Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Современные концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая и др.




 

    Проблема антропогенеза (от греч. антропос – человек и генезис – происхождение) является одной из привлекательных тем философии. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.

    Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Согласно этой модели, человек является результатом божественного творения, его»образ и подобие» и наиболее совершенное и уникальное создание Бога на земле. Человек, как свидетельствует «Библия», единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей, носитель божественных заповедей, одной из первейших среди которых является необходимость трудиться. Человек, как носитель разума, воли, стыда, творчества, нравственности не может быть, с точки зрения креационистов (в том числе и современных, дающих религиозную интерпретацию ряда научных открытий – Большого Взрыва, так называемого антропного принципа и т. д. ) не может быть обусловлен природными факторами, они с необходимостью связаны с творением Божественного начала.

    В становлении эволюционной концепции антропогенеза заметное значение оказала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Эти работы до сих пор вызывают интерес у приверженцев эволюционной концепции антропогенеза. Считается, что примерно 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков («гуманоидная триада»): прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга, которые в последующем получили развитие, обеспечив биологические основы антропогенеза. Сущностной характеристикой человека и определяющим фактором антропогенеза становится труд, закрепляя и развивая прямохождение, руку и мозг (мышление). В качестве причины Энгельс указывает на глобальное изменение и похолодание, в результате чего гуманоиды вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить условия выживания. Труд стал, кроме биологической основы антропогенеза, и источником человеческой социальности и культуры, способствуя последовательному изменению кровно-родственной семьи, переходу от первобытного стада к обществу, появлению первых оснований нравственности, права и закона, формированию культурных традиций и передачи их от поколения к поколению. Кроме эволюционной концепции антропогенеза имеются и альтернативные подходы.

    Несмотря на признание и приоритет трудовой концепции антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества – морали, искусства, философии и др. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Такими версиями происхождения и развития культуры являются: игровая модель («Человек играющий», 1938, Й. Хейзинга), в рамках которой игра рассматривается (основа происхождения религии, искусства, права, философии и т. п. ) как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных «надо», гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды; психосоматическая модель (З. Фрейд), согласно которой возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало результатом «Эдиповой» драмы, разыгравшейся в первобытной орде и связанной с восставанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прородителя и защитника рода. В то же время табуируются и сексуальные отношения, послужившие видимой причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, укорененные в разрушительности стыда и страха, начинают определять последующее развитие человека и культуры. Развитие культуры здесь рассматривается как искажение естественных истоков человеческого бытия; семиотическая концепция антропо- и культурогенеза рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры, а не только средством общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...