Б. Преувеличение и Развитие
Преувеличение — это шаг за пределы простого повторения, часто оно происходит спонтанно, когда пациента просят повторять что-то снова и снова. Жестикуляция становится шире или более утонченной, высказывание громче или превращается в щепот, более интенсивно выражается то, что сначала неясно ощущалось. Когда индивида просят преувеличить и он это проделывает много раз подряд, то он может раскрыть что-то новое в своем действии. Возможно, это и не совсем новое качество, но оно заложено в оригинал его поведения подобно невидимому зернышку, и только преувеличение может сделать его видимым. В приведенной ниже иллюстрации (которую я воссоздал спустя несколько лет) Фритц Перлс выступит в роли терапевта, а я — пациента:
Т.: У меня кое-что есть для вас. Вот. (Показывает чашку с песком.) П.: (Берет чашку.) Т.: Ешьте. П.: Вы меня сбили с толку. Не знаю, вы что, и в самом деле хотите, чтобы я это ел, или здесь какой—то скрытый намек. Т.: Ешьте. П.: (Берет двумя пальцами щепотку и кладет в рот.) Т.: Что вы испытываете? П.: Чувствую песок во рту и на зубах, слышу скрежет песка, когда жую его. Чувствую, что во рту стало больше слюны и что очень хочется избавиться от песка. Начал выплевывать крупинки, но они еще на языке. Пытаюсь очистить язык пальцами, песчинки прилипли к пальцам. Тру пальцами друг о друга и продолжаю отплевываться. Т.: Преувеличьте это. П.: Тру руки друг о друга, вытираю их о брюки, стряхиваю песок, стряхиваю, стряхиваю, стряхиваю! (широкими стряхивающими движениями рук) Ну конечно же — вот что я чувствую — я столько всего наглотался, того, что не имеет ко мне никакого отношения. Вот теперь-то я от тебя избавлюсь. Вон из меня! Большое вам спасибо за ваш песок!
Преувеличение представляет собой форму развития в действии, однако развитие не всегда влечет преувеличение. Иногда, если мы проходим через повтор действия или высказывания, эмфаза приведет к модификации действия таким образом, что одно движение будет вести к другому, одно чувство или мысль к совершенно другим. Инструкция «развейте это» является приглашением пациенту разработать тенденцию данного момента, жеста, позы, голоса или визуального образа. Таким образом, побуждение, лишь слегка проявленное в действии, может полностью раскрыть себя в последовательном повторении, которое иногда превратится в танец, мелодию, стихи. П.: Никакого особого чувства я не испытываю. Не вижу смысла в бесконечном повторе своих физических ощущений... Т.: Прошу вас, продолжайте говорить тем же тоном, только без слов. П.: Да, да, да, да, да, да, да, да, да, да, да. (с выражением безнадежности) Т.: Преувеличьте голосом выражение. П.: (Продолжает, на этот раз с уже очевидной грустью.) Т.: Еще больше. Преувеличивайте и смотрите, что получается. П.: (Голос превращается в мелодию, грустную и волшебную, с возрастающей силой.) Всю жизнь этого хотел! Петь! (умиленно) Вот он — я такой, разве словами я бы это выразил! Чудесно! Не хочу прекращать! (Продолжает петь.)
В. Выявление или Передача Название «выявление» я дал одному из самых оригинальных приемов Гештальт-терапии, которое обычно начинается с того, что терапевт говорит: «Озвучьте свои кивки», «Что бы сказали ваши слезы, если бы умели говорить?», «Что бы сказала ваша левая рука правой?», «Озвучьте свое одиночество». Здесь пациент принужден передать словами невербальную экспрессию — жест, визуальный образ, физический симптом и т.д., т.е. его просят выявить содержание, которое оставалось скрытым.
Т.: Вы хотите что-нибудь сказать Марте? П.: (Упавшим голосом.) А что я могу сказать? Ты мне нравишься, мне нравится то, что ты сказала вчера, но я немного боюсь тебя...
