Высшее образование в XIX веке
В 19 веке система образования в России претерпела существенные изменения. Теперь население понимает, что образование - это необходимость, а не просто что-то «по желанию». Для формирования и поддержания системы образования, в 1802 году было создано Министерство народного просвещения (МНП), которому подчинялась вся система российского образования, за исключения модны в то время учебных заведений для женщин. Эти заведения подчинялись ведомству императрицы Марии Федоровны. Министерство народного просвещения - центральное государственное учреждение в Российской империи, которое в 19 веке управляло учреждениями народного просвещения и науки[7].[11] У министерства была основная функция – руководство и составление уставов и правил для российских высших учебных заведений, средних и низших учебных заведений. Кроме этого, оно знало всё о назначениях и перемещениях профессорско-преподавательского состава и наладило поставки в учебные заведения книг и учебных пособий. Основными задачами Министерства народного просвещения в первые годы его существования были: - создание системы учебных округов; - открытие новых университетов; - составление и утверждение уставов учебных заведений на основе внутреннего управления и общей независимости. Вообще, в 19 веке по всему миру царствовал капитализм. Капитализмом называли экономическую система производства и распределения. Она была основана на частной собственности, юридическом равенстве и общей свободе предпринимательства по всему миру. Основной критерий, способствующий принятию экономических решений - стремление к увеличению капитала и, соответственно, получению прибыли.
В начале XIX века в России превалируют изменения, которые появились посредством развития сбытовых отношений во всех областях экономики, а также растущим уровнем международных торговых отношений. Было много факторов, которые усиливали потребность не просто в профессиональных специалистах, но и просто в грамотных людях. Это объяснялось просто современными реалиями. К этим факторам, как правило, относили: - развитие промышленности; - внедрение новых технологий в сельском хозяйстве; - территориально растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи. Со временем, в Министерстве Народного Просвещения было создано Главное управление училищ. Представления Главного управления училищ в 1804 году разработали законодательный акт «Предварительные правила народного просвещения». Согласно содержанию этих документов, обучение становилось бесплатным и бессословным - исключение составляли лишь крепостные крестьяне. Кроме этого, устанавливалась преемственность между различными типами образовательных учреждений: - приходские училища - один год обучения; - уездные училища - два года обучения; - гимназии в губерниях - четыре года обучения; - университеты. В идеале это означало, что любой человек, пройдя все ступени обучения, мог получить высшее университетское образование. Однако, согласно реформе, обучаться могли лишь мужчины – женщины и дети крепостных крестьян обучаться не имели права. Известный писатель Липник Владимир Наумович, в своей книге «Школьный реформы России», отмечал, что«Цель каждой системы образования заключалась в том, чтобы подготовить учеников к обучению на более высокой ступени и дать законченное образование тем, кто не смог или не хотел получать дальнейшее образование»[3].[12]
Так же важно подчеркнуть, что управляющий школами более высоких ступеней, являлся курирующим администраторов школ низших ступеней. Согласно реформе и деятельности Министерства национального просвещения, страна разделилась на 6 образовательных округов, во главе округов стояли университеты. В каждом округе были назначены кураторы из числа членов Главного управления училищ. Они контролировали дела в отведенном им округах, получали отчеты о деятельности образовательных учреждений и отвечали за организацию деятельности университета[7].[13] Разберем каждый тип учебных заведений: - подготовка в приходских училищах готовила мужчин к поступлению в уездные училища и давала им базовые знания. В училище учили чтения, письменности и базовой арифметике, природоведению, гигиене и уходу за собой, а также Слову Божьему. Кроме этого, все ученики изучали «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все занятия вел один педагог, это был, как правило, приходской священник. Специальных учебников не было, и каждый учитель учил детей так, как он считал нужным; - уездные училища, в свою очередь, служили трамплином для учащихся к продолжению получения образования в гимназиях, а также готовили к практической деятельности. Во время обучения, молодые люди изучали много примеров - от Закона Божьего до рисования. К другим предметам можно отнести священную историю, изучение книг о должностях человека и гражданина, географию, историю и т.д. Для училища была характерна большая загруженность – в день было по 6-7 часов занятий. Учителя должны были обучать строго по рекомендованным министерством учебникам; - гимназия являлась третьим этапом получения образования и давала законченное среднее образование, готовя молодых мужчин к поступлению в высшее учебное заведение - университет. Содержание обучения отличалось хрестоматийностью и эрудированностью: предполагалось изучение иностранных языков, латинского языка, математики, географии, российской истории, всемирной истории, естественной истории, философии, политэкономии, изобразительных искусств, технологии и экономики. При этом в гимназии не преподавали русский язык и религию.
