Высшее образование при правлении екатерины II
РЕФЕРАТ на тему: «Развитие высшего образования в России: исторический аспект»
Направление: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Направленность: Логистика и управление цепями поставок
Обучающийся: Гришин Антон Андреевич
Группа: Э-1871 Подпись: _____________
Проверил: Пашковская И.Н.
Должность: д.п.н., профессор
Оценка: _____________ Дата: _____________
Подпись: ____________
Санкт-Петербург 2019 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3 1. РУССКОЕ ЦАРСТВО.. 4 2. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I 5 3. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПРАВЛЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ II 10 4. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XIX ВЕКЕ.. 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 22
ВВЕДЕНИЕ Высшее образование в России, по мере своего становления, прошло множество этапов, совокупность которых привнесла его в том виде, в котором мы видим образование сейчас. С точки зрения истории, очень важно понимать, как зародилось и развивалось высшее образование, каким образом оно характеризовалось в разные века и как пересекается с нынешним положением дел. Ведь многие университеты, которые были основаны в 18 и 19 веке, до сих пор следуют той специализации, которая была в них заложена изначально. Для того чтобы изучить все этапы становления высшего образования в России, нужно понимать, что вообще означает термин - высшее образование. Согласно Статье 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Высшее образование в России - часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации[9].[1]
История высшего образования в России укладывается в несколько этапов. Разберем каждый из них, посмотрим, чем они запомнились и как отдельные события повлияли на развитие высшего образования.
РУССКОЕ ЦАРСТВО История становления высшего образования начинается с основания первых образовательных учреждений, университетов и аналогичных строений[4].[2] Это же относится и к другим странам. Создание образовательных учреждений в России существенно опоздало, если сравнивать с Европой, на несколько столетий. Конкретные причины в виде войн, неграмотности и разлаженных отношений с соседними странами повлияли на то, что Россия отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и политическом отношении, но, также, и в разрезе образования. В частности, если в Европе первые высшие учебные заведения были открыты в XII-XIII веках, то в России это произошло только в XVII веке[2].[3] Таким образом, в 1687 году в Москве по инициативе Симеона Полоцкого (придворный астролог, духовный деятель, призывал Федора Алексеевича повысить уровень образования) была основана Славяно-греко-латинская академия - первое учебное заведение высшего образования на Руси. Академия создавалась по образу и подобию западных университетов с доступом к обучению из всех сословий. Вывод: в период зарождения высшего образования в России, западные университеты служили образцом для наших заведений, так как на тот момент, в Европе, университеты уже не являлись чем-то необычным и можно было перенимать ценный опыт. Славяно-греко-латинская академия - дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии - подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала возможность получить образование не только детям аристократов, правительственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов с простолюдинами. Изначально, студентов Академии насчитывалось около 100, в начале 18 века - 600, а в начале 19 столетия - более 1600. Из дверей Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, одним из самых известных был основатель Московского государственного университета - Михаил Васильевич Ломоносов.
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I Реформа образования была для Петра I не менее значимой, чем военная, торговая или экономическая реформа по той причине, что наша страна нуждалась в квалифицированных кадрах. По причине недостаточного уровня развития образования в стране, для того, чтобы вести деятельность на государственно важных должностях – приглашали иностранцев из Западной Европы. Страна нуждалась в опытных и профессиональных строителях, военных, артиллеристов, моряков, инженеров и представителей других специальностей. Введением реформы образования Петр I хотел осуществить свою мечту в создании собственной кузницы кадров[5].[4] В этом и кроется первопричина увеличения внимания Петра относительно развития научных знаний в России. Реформы Петра I в области образования привели к тому, что на Руси стали в большом количестве появляться школы и учебные заведения. Например, в 1701 году стала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике и навигации. Учеба составляла 3 класса образования: первые два класса учили математику, а третий класс - навигацию. Позднее, в 1715 году, третий класс был переведен на обучение в Санкт-Петербург в отстроенную Морскую академию. На основе Навигационной школы в будущем создавались другие школы, в том числе: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская. Навигационная школа находилась непосредственно в Сухаревской башне. В ней была создана и школа, и обсерватория для более обстоятельного обучения. Школой руководили крупные ученые из России и из других Европейских государств, таких как Франция, Германия и т.д. В 1703 году в Навигационной школе обучались 300 учеников, в 1711 - уже 500 человек.
