Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доказательства существования души




День 2

 

Блок первый

 

Вводная часть

 

На каждое занятие преподаватель должен приходить пораньше, чтобы проверить, всё ли готово.

 

Занятие должно начинаться вовремя. Когда все опоздавшие соберутся, нужно будет еще раз проговорить вопросы дисциплины, объяснить, почему это важно. Но пока все не собрались, не нужно разбирать новые темы или что-то серьезное рассказывать.

 

В самом начале можно провести «круг» (если студентов совсем не много) или просто выборочно попросить студентов поделиться настроением, с которым они пришли на занятие.

 

Проверка домашнего задания

 

Спросите у группы, насколько важна была работа над домашним заданием. Попросите поделиться успехами и реализациями. Крайне важно, чтобы все студенты поняли, что домашняя работа – это неотъемлемая часть курса, которая может дать не меньше реализаций, чем сама встреча.

 

Схема может быть такой:

- Сначала попросить поднять руки тех, кому было интересно практиковать мантру ом. И дальше несколько человек могут сказать о своих реализациях.

 

- Спросите, для кого написание эссе было важно в плане более четкого понимания своего состояния. Пусть тоже поднимут руки. Можно спросить несколько человек о реализациях. Можно еще раз напомнить цель этого задания – перевести стремление к ведическим знаниям из сферы бессознательного «кажется, это важно» в осознанное «это важно именно мне вот поэтому».

 

То есть при проверке домашних работ схема такая: не нужно сразу спрашивать о конкретных реализациях – о них далеко не все смогут сказать. Сначала лучше спросить «для кого это было важно так или иначе». А потом уже переходить к конкретике. И учтите, что привычное для вас слово «реализация» (в значении «пришедшее понимание, новый опыт») для большинства людей значит совсем другое, основные словарные значения это все же «осуществление, воплощение чего-либо, продажа и сбыт».

 

- Далее нужно спросить, что из прочитанного в книге вызвало интерес. Не бойтесь уделить этому достаточно времени, так как самостоятельное чтение книги – это важная часть работы, и люди должны иметь возможность высказаться. К тому же много важных моментов вы не успеваете разбирать на семинаре, а они важны для более полного и глубокого понимания материала. Какие-то моменты можно прокомментировать или спросить «все ли обратили на это внимание?», «как это понимание может помочь вам в жизни?».

 

Если студенты не активны, можно самому назвать несколько важных моментов и спросить, как они их понимают. Втягивайте людей в обсуждение, они не должны оставаться пассивными слушателями.

В зависимости от настроения и подготовленности группы вы можете или спрашивать тех, кто сам вызывается, или показывать на человека, который должен ответить. С первых занятий надо четко донести мысль о том, что «отсидеться» на этом семинаре не получится. Пока все не усвоят тему, вся группа не может двигаться дальше. Если получится на первых занятиях задать темп и настроение обучения, потом всем будет гораздо проще.

Не забудьте поблагодарить всех, кто прислал домашние работы не в последний момент – так они сильно облегчили вам жизнь.

 

После этого проведите перекличку, чтобы отметить, кто пришел. Во время переклички смотрите свои записи по первому домашнему заданию, чтобы «связать» работы с лицами. Не расстраивайтесь, если какое-то количество людей не сдало домашние работы и не пришло на второе занятие – это естественно, к тому же незаинтересованные люди только разрушали бы атмосферу.

 

Медитация на ом, мангалачаран

 

Этот блок описан в соответствующем разделе первого дня. Перед началом медитации – попросите людей сегодня постараться идти еще глубже в своем опыте.

 

После медитации на ом ведущий может сложить ладони, помолиться своему Гурудеву, Шриле Прабхупаде и Шри Чайтанье Махапрабху позволить ему стать «прозрачной средой» для передачи знания. Помните, что без их благословения, даже если вы всё технически правильно расскажете, это не войдет людям в сердце, а для вас лишь увеличит гордыню, которая делает духовную жизнь поверхностной.

 

Молиться можно и вслух (на санскрите) – во-первых, это привлекательно, а во-вторых, люди должны привыкать к тому, что любое дело нужно начинать с молитвы. Но это зависит от вашей уверенности и настроения в группе.

 

 

Краткое повторение пройденного

 

Перед тем как идти дальше, кратко проговорите то, что обсуждалось на предыдущем занятии. Можно просить людей называть темы, которые им запомнились, можно самому продиктовать. Если будете опрашивать людей, желательно, чтобы они вспоминали в правильной последовательности, так как в ней заложена определенная логика. Если вы потратили много времени на проверку домашнего задания – просто прочтите эти тезисы и идите вперед.

 

Примерный план предыдущего занятия таков:

 

- Сначала говорили о самом курсе. О том, зачем он нужен (систематизация знания, фундамент). О том, что является основой курса (священные писания, духовные учителя). О том, что такое санатана-дхарма (вечная наука, раскрывающая природу живого существа – знание вне времени, стран и религий).

 

- Потом обсуждали взаимную ответственность преподавателя и студента. Как и почему нужно работать на семинаре.

 

- Следом обсуждались особенности восприятия (необходимость «включать» ум) и «круг познания» (выслушать, задать вопросы, обдумать, рассказать).

 

- Далее мы говорили о смысле жизни. Почему так важно задумываться над этим вопросом и какие есть типовые ответы на него («смысла нет» или «у каждого свой»).

 

- Немного разобрали, почему такие ответы не могут удовлетворить искреннего человека.

 

- Следом мы перешли к трем основным вопросам: «Кто я?», «Что представляет собой этот материальный мир? – Где я?» и «Каковы истинные отношения между мной и этим миром? – Что мне делать?».

 

- Разобрали, почему ответить на вопрос о смысле жизни невозможно, если вначале не ответить на вопрос: «Кто я?»

 

- И в конце мы немного поговорили о величии ведической культуры.

 

- Добавьте важные положения, которые студенты прочли в книге.

 

 

Кем я не являюсь?

 

Вернитесь к важности вопроса «Кто я?», покажите, что даже в вопросе «Что делать?» на самом деле содержится «Что МНЕ делать?».

 

Как и в книге, мы начнем поиск ответа на вопрос «Кто я?» с более простого вопроса «Кем я не являюсь?». Нужно объяснить, что есть три уровня – «тело – ум – душа». Все это достаточно подробно разобрано в «Вечных ответах» на страницах 58-61. Возьмите те примеры, которые вам понравятся, добавьте свои.

 

Вообще, очень важно, чтобы преподаватель вносил в курс свой опыт, свои примеры, подбирал новые цитаты, истории и так далее. Не бойтесь отходить от текста книги, стараясь держаться структуры.

Если будет возможность – присылайте интересные дополнения и материалы на адрес [email protected].

 

 

Доказательства существования души

 

Мы идем по структуре книги. Даем определение души через значения слов «джива» и «атма» и перечисляем