После восстания декабристов (26 декабря 1825г.), в 1826 году был создан Комитет устройства учебных заведений, который постановил запретить произвольное обучение. В 1828 году Комитетом принят очередной устав: «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому документу упразднялась преемственность между учреждениями и теперь каждое заведение должно было давать законченное образование, тема преемственности больше не поднималась. В начале второй половины 19 века, когда случилась реформа 1861 года, которая принесла с собой не только отмену крепостного права, стал наблюдаться интерес общественности к вопросам воспитания и образования нового поколения. Кроме этого, отмена крепостного права повлекла за собой развитие проблемы несправедливого деления школ по сословному и половому признаку. Стала очевидна недостаточность среднего и высшего образования. Остро осознается необходимость развития отечественной педагогики, возникла потребность в новых учебниках, нужно было разрабатывать новые методики обучения. Подготовка учителей для разного типа университетов, создание самих школ и университетов - все это были самые обсуждаемые проблемы середины 19 в. Постепенно, 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными государственными предприятиями, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их[8].[14] Цель у подобных народных училищ была следующая - «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Образовательные предметы были следующие: Закон Божий, чтение и изучение гражданских и церковных книг, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища находились в ведении уездных и губернских училищных советов. Также в этом году был введен «Устав гимназий и прогимназий» - согласно ему, учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель «классических» гимназий - дать общее образование, необходимое для поступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. «Реальные гимназии», в свою очередь, не давали права поступать в высшие учебные заведения. Кроме этого, существовали еще «прогимназии», которые являлись по большому счету начальной ступенью гимназии. Педагогические советы получили полномочия, согласно которым они теперь могли составлять расписание и подбирать подходящие учебники для обучения.
В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам – был создан Университетский совет, который руководил всей учебной работой, и на котором выбирался ректор. Жесткие ограничения в деятельности университетов, установленные при Николае I были частично сняты, но оставалось подчинение университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический (с естественным отделением), юридический и медицинский. Открылось много новых кафедр. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Причем люди сами не хотели образовываться. Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Земская школа - самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. Они действовали в сельской местности. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Несколько позднее, с 80-х годов, стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей. В России эти школы при церкви, находились в ведении духовного ведомства.