Кроме этого, при Петре изменилась структура образования: на первом месте - не духовные, а светские науки, для овладения новыми, модными, ранее не ведомыми знаниями, молодые аристократы отправляются за границу, что получить образование там, а сама учеба становится одним из видов государственной службы. Происходило формирование светской профессиональной школы. Иные события, произошедшие во время правления Петра I: - появление газеты «Ведомости»; - введение гражданской азбуки. Гражданская азбука стала в какой-то мере упрощением, но не изменением прежнего алфавита - кириллицы. Не самая удобная система обозначения чисел буквами – основная причина, по которой Петр от неё отказался. Символом образовательной реформы стало создание Академии наук. Это свершение напрямую связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на усиление государства, укрепление его экономической и политической мысли, независимости[5].[5] Петр видел важность научной мысли, образования и культурности народа ради процветания страны, в частности, мысль создания академии наук ему пришла во время визита в Парижскую академию наук[2].[6] Академии наук - это места, пространства, где собирается группа ученых и ведет непосредственно научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама мыль была вполне в духе Петра – скопировать что-то европейское и апробировать к России. 28 января 1724 года Петр издает Приказ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем становится известный врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важной деталью было то, что над Академией создавалось Ведомство. Иными словами, государственные представители контролировали ее деятельность. В то время, как в других странах академии получали самостоятельность. И в этом было их основное отличие.
Понятия «университет» и «академия» трактовались и понимались по-разному. Университет - это место, где люди изучили конкретные науки (теология, юриспруденция, медицина, философия) и обучают им младшие поколения студентов. Академия - это место, где собираются ученые, которые прекрасно разбираются в этих науках и продолжают вести научную деятельность. Но, в отличие от университетов, в академии не обучают. Для Академии были введены правила, согласно которым руководителями академии могли быть исключительно люди, у которых есть ученая степень. Однако, в Российской Империи эту степень было получить невозможно, так как попросту негде. В дополнение не было никакой системы и организации, которая была бы способна подготовить нужного специалиста. Например, Ломоносов уехал учиться в Германию, поскольку в России получить ученую степень было нельзя. По этой причине ученые стали приезжать из-за границы – Германия, Франция и т.д. Но они приезжали получать деньги за простой. По большому счету, они ничего не делали и ничем не занимались. Практической деятельности, в свою очередь, от них никто не требовал. В теории, предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но они этого не делали. Научная работа в Академии в первые годы состояла из трех основных направлений, их еще называли классами: математический класс, физический и гуманитарный. Если называть вещи своими именами, то Академия сразу включилась в культивирование и преумножение научного и культурного и даже экономического богатства страны. Ей достались пространства и коллекции нынешней Кунсткамеры. Также были построены такие знакомые объекты, как Анатомический театр, Департамент Географии, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия также имела в собственности Ботанический сад, с редкими растениями, и инструментальные мастерские. После Петра I у власти была императрица Елизавета Петровна. Она внесла свой вклад в развитие высшего образования в Российской Империи, подписав указ о создании Московского Университета 24 января 1755 года. При Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Лекции на факультетах читали на латыни и на русском языке. Университет также выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Иными словами, сюда могли поступить выходцы из самых разных слоев населения[6].[7] Этот факт во многом определил широкое распространение различных интересных прорывных научных и общественных идей среди студентов и учителей. Иван Иванович Шувалов - русский государственный деятель, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств, поспособствовал подписанию указа.