Т.: Говорите с ней на тарабарском языке. П.: (Начинает говорить, все более воодушевляясь, наклоняясь вперед, улыбается, жестикулирует). Т.: А теперь передайте это по-человечески. П.: Марта, ты такая красивая. Мне хочется ласкать тебя, целовать, заботиться о тебе. Чувствую такую нежность к тебе. Ты — как прекрасный цветок, и мне всегда хочется быть рядом.
В процессе выявления пациент должен обязательно эмфатировать себя или свое восприятие, которое он старается облечь в форму слов. Он должен, так сказать, испытывать событие изнутри, а не как сторонний наблюдатель; результат может быть неожиданным, если этот прием применить к восприятию кого-то или к образам мечтаний, они явятся экранами для нашего проецирования. В этих примерах проецируемый фантом может расти и становиться явным в своем фантастическом качестве; в свою очередь, истинное восприятие, затронутое проекцией, может полностью высветиться: П.: И раньше я его ненавидела, и сейчас ненавижу. Он грязный старикашка. Он всегда старался погладить меня или поцеловать, а я так его боялась... Т.: Теперь пусть он говорит. Представьте, что бы он сказал, если бы у него была такая возможность, честно и откровенно, что он чувствовал. П.: Он бы сказал: «Ты такая замечательная. Такая очаровательная малышка: такая здоровенькая, чистая! Это как припасть к холодной воде посреди пустыни. Мне так одиноко, меня будто отрезали от жизни, но все мое одиночество исчезает, когда я с тобой.» Т.: Я что вы теперь испытываете к нему?, П.: Чувствую сострадание. Не стоило его бояться. В нем ничего страшного нет. Процесс выявления ведет к желаемому окончанию интерпретации посредством совершенно иного подхода. Во-первых, это не терапевт говорит пациенту о предполагаемом «значении» действия, жеста, голоса; пациент сам вынужден передать себе что-то. Во-вторых, между «думать» о поведении или символе и эмфатировать его — большая разница. Скрытым первым шагом в выявлении будет переживание чувственного содержания действия, которое выявляется. Следующим шагом является передача содержания посредством слов. Этот процесс подобен символизму в поэзии или в визуальных искусствах. Попытка нарисовать, например, является, кроме всего прочего, попыткой увидеть.
Процесс контакта с переживанием с последующим выражением его словами можно рассматривать как еще один случай преувеличения и развития экспрессивного действия. Разница в том, что в выявлении развитие не остается в рамках одного переживания (движение, голос, слова), но перетекает из одного переживания в другое. Когда информация (до сих пор скрытая) трансформируется из действий, звуков или образов в слова, этот процесс (совершенно заслуживающий быть названным выявлением, поскольку обычно моторно-визуальная активность ближе к нашим автоматическим и бессознательным процессам, тогда как вербализация или понятность связывается со «вторичными процессами»), является частью нашей активности в бодрствовании. Процесс передачи не обязательно состоит в переходе от действий к словам для того, чтобы обслуживать общую цель преувеличения:
Т.: Что вы сейчас чувствуете? П.: Беспокойство. Меня беспокоит, что ничего важного не приходит в голову. А я знаю, что группа ждет. Т.: Вижу, что вы притоптываете левой ногой. П.: (усиливает движение) Да. Т.: А теперь заставьте все ваше тело делать то же, что делает нога. П.: (Постепенно увеличивает притоптывание, пока не начинает пританцовывать обеими ногами, похлопывая себя ладонями по бедрам, улыбаясь во весь рот). Т.: Что нибудь произносите. П.: А! А! А!! (сильные выдохи прерываются голосом, пока не превращаются в смех) Т.: Теперь проделайте что-нибудь с тем же отношением. П.: (берет кого-то за руку, тянет, распрямляет его). Проснись, дружок! (Идет вокруг, притоптывая, руками показывая, что надо встать). Проснитесь все! Давайте выбираться из этого запустения! (Отворяет дверь и кого-то выталкивает). Ну-ка, давай отсюда. Я вычищу этот дом и повыбрасываю весь хлам. (Тянет кого-то за руку). Встряхнитесь и радуйтесь, или выметайтесь отсюда!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|