В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Таким образом, в конце 90-х годов образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. В конце XIX в. в России действовало 180 мужских гимназий. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века их число дошло до 142. Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. В 80—90-е годы правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа[6].[15] Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Что касается высшего образования, то продолжался рост университетов. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири. Во второй половине XIX в. дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование, за счет земских школ, на которое прежде меньше обращали внимания. Однако и высшее образование тоже развивалось, открывались новые университеты, увеличивалось количество студентов, однако, к сожалению, на тот момент оно было доступно еще не всем желающим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития высшего образования берет своё начало в конце 17 века, когда стали появляться первые университеты и академии. С этого момента начались попытки угнаться за уровнем образования в Европе и началась история, которая прошла множество этапов за несколько веков и результат этого мы видим в нынешние дни. Во времена Русского царства высшее образование зародилось благодаря появлению Славяно-греко-латинской академии, её создавали по образу и подобию Западных образцов, чтобы не отставать от европейцев. В дальнейшем это станет одной из главных особенностей развития высшего образования в России. Во времена Петра I была проведена реформа образования, так как страна нуждалась в квалифицированных кадрах, а в те времена было много войн, нужно было налаживать торговые отношения, развивать промышленность и т.д. В результате появилось много специализированных школ, которые готовили специалистов. Символом реформы стало появление Академии наук. После Петра I на престол взошла императрица Елизавета Петровна. Она 24 января 1755 года подписала указ о строительстве Московского Университета - это был её вклад в историю высшего образования. Во время правления Екатерины II, высшее образование получило хороший толчок, так как императрица любила перенимать ценный европейский опыт и ей не давали покоя реформы в области образования. Таким образом, при ней был основан первый в России институт Благородных девиц, был издан Указ Екатерины II о создании инженерного училища по горной части, оно же Горный университет и, также, была учреждена Российская академия, которая имеет важное значение в будущем развитии научной и образовательной деятельности в стране. В начале 19 века в России стали происходить изменения, которые появились посредством развития сбытовых отношений во всех областях экономики, а также растущим уровнем международных торговых отношений. Было много факторов, которые усиливали потребность не просто в профессиональных специалистах, но и просто в грамотных людях. Это объяснялось современными мировыми реалиями. Вследствие этого, в 19 веке система образования в России претерпела существенные изменения – население стало понимать, что образование - это необходимость. Для формирования и поддержания системы, в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которое руководило и составляло уставы и правила для российских высших учебных заведений, средних и низших учебных заведений. В начале второй половины 19 века случилась реформа 1861 года, которая принесла отмену крепостного права. Сразу после неё стал наблюдаться интерес общественности к вопросам воспитания и образования нового поколения. Кроме того, стала прогрессировать проблема несправедливого деления школ по сословному и половому признаку. Стала очевидна недостаточность среднего и высшего образования. Остро осознается необходимость развития отечественной педагогики, возникла потребность в новых учебниках, нужно было разрабатывать новые методики обучения. В конечном итоге стали активно приниматься уставы и сделан упор на открытие большого числа университетов по всей стране. Конец 19 века в стране было много университетов, перспективы и развития образования и взят курс на преодоление неграмотности населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горно-геологическая служба России в документах XVIII‒XIX вв. М., 2000. – 102 с; 2. Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с; 3. Липник В.Н. Школьные реформы в России/ Библиотечка журн. «Вестник образования России». М.: Про-Пресс, 2002, № 3-9; 4. Нижегородцев Р.М. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: Моногр. / Р.М. Нижегородцев; Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с; 5. Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010. - 759 с; 6. Пискунов А.И., Вендровская Р.Б., Кларин В.М. и др. История педагогики и образования. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 512 с; 7. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках // СПб., типография М. А. Александрова, 1912. — Т. 1. — С. 70—74; 8. Российское законодательство X—XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. – 89 с; 9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации"; 10. Церковно-учительские школы / Большая российская энциклопедия / гл.ред Ю.С. Осипов. – М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017. - 536 с. [1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [2] Нижегородцев Р.М. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: Моногр. / Р.М. Нижегородцев; Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 400с. [3] Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с;
[4] Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010, с. 759 [5] Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010, с. 759; [6] Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
[7] Пискунов А.И., Вендровская Р.Б., Кларин В.М. и др. История педагогики и образования. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001. – 512 с;
[8] Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с;
[9] Горно-геологическая служба России в документах XVIII‒XIX вв. М., 2000; - 204с; [10] Горно-геологическая служба России в документах XVIII‒XIX вв. М., 2000; - 204с.
[11] Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках // СПб., типография М. А. Александрова, 1912. — Т. 1. — С. 70—74;
[12] Липник В.Н. Школьные реформы в России/ Библиотечка журн. «Вестник образования России». М.: Про-Пресс, 2002, № 3-9; [13] Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках // СПб., типография М. А. Александрова, 1912. — Т. 1. — С. 70—74.
[14] Российское законодательство X—XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988;
[15] Пискунов А.И., Вендровская Р.Б., Кларин В.М. и др. История педагогики и образования. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001. – 512 с;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|