Далее представлены выдержки из указа. Для медицинского факультета были актуальны следующие постулаты: - доктору и профессору химии надлежит обучать химии в двух ипостасях: физической и аптекарской; - доктор и профессор натуральной биологии должен на занятиях показывать различные виды минералов, трав и животных; - доктор и профессор анатомии должен был учить и показывать на практике строение человеческого тела, рассказывать про органы, давать основы медицины и, как следствие, приучать студентов к общей медицинской практике. На философском факультете были следующие преподаватели и предметы: - профессор, непосредственно, философии должен был обучать студентов логике, нравоучению и метафизике; - преподаватель по физике должен был преподносить предмет в двух видах: экспериментальном и теоретическом; - профессор красноречия должен был обучать искусству оратора и стихотворения; - профессор истории должен был рассказывать об истории российской и всемирной, также он должен был обучать основам геральдики и помогать разбираться в древних вещах. Каждый профессор должен по крайней мере два часа в день, за исключением праздничных дней и воскресенья, приходить в университет и давать лекции учащимся, не взимая за них плату. То есть образование было, по большому счету, бесплатным и все имели возможность получать новые знания. Разумеется, были и проблемы. В частности, государственные деньги лишь частями покрывали потребности университета, тем более учитывая тот факт, что изначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать учеников из бедных семей. Управленцам высшего учебного заведения приходилось искать дополнительные источники дохода, в том числе занимаясь коммерческой деятельностью. Большую помощь оказывали щедрые меценаты, такие как братья Демидовы, Строгановы, Елена Дашкова и др. Они покупали и отдавали университету различные научные приборы, книжные коллекции, учреждали разные стипендии для студентов из своего кармана. Также была традиция оставлять свои научные труды в университетской библиотеке, чем активно пользовались профессора и студенты. Московский университет был на высоких позициях, если мы говорим о распространении и популяризации научных познаний. На лекциях знатоков и научных деятелей университета и диспутах студентов могло присутствовать большое количество человек. Более того, в апреле 1756 года на территории университета, на Моховой улице, открыли типографию и книжную лавку. Таким образом было положен старт отечественного книгоиздания. Просветительская работа Московского университета поспособствовала созданию на его основе, или при участии его профессоров, таких крупных центров российской культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский институт), Академия художеств в Санкт-Петербурге (до 1764 года - под управлением Московского университета), Малый театр и др. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПРАВЛЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ II Главным направлением деятельности Екатерины Великой можно считать развитие сферы образования. Императрица всегда восхищалась европейским государственным устройством, развитием культуры и образования в Британии и Франции. Именно поэтому ей не давали покоя реформы в области образования, которые смогли бы в дальнейшем изменить и общество в целом[2].[8] Ориентируясь на введение высших учебных заведений и реформ в области школьного и высшего образования, Екатерина II делала ставку, в том числе, на будущее поколение граждан. Какие же инновации в области образования, в период правления Екатерины Великой, можно назвать основными? - 1764 год - основан первый в России институт Благородных девиц; - 21 октября 1773 года – издается Указ Екатерины II о создании инженерного училища по горной части, Горный университет; - 1783 - учреждение Российской академии, которая имеет важное значение в будущем развитии научной и образовательной деятельности в стране. Более подробно раскроем все преобразования. В частности,создание института благородных девиц инициировал один из приближенных к императрице - Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил свое образование в Западной Европе, также Иван активно поддерживал Екатерину в прививании принципов и привычек Европейской жизни соотечественникам. Кроме этого, он довольно высоко оценивал значимость женщин в развитии общества. Бецкой считал, что мальчиков и девочек необходимо воспитывать в равных условиях. Идея института сформулирована в соответствии с указом «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества». Екатерина самостоятельно и часто приезжала в Институт Благородных Девиц: вкладывала большое количество денег в развитие, часто приезжала в заведение, чтобы вести долгие беседы с ученицами. Императрица желала, чтобы выпускницы Смольного института были примером для всех женщин страны. Согласно её плану, девушкам надлежало приобрести хорошее образование, совершенствоваться культурно и нравственно. В Смольный институт принимали девушек из благородных, но не самых богатых семей. Обучение продолжалось 12 лет. За это время воспитанницы не имели права покидать стены заведения ни по своему желанию, ни по желанию родителей. В институт девушек принимали с 6 лет, а рабочий график предполагал