Психодиагностика лжи допрашиваемого
Знание работниками правоохранительных органов приемов психологической диагностики лжи и неискренности в поведении человека является важной предпосылкой успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Улики причастности лица к преступлению:
1) Повышенная осведомленность о преступлении. Интерес к ходу его раскрытия и расследования, который превосходит обычное человеческое любопытство.
3) Неадекватные эмоциональные реакции на раздражители, связанные с преступлением.
4) Умышленная ложь по пустякам, создание ложного алиби.
5) Фальсификация доказательств, создание инсценировок.
6) Уклонение от вызова к следователю (внезапный отъезд, «болезнь» и т.п.)
7) Тяга преступника на место преступления.
Психодиагностика лжи подозреваемого по вербальным проявлениям по Ф. Луваже:
№
ситуации
| Ситуация, возникшая на допросе
| Причастное лицо
| Непричастное лицо
|
| Реакция на прямое обвинение.
| Держится выжидательно и ждет, чтобы допрашивающий полностью высказал свои аргументы.
| Отвечает сразу отрицанием.
|
| Повторное заявление о невиновности.
| Чаще всего пассивен, ограничивается простым отрицанием, без подробных высказываний, отвечает коротко, неточно, осторожно.
| Доказывает это активно, постоянно обращается к обстоятельствам дела, ссылается на факты, свидетелей и т.д.
|
| Повторное возвращение к пунктам обвинения.
| Не только старается избегать возврата к критическим вопросам, но и при постановке прямого вопроса пытается избежать обсуждения неприятных для него тем. Он понимает, что дискуссия может усугубить его положение.
| Постоянно возвращается к пунктам обвинения, опровергая наиболее важные обстоятельства.
|
| Указание на связь между преступлением и обычным поведением виновного.
| Редко обращается к таким аргументам.
| Доказывает, что преступление несовместимо с его обычным поведением, образом жизни, воспитанием, характером, положением в обществе.
|
| боязнь позора.
| Беспокоит главным образом ответственность.
| Наиболее остро переживает последствия обвинения с точки зрения моральных факторов. Его беспокоит мнение начальников и друзей, положение семьи.
|
Исследования показывают, что извращение обстоятельств уголовного дела в показаниях допрашиваемых достигается с помощью следующих приемов:
• умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных действующих лиц;
• дополнение описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придаются нужные характер и окраска;
• перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п.
• замена отдельных элементов события иными, вымышленными обстоятельствами и деталями.
Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств по А.Г. Гельманову и С.А. Гонтарю:
· состоит из двух опросов лиц, предположительно причастных к расследуемому событию;
· не претендует на обеспечение процессуальной доказанности вины подозреваемого человека.
Первая беседа-опрос. Начало беседы-опроса:
1. Объясните дело без подробностей.
2. Укажите, что с каждым, кто так или иначе мог иметь отношение к этому преступлению (происшествию), будет проведена беседа-опрос.
3. Сообщите, что один из тех, кто будет опрошен, совершил это преступление (или является виновником этого происшествия).
4. Упомяните, что опрашиваемый возможно еще понадобится.
5. Заверьте, что информация будет использована только в служебных целях.
Основная часть беседы-опроса:
Вопрос
| Непричастное лицо
| Причастное лицо
|
1. Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?
| Ответ, как правило, неуклончив и нередко содержит упоминание преступления, некоторые соображения о нем.
| Ответ крайне неопределенный или нереалистичный.
|
2. Вы верите тому, что это преступление действительно было совершено.
| Соглашается с тем, что преступление имело место и при этом не склонен оспаривать его детали.
| 1. Ставит под сомнение наличие самого факта преступления и необходимость дальнейшего расследования.
2. Старается любым способом скрыть свою осведомленность.
3. Пытается отвести от себя возможные подозрения и направить следствие по ложному пути.
|
3. Кто, по вашему мнению, мог бы это совершить?
| Дает ответ, в котором фигурируют те или иные лица, даже он сам.
| 1. Уклоняется от упоминания имен, так как знает истинного виновного и не хочет впутывать в дело невиновных.
