Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформа административно-территориального деления Республики Беларусь.




1) В 1995 г. Президент Республики Беларусь принял меры по реформированию административно-территориального устройства государства. Так, 19 сентября 1995 г. был принят Указ «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления», в соответствии с которым упразднялись районные в городах Советы и их органы; на территории районов в городах образовывались местные администрации с правами юридического лица. И хотя в последствии данный указ был признан Конституционным судом не соответствующим Конституции, его положения об упразднении районных в городах советов депутатов и создании местных администраций впоследствии были закреплены Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении». Таким образом, это стало первым шагом и направлением реформирования.

2) Еще одно направление касалось объединения одноименных административных единиц, имеющих общий административный центр. Соответствующее Положение было утверждено изначально 20 октября 1995 г., а затем 29 сентября 1998 г.

Объединение административных единиц преследовало цели создание более совершенной формы управления на его нижних уровнях.

Решение об объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр, принимается Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов объединяемых административно-территориальных единиц.

При объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр, Совет депутатов, депутаты которого вводятся в состав Совета депутатов объединенной административно-территориальной единицы, ликвидируется. При этом Совету депутатов объединенной административно-территориальной единицы передаются полномочия ликвидируемого Совета депутатов.

При объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр и Советы депутатов первичного и базового территориальных уровней, депутаты Совета депутатов первичного территориального уровня вводятся в состав Совета депутатов базового территориального уровня и участвуют в его работе с правом совещательного голоса, а по вопросам, затрагивающим интересы населения территориальной единицы, от которой они были избраны, – с правом решающего голоса.

При объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр и Советы депутатов одного территориального уровня, депутаты ликвидируемого Совета депутатов продолжают работу в Совете депутатов объединенной административно-территориальной единицы на равных правах.

В связи с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр и Советы депутатов одного территориального уровня, исполнительные и распорядительные органы этих единиц ликвидируются и вместо них образуются исполнительные и распорядительные органы объединенной административно-территориальной единицы.

Если объединяемые одноименные административно-территориальные единицы имеют общий административный центр и Советы депутатов первичного и базового территориальных уровней, исполнительные и распорядительные органы первичного территориального уровня ликвидируются. В структуре исполнительных и распорядительных органов объединенной административно-территориальной единицы создаются соответствующие подразделения по обеспечению деятельности объединенной административно-территориальной единицы.

Ликвидация Совета депутатов, исполнительных и распорядительных органов осуществляется ликвидационной комиссией, создаваемой в двухнедельный срок со дня вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь об объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр.

Возникает вопрос: означает ли объединение одноименных административно-территориальных единиц ликвидацию существовавшей ранее городской административно-территориальной единицы? Город, как был, так и остается городом со своей городской чертой, однако он уже не имеет своего собственного административного управления, так как образуются общие органы для всего района.

Например, Жлобинский район и город Жлобин были объединены в одну административно-территориальную единицу – Жлобинский район с административным центром город Жлобин.

3) Третье направление – «реконструирование» исполкомов.

Ранее (по Закону от 20 февраля 1991 г. «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР») председатель местного Совета по должности являлся одновременно председателем исполнительного комитета Совета депутатов, а сам исполнительный комитет являлся исполнительным и распорядительным органом местного Совета.

После реформы председатель исполкома стал назначаться Президентом или в порядке, им предусмотренном. Таким образом, сформировалась «президентская вертикаль». А сам исполнительный комитет в Законе о местном управлении и самоуправлении уже не обозначен как исполнительный орган местного совета. Исполком стал определяться просто как исполнительный и распорядительный орган на территории области, города, района, поселка, сельсовета. Однако затем Закон уточняет его подотчетность и подконтрольность: «Исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь, а также Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам. Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов».

Таким образом, исполкомы стали намного более независимыми от местных советов депутатов органами, которые в преимущественной степени подчинены и зависят от Президента, Правительства и вышестоящих исполкомов.

Следует отметить, что в большинстве европейских стран органы местного самоуправления имеют свои коллегиальные либо единоличные исполнительные органы (в зависимости от существующей модели), осуществляющие текущее руководство местными делами, исполняя решения местных советов. Отдельно в административно-территориальных единицах создаются органы, представляющие центральную власть на местах, выполняющие ее поручения, которые от местных органов самоуправления не зависят. Форма организации и деятельности таких органов называется местным управлением. Исполкомы Республики Беларусь по своей сути как раз и относятся к подобным органам.

Таким образом, проведенная в Беларуси реформа вывела исполкомы из категории исполнительных органов местных советов и отнесла их к органам местного управления, подчиненным Президенту и вышестоящим представителям исполнительной власти.

4) Четвертое направление – создание новой административно-территориальной единицы – агрогородка.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь № 150 от 25 марта 2005 г., утвердившим «Государственную программу возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы», в законодательстве впервые появился термин «агрогородок», в результате чего возникла необходимость определения понятия и закрепления статуса агрогородка в Законе Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», а следовательно – его изменения, которое произошло в мае 2007 г.

Изменениями было предусмотрено:

- отнести агрогородок к категории сельских населенных пунктов;

- установить порядок отнесения агрогородков к указанной категории;

- определить, что при нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр подлежит размещению в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов;

- наделить Совет Министров Республики Беларусь полномочиями давать согласие районным Советам депутатов на преобразование сельских населенных пунктов в агрогородки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...