три класса - каждый из которых длился четыре года. Родители воспитанниц писали расписку, в которой они по своей воле соглашались отдать ребенка на 12 лет, не имея возможность встречаться и выезжать за пределы заведения. Таким образом императрица хотела оградить воспитанниц от влияния окружающей внешней среды, в которой они росли до поступления в институт. Для того, чтобы поступить в институт, необходимо сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь высокое религиозное воспитание и верить в бога. В Смольном девушек учили большинству наукам. В расписание входили такие светские и распространенные предметы, как арифметика, грамота, три зарубежных языка, религиоведение, этика и этикет, кулинарное мастерство, изобразительное искусство, музыка, пение, география, история и другие предметы. Основной упор в учебе делался на правила поведения в социуме и религиозные учения. Считалось, что выпускница Смольного института должна быть компетентна в поддержании разговора о религии. «Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности» - подчеркивает Зина Мордвинова в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». Что касается еще одного достижения Екатерины II в области высшего образования, то в середине 70-ых годов, а именно 21 октября (1 ноября) 1773 года правительница подписала приказ о Создании инженерного училища по горной части. Эта дата стала своеобразным днем рождения не только в отношении Горного университета, но и относительно всего высшего технического образования России. В качестве преподавателей приглашали выдающихся ученых академии и больших специалистов в горнозаводском деле. В Горном училище преподавался широкий спектр системообразующих общеобразовательных и технических дисциплин, среди них можно выделить такие предметы, как: арифметика, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, химия, механика, гидравлика, физика[1]. [9] В конечном итоге, благодаря приказу, воплотились в жизнь идеи Петра I и М.В.Ломоносова, которые мечтали готовить инженерные кадры для развития горнозаводского дела. В то время это была фундаментальная отрасль, необходимая для самостоятельного экономического и политического становления России. Несмотря на это, фактическим основателем Горного училища считается Исмагил Тасимов - башкирский рудопромышленник. Еще в 1771 году, за несколько лет он до основания, он подал письмо в Берг-Коллегию, в которой просил разрешить ему и коллегам осваивать пермские, богатые медью, рудники. В этой же записке Исмагил Тасимов писал: «… чтоб начальники заводов или надзиратели их трудов и промысла были знающие люди, ибо они часто спрашиваться должны, и от умного и сведующего охоте слушать наставления, нежели от глубокого невежи, то просить, чтоб завести офицерскую школу, как здесь кадетские корпусы и академии…»[1].[10] Для того, чтобы школа была финансово устойчива, башкирские рабочие предложили вносить с каждого пуда медной руды, которую они добывают, определенную плату в казну. Это послужило важным аргументом в пользу окончательного решения императрицы Екатерины II по этой инициативе. В сообщении Сенату «О заведении горной школы» Берг-Коллегия приняла предложение башкир, причем она признала «не только оное полезным, но и необходимо нужным для всего Горного корпуса». Также, коллегией был разработан план «О горных школах». В конечном итоге, предложение об учреждении Горного училища Сенат преподнес императрице Екатерине II, которая приняла его, написав «Быть посему». С этого дня и началась история Горного университета. Так же, еще одним мощным катализатором развития образования стало учреждение Российской Академии. Она была основана в 1783 году указом императрицы Академия создавалась по образу и подобию Французской Академии и являлась не строгим академическим учреждением классической школы, а скорее свободным сообществом ученых и писателей. Академия финансировалась правительством. Задача Российской академии состояла в том, чтобы разработать гуманитарный цикл образования. В первую очередь, это касалось русского языка, создания правил правописания, написания различных словарей. В честности, благодаря активной деятельности директора Академии, типография оснастилась новыми шрифтами и бумагами, академическая библиотека получила большое количество новых книг по разным направлениям. В библиотеке был составлен каталог книг, найдены и расставлены по полкам коллекции минералов, архивы Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, которые проявили стремление и определенные способности в науке. Таким образом, состав профессоров и студентов был хорошо подчищен с целью избавиться от лентяев и неспособных. Директор обязала профессоров и академиков опубликовывать свои труды и статьи в отечественных журналах и не печатать их за границей в зарубежных источниках до тех пор, пока Академия не извлечет из них славу для себя путем печати и афиширования, и до тех пор, пока государство не воспользовалось ими в собственных целях. Самым известным действием академии стало издание в 1789 - 1794 годах «Словаря Академии Российской, производным порядком расположенного». Словарь вышел в 6 томах первого толкового словаря русского языка, который содержал 43 257 слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|