2. В случае инсценировки дает ложные показания и указывает на конкретные лица, как правило, непричастные к делу.
|
4. Почему вы так думаете?
| Дает объяснения, которые согласуются с ответом на предшествующий вопрос «Кто мог бы». Называя фамилии определенных людей, обосновывает свои подозрения.
| 1.Дает крайне расплывчатые и неопределенные ответы.
2. Если называет конкретных лиц, то аргументация отличается подробностью, связностью и продуманностью.
|
5. Кто, по вашему мнению, мог бы совершить это преступление с наименьшей вероятностью?
| Называет имена, руководствуясь житейской логикой и желанием помочь следствию.
| Уклоняться от указания конкретных имен и дачи в связи с этим объяснений. Не стремится исключить кого-либо из числа возможных преступников.
|
6. Кто имел наилучшие возможности это сделать?
| Называет конкретные фамилии, возможно, даже свою. Объяснения не превосходят обычную осведомленность большинства непричастных к преступлению людей. Детальная аргументация в силу неосведомленности, как правило, отсутствует.
| 1. Может ответить следующим образом: «Любой мог это сделать».
2. Воздерживается называть имена, так как боится непроизвольно проявить осведомленность о деталях события, поскольку боится, что
придется аргументировать свои соображения.
|
7. Как вы думаете, что заслуживает человек, который это сделал?
| Предлагает реалистическое наказание без учета каких-либо смягчающих или отягчающих обстоятельств.
| Будет снисходительным и предложит наказание, которое не соответствует тяжести преступления. Приведет оправдательные аргументы, смягчающие обстоятельства, преуменьшит вину и общественную опасность события.
|
8. Вы думали когда-нибудь о том, чтобы сделать что-нибудь подобное?
| Будет отрицать такую возможность.
| Может сообщить, что ранее думал об этом, но в силу определенных причин, чаще всего моральных или технических - хорошая охрана, надежные замки и пр. - не совершал.
|
9. Вы когда-нибудь брали что-нибудь «в долг» подобным образом с намерением потом это вернуть?
| Сразу отвергнет такую возможность. Проявленное недовольство будет естественным.
| Может сказать, что думал об этом при определенных условиях (с приведением оправдательных аргументов), но никогда не делал ничего подобного.
|
Окончание беседы-опроса.
1. Создайте впечатление, что беседа уже закончена, закройте папку с записями, встаньте и поблагодарите опрашиваемого за сотрудничество. Затем сделайте следующее заявление: «Я знаю, что вы будете рады встретиться и поговорить со мной об этом деле еще раз». Все как бы говорит о том, что вопросы исчерпаны, и опрашиваемый может облегченно вздохнуть и расслабиться. На самом деле завершен только первый, отборочный этап исследования, когда круг возможно причастных лиц существенно сузился.
2. Задайте опрашиваемому неожиданный в данный момент вопрос: «Как, по-вашему, в действительности происходило данное событие?» Расчет делается на то, что виновное лицо, располагая информацией, расскажет о действительно имевших место деталях события, но как бы предположительно, от третьего лица.
3. Закончите беседу вопросом: «Если бы вы захотели сделать что-нибудь подобное, как бы вы это осуществили?» Беседа окончена, наступило определенное успокоение, защитные механизмы могут активизироваться с опозданием, и лицо допустит ошибку.
Возможные варианты ответов:
· честные люди обычно не имеют готового ответа, так как они не продумывали ничего подобного;
· виновные лица часто описывают, как в действительности было совершено преступление или же дают объяснения, имеющие много общего с истинным событием (в их описании часто присутствуют реальные детали произошедшего).
Вторая беседа-опрос проводится через один - два дня и начинается с тех лиц, которые вызвали наибольшее подозрение. Начало беседы не должно носить обвинительный характер и должна быть непринужденной.
