всё ещё существовала надежда стать свободными. Воров освобождали, когда они уплачивали стоимость похищенного. Любой раб мог купить свободу, уплатив своему хозяину сумму, равную стоимости его покупки. Также рабы часто освобождались после смерти хозяина.

Даже в ХVI веке, когда власть ацтеков достигла своего апогея, рабов было не так много (может быть, около двух процентов от общей численности населения) и ацтеки были очень далеки от такой зависимости от рабского труда, которая характеризовала многие цивилизации Старого Света.

 

ТРАНСПОРТ И КОММУНИКАЦИИ

Ацтеки понимали принцип действия колеса, но никогда не использовали его, кроме как в детских игрушках. Причиной тому, вероятно, было не отсутствие изобретательности, а отсутствие тягловых животных и неровный рельеф местности.
В городах были мощёные улицы и широкие церемониальные аллеи, но пересекающие страну дороги, используемые гонцами и торговыми караванами, были грунтовыми. Проводились некоторые ремонтные работы. Дороги очищались от растительности, а после дождей их поверхность ремонтировалась. Убирались поваленные деревья, засыпались выбоины, в холмистых поверхностях вырубались ступени. Для пересечения рек использовались каноэ или деревянные мосты, а для удобства путешественников вдоль дорог строились постоялые дворы и алтари, куда благочестивые люди могли принести подношения.

У ацтеков не было ни вьючных животных, ни карт. Всю поклажу люди переносили на своих спинах.

Простолюдины передвигались пешком, но по государственным делам вельмож несли на носилках, в гамаках или даже на спинах слуг, хотя эти экзотические способы передвижения использовались только на короткие расстояния, когда важно было произвести впечатление.

У ацтеков не было флота. Морская торговля оставалась в руках живших на побережье племён, но каноэ были жизненно важны для расположенных у озера городов, в особенности для островного города Теночтитлан. По этим внутренним водным путям каноэ перевозили товары из города в город, увозили мусор, переправляли войска и (подобно моторизованным лодкам на венецианских каналах) делали другую работу, которую выполняют современные автобусы и грузовики.

 

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС

В плане район, где находится храм, выглядит как прямоугольник размером 350 на 300 метров. Он был огорожен каменной стеной, украшенной змеиными головами. Три дороги, превращенные в главные улицы, сходились у ограды и заканчивались возле укреплённых ворот в Змеиной Стене. Самыми красивыми были Ворота Орла, над которым возвышался огромный каменный орёл, а по бокам от него — ягуар и медведь.
За оградой находились храмы наиболее важных богов. Здесь также стоял постамент с уложенными в ряд черепами принесённых в жертву людей, чуть поодаль — камень с прикованными к нему пленниками, предназначенными для гладиаторского жертвоприношения. Возле ворот располагалась площадка для ритуальной игры в мяч. В меньших по размеру зданиях были склады, жилища жрецов, комнаты для постящихся и кающихся, а также жреческие школы.

Главным сооружением в городе был Великий Храм — пирамида с двумя алтарями. Пирамида основанием 90 на 70 метров возвышалась четырьмя или пятью
ярусами на высоту около 30 метров.

Вершина пирамиды была срезана и образовывала площадку, на которой располагались храмы двух богов. Оба храма имели одну и ту же конструкцию — они были похожи на большие ящики с одной дверью и совсем без окон. Храмы венчали высокие покатые крыши в форме усечённых конусов, сделанных из дерева и облицованных штукатуркой.

Возле храмов стояли каменные плиты для разделки человеческих тел и кувшины с водой для приготовления человеческого мяса — неотьемлемая процедура некоторых ритуалов. На внутренних поверхностях стен и деревянных частях храмов были вырезаны изображения богов. И всюду кровь и запах, который, как отмечал Диас, хуже, чем на бойнях в Испании. Идолы, стоявшие в этих мрачных, пугающих храмах, были вырезаны из камня или дерева и украшены разного рода ценными предметами.

 

ЧИНАМПЫ

Самыми плодородными участками земли были чинампы, сады, выращенные на месте осушенных болот, окружавших Теночтитлан и другие приозёрные города. Когда ацтеки основали Теночтитлан в месте, небогатом сельскохозяйственными угодьями, они вынуждены были использовать технику мелиорации, которая была популярна среди живших в долине племён. Ацтеки прорыли в болотах каналы, а между этими каналами насыпали кучи водных растений, создав искусственные островки, окружённые водой по крайней мере с трех сторон. Поверх растений был насыпан слой плодородного ила, вычерпанного со дна озера, откосы чинамп укреплялись кольями. На островках высаживались ивы, корни которых также помогали укреплять новообретённую землю.

Каждая чинампа представляла собой узкую прямоугольную полоску земли. Самые маленькие были всего 1,5 на 15 метров, но, как правило, размеры островков составляли до 100 метров в длину и 4— 10 метров в ширину. На таких более прочных платформах фермеры строили себе дома из тростника. Уже в 1590 году появились сведения, что некоторые чинампы представляли собой плоты, которые буксировались с одного берега озера на другой.

Из-за отсутствия крупного рогатого скота в Новом Свете ацтеки не знали навоза, вместо этого они использовали человеческие экскременты - их собирали в городских отхожих местах и продавали фермерам. Семена поливали в сухую погоду и защищали от неожиданных заморозков, затем в нужное время их пересаживали в землю, обкладывая корни растений перегноем.

Время высева каждого растения было строго определено (стручковый перец — в сентябре, томаты — в октябре, тыква — в феврале), так что чинампы работали круглый, год. Если почва начинала истощаться, её восстанавливали с помощью свежего ила со дна озера. При должном уходе одна чинампа давала несколько урожаев в год, и ее не надо было оставлять под паром.

 

РЕЛИГИЯ

Для ацтеков боги были вездесущими и всемогущими. Именно они управляли судьбой человека, по своему желанию посылали или задерживали весенние дожди, денно и нощно следили за происходящим в мире. Они воплощали в себе все добро и зло, что существовало на земле, в их руках была вся Вселенная, и от их желания зависело само существование человека.

Ацтекская религия была религией искупления, религией жертв. Верующий не стремился к духовному совершенству или спасению своей души, но пытался повлиять на силы природы так, чтобы они работали на него или для пользы общества в целом. По словам Альфонсо Касо, «значение религии в жизни ацтеков было столь велико, что мы без преувеличения можем сказать — религия была средоточием их существования. Не было ни одного деяния, публичного или относящегося к частной жизни, которое не было бы окрашено религиозным чувством. Религия была доминирующим фактором и вмешивалась как саиsа (повод, первопричина, основание) в те действия, которые, по нашим представлениям, не имеют ничего общего с религиозным чувством, — спорт, игры и война. Религия контролировала торговлю, политику и завоевания. Она вмешивалась в любые поступки личности с рождения и до того момента, когда жрецы кремировали тело и погребали прах».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...