Государственный стандарт основного общего образования по технологии. Особенности технологического образования школьников в условиях профильного обучения.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предмет и задачи методики обучения технологии. Концепции технологического образования. Место технологической подготовки в системе образования. Предметом методики обучения технологии является живой педагогический процесс, включающий в себя: -вооружение учащихся элементами общетехнических и специальных знаний; -привитие учащимся политехнических умений н навыков по выполнению технологических операций и управлению отдельными машинами, станками и механизмами; -воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду; -формирование у них высоких моральных качеств; -осознанный выбор профессии. Для методики преподавания техн. предметом исследования явл. изучение закономерностей процесса обучения образования. Предмет вкл. в себя. -изучения социально-педагогических основ обучения технологии. -общую и частичную методику обучения технологии. -определение организационно-технический условий осуществления учебно-воспитательного процесса. Задачи -формирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии с учетом специфики изучаемого учебного предмета. -разработка требований к содержанию обучения технологий разных возрастных групп. Разработка учебных программ, учебников, пособий. -отбор наиболее целесообразных форм воспитат. работы, методов и приёмов обучения. -разработка путей связи теории с практикой, а также технологии с др. науками. -разработка принципов и методов внеклассной и внешкольной работы. -разработка мат оснащения. -опред-е усл. влияющих на выбор стр-ры уроков, методов и средств в соответствии с целями этих уроков. Технология - область знаний, методов и средств для оптимального преобразования и применения материи, энергии и информации в интересах чел-ва и окруж. среды.
Концепции технологического образования школьников. Утверждает триединую задачу образовательной области технологии. 1. повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, нои творчески использовать достижения научно-технического прогресса; 2. обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника; 3. воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха впрофессиональной деятельности (сделать карьеру). Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством. В современных условиях основополагающую роль в деятельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специальных знаний:образцом, ориентиром образования сегодня во многих странах является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию, целью которого является подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Объективная необходимость технологического образования обусловлена рядом факторов: · научное знание по традиционным предметам (математика, физика, химия) сами по себе не обеспечивают подготовку человека к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные проблемно-ориентированные дисциплины, такие как эргономика, инженерная экология, технология, информатика, т.е. необходим переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному обучению. · научно-технологическая эпоха требует обеспечения, преобладающего значения методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть результаты этой деятельности в настоящее время и в будущем, необходимо уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельности, для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.
· сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную практическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу. · проникновение технологии во все сферы человеческой деятельности от промышленности, с/х до досуга и управления обязывает подрастающее поколение иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, которая является частью общей культуры. Технологическое образование дает возможность перейти ' от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию в практической деятельности, что повышает мотивация обучения и способствует активизации познавательной деятельности обучающегося. · технологическая подготовка позволяет человеку более гармонично сосуществовать в информационном и технологически насыщенном мире и более эффективно реализовывать свой интеллектуальный потенциал. Т.о. технологическое образование - это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобра Государственный стандарт основного общего образования по технологии. Особенности технологического образования школьников в условиях профильного обучения. Государственный стандарт общего образования - совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. В Гос. ст. обозначены общие положения, касающиеся процесса образования, определена недельная нагрузка для учащихся, установлен перечень предметов и др. Государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения. Для каждой учебной дисциплины разрабатывается образовательный стандарт. Так в образ. стан. основного общего образования по технологии, говорится, что изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.освоение технологических знаний; 2. освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству; 3. овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство; 4. развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей; 5. развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы; 6. воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда; 7. приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Образ-е учреждение может изучать технологию в рамках одного из трех курсов, в зависимости от социально-экономических, территориальных и др. особенностей школа может выбрать: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд». Стандарт содержит обязательный минимуму содержания основных образовательных программ, где по каждому разделу (Животноводство, Черчение, Ведение дома и др.) обозначен список тем, которые должны быть изучены. В заключительной части стандарта приводится список требования предъявляемых к ученику по каждому разделу, прописывается что он должен знать и уметь. Стандарт профильного уровня выстроен по тому же принципу. Профильное обучение предполагает углубленное изучение по двум основным профилям «Организация производства, труда и построения профессиональной карьеры» (материальное производство, сфера услуг, коммерция и т.п.) и «Специальная технологическая подготовка» (предполагает несколько направлений: сфера управления (бухгалтерское дело, делопроизводство и др.); сфера проектирования (черчение и др.) и другие сферы). Т. об., образовательный стандарт как основного так и профильного уровня, фиксирует какие цели ставит технологическое образование, обязательный минимуму содержания программ, а также требования предъявляемые к ученику.
В процессе трудового обучения создаются благоприятные условия для проф. ориентации, на занятиях технологии можно не просто давать учащимся поверхностное представление, но и широко раскрыть все стороны и даже применять на практике некоторые профессии. Существуют основные методы и формы проф. ориентации: 1) проф. ориентация на уроках учитель знакомит учащихся с профессиями, работой этой профессии, которую впоследствии выполняют уч-ся (при изучении древесины ребята узнают о проф.столяра, плотника, токаря, сверловщика и т.д. (кроме того узнают о станочных проф.); 2) проф. ориентация на экскурсии - посещая механические цехи, уч-ся наблюдают группы, типы оборудования, узнают о проф. рабочих, которые обслуживают это оборудование: 3) проф.ориентация на кружковых занятиях 4) встречи с новаторами - большое впечатление производит на уч-ся выступление передовиков; 5) проведение культурно - массовых мероприятий - конкурсы «Кто больше знает проф.», «В мире 6) углубленное изучение проф., создание музея своими силами, подготовка рефератов; 7) факультативные курсы. 3. Цели, задачи, содержание технологической подготовки в старшей школе на профильном и базовом уровнях. Предпрофильная технологическая подготовка учащихся как способ профессионального самоопределения уч-ся в основной школе. Базовый уровень Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; · овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; · развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; · воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
· формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучение в системе непрерывного профессионального образования. Содержание ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ Технологии и труд как части общечеловеческой культуры Организация производства ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА ТВОРЧЕСКАЯ,ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профильный уровень На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей: · освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; · овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; · развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности: творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности; · воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; · формирование готовности и способности г продолжению обучения а системе непрерывного профессионального образования; Содержание ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Организация производства Инновации в профессиональной деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности. Таким образом, предпрофильная подготовка обеспечивает успешную организацию профильного обучения старшеклассников. На предпрофильную подготовку базисным учебным планом отводится 100 ч (три учебных часа в среднем на 34 — 35 учебных недель в году). Большую часть времени (ориентировочно 2/3 его объема, т.е. 2 ч в неделю) займут специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержание и форма организации этих курсов будут ориентированы прежде всего на занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Примерно 30 — 35 ч в год предполагается посвятить информационной работе (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после IX класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др. — не менее половины этого времени), а также профильной ориентации. Основная функция курсов по выбору в условиях предпрофильной подготовки в соответствии с Концепцией профильного обучения — профориентационная, поэтому таких курсов желательно иметь много; они являются краткосрочными и специализированными. Курсы по выбору вводятся постепенно. Необходима целенаправленная опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности». Курсы знакомят школьников со спецификой видов деятельности, которые определяют их будущий профессиональный выбор. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки обеспечивает учащихся и их семьи знанием об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной среды. Профильная ориентация, тесно взаимосвязанная с информационной работой, направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и возможного дальнейшего трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Подготовка учащихся к выбору профиля обучения осуществляется поэтапно: - пропедевтический этап (при завершении обучения в VIII классе) — выявление образовательного запроса; - основной этап (в период обучения в IX классе) — моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; - завершающий этап (при окончании IX класса) — проверка готовности школьников к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы позволяет учитывать не только их учебные достижения, но и уровень социальной зрелости, которая выражается в готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля дальнейшего обучения. Дидактическое обеспечение профильной ориентации осуществляется с помощью учебного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» (20 ч). Самоопределению школьников в выборе дальнейшей образовательной перспективы помогает портфолио — папка индивидуальных учебных достижений. Существенную роль в самоопределении школьников играет создание ими собственного индивидуального учебного плана, который включает в себя совокупность учебных предметов, выбранных из учебного плана общеобразовательного учреждения. Важно, чтобы индивидуальный учебный план был согласован с родителями учащегося, учитывал перспективы профессионального развития и трудоустройства в конкретном регионе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|