Основная часть беседы-опроса:
Вопрос
| Непричастное лицо
| Причастное лицо
|
1. Хотите ли вы добавить что-нибудь к тому, о чем мы говорили во время первой беседы?
| Может добавить к ранее сказанному некоторые сведения, так как не боится несовпадения ответа с первым показанием и хочет чем-то еще помочь следствию.
| 1. Может вновь изложить ранее сказанное, как правило, слово в слово с учетом даже малейших мелочей. 2. Может наблюдаться замешательство и неуверенность, так как лицо осознает, что результаты первой беседы послужили причиной повторной встречи.
|
2. Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление?
| Наверняка возникнут какие-либо дополнения, уточнения или коррекция прежних показаний. Почему? Событие вызвало определенный резонанс в обществе, поэтому по прошествии первой беседы-опроса опрашиваемый имел возможность получить от других лиц информацию, дополняющую или опровергающую его собственные представления о событии.
| Отвечает отрицательно либо замечаниями формального характера, не касающимися существа дела. Причастному нет дела до подозрений в отношении других лиц, так как он знает, кто совершил преступление. Его главная задача — любым путем скрыть причастность, а также получить информацию о ходе расследования и имеющихся в отношении него подозрениях.
|
3. Из всех работающих (проживающих) здесь (или другая подходящая фраза), кого бы вы исключили из числа подозреваемых?
| Будет вести себя так же, как и при ответе на предыдущий вопрос. Ко второй беседе может располагать новой информацией об упоминавшихся ранее лицах, которой, скорее всего, поделится.
| Линия поведения будет прежней. Опасность запутаться заставляет придерживаться ранее данных показаний и не отступать от них даже в мелочах.
|
4. Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?
| Затрудняется ответить на этот вопрос, что вполне естественно.
| Скорее всего будет описывать свои собственные переживания.
|
5. Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?
| Гневный протест.
| Отвечает неопределенно с относительно слабой эмоциональной реакцией. Лихорадочно анализирует возникшую ситуацию, воспринимая ее ловушкой. Пытается вспомнить, где допустил ошибку, почему ему задали такой вопрос. Дезориентация и дезорганизация сознания обычно заметны внешне.
|
6. Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления?
| Отвечает отрицательно.
| Дает объяснения, придуманные заранее или на ходу. Если имеются доказательства, опровергающие ложь (следы рук, транспорта, оставленные на месте предметы, словесные описания), можно использовать их для уличения лица и опровержения его объяснений.
|
Следующие два вопроса задаются вместе, с интервалом от трех до пяти секунд.
7. Я заметил вашу реакцию на этот вопрос при его обсуждении. Мне кажется, что эта тема вас очень волнует. Вопрос - вполне определенный намек на связь проявляемого беспокойства лица с исследуемым событием.
| Может прервать вас или рассердиться, так как намек будет оскорбительным.
| Будет ждать окончания вопросов для того, чтобы узнать от вас как можно больше и выстроить новую защиту. Из-за опасности, которую таит неосторожное высказывание в ответ на данный вопрос, у опрашиваемого может проявиться сильное замешательство или нервное напряжение.
|
8. Вы сделали это?
Вопрос должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после 7-го вопроса.
| Крайне эмоциональная форма реакции (насколько это позволяют воспитание и нравственные устои).
| С трудом контролирует реакции и нормализует свое состояние.
|
9. Может быть, вы реагируете таким образом потому, что сделали в прошлом что-нибудь подобное. Расскажите об этом»
| Непричастное лицо не оценит вашу «помощь» и будет настойчиво продолжать отрицать свою вину.
| Скорее всего воспользуется предоставленной вами возможности отвести от себя подозрения в данном преступлении рассказом о якобы имевшем место проступке в прошлом. Причем явный вымысел будет содержать элементы исследуемого события.
|
10. Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?
| Имеет склонность сказать определенно: да или нет.
| Большинство имеют склонность к тому, чтобы сказать: «Да, но...», а затем выдвигают причину для того, чтобы избежать испытания, или говорят о том, что они не доверяют результатам исследования на полиграфе.
|
11. Как вы думаете, какой был бы у вас результат при прохождении испытания на полиграфе?
| Убежден в положительном для себя исходе и подтверждении своей невиновности.
| 1. Может выразить убеждение в положительном для себя исходе испытания, но в возможности ошибки.
2. Может, как и в предшествующем случае сказать: «Да, но...».
3. Может заявлять о невозможности получения при помощи полиграфа уличающих его доказательств.
|
Некоторые правила оценки достоверности свидетельских показаний, предложенные П. Сергеичем (П.С. Пороховщиковым):
1. Чем более необычно и оригинально описываемое свидетелем обстоятельство события само по себе, тем менее вероятна возможность его вымысла. Случается, что свидетель передает факты, которые ему непонятны и в которые он сам затрудняется верить. Такие факты следует считать истинными.
2. Мелочи и подробности в рассказе свидетеля дают возможность с уверенностью судить об искренности показаний.
3. Косвенное указание на факт более убедительно, чем прямое его удостоверение. Заслуживает доверия факт, значение которого для дела свидетель не подозревает и в силу чего отводит ему в своем рассказе незаметное место.
4. Не является ложью то, что свидетель высказал нечаянно, случайно, сам того не желая, оправдываясь оговоркой. В лучшем случае это может быть ошибкой, но только добросовестной.
5. Упущение существенного обстоятельства в показаниях свидетеля не есть признак недобросовестности. Человек мог не обратить внимания на факт события, которое происходило у него на глазах. Заметив, мог просто забыть его.
6.Люди, относящиеся к одной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной, профессиональной и др.), даже не всегда объединенные корпоративным интересом, крайне неохотно дают показания друг против друга.
Психодиагностика лжи по вербальным проявлениям по А.Р. Ратинову и другим авторам:
№
| Критерии правдивых показаний
| Критерии ложных показаний
|
| Обычно формулируются «своими словами».
| Нередко даются с «чужих слов», изобилуют несвойственными данному лицу терминологией и оборотами речи, носят подчас заученный характер.
|
| Выходят за рамки простой осведомленности данного лица и превосходить его способность к вымыслу. Допрашиваемый описывает события, фактическую и содержательную сторону которых часто не может объяснить, но которые могут быть объяснимы компетентным юристом или экспертом.
| Обычно ограничиваются опытом и знаниями допрашиваемого.
|
| На основе сообщения событие выглядит индивидуальным и неповторимым. Показания отличаются большим количеством деталей.
| Ложные сообщения, как правило, схематичны и лишены уникальности. Они беднее деталями и чаще всего ограничены лишь тем, что необходимо лжецу для изображения нужного ему варианта события.
|
| Содержат сравнительно большее количество личностных, эмоциональных моментов, связанных с описываемым событием.
| Беднее, лишены эмоциональных оттенков в части предмета описания, либо неожиданны по своей эмоциональной окраске.
|
| Событие воспроизводится так, как оно было воспринято, подробности описываются не всегда согласованно. Допрашиваемый не стремится пригладить свои показания и устранить несоответствия, источники которых ему не всегда ясны.
| «Приглаженный характер» показаний. Лжец все детали своих показаний намеренно приводит в строгое соответствие друг с другом.
|
| Желание помочь следствию, адекватное поведению законопослушных граждан в данной ситуации: сдержанность эмоциональных проявлений.
| Показная искренность, которая обрамляется большой внешней выразительностью. Якобы правдивость предпосылается клише типа: «Совесть заговорила и т.п.» и выражается в признании совершения незначительного правонарушения.
|
| Спокойная речь, легкость выражения мысли, отсутствие чрезмерного контроля в высказываниях.
| Замедленный темп речи, тщательный подбор слов, контролируемая сдержанность в разговоре или многословная говорливость.
|
| Ответы на вопросы по существу дела.
| Тщательное избегание прямых ответов на вопросы. Проговорки – косвенное признание каких-либо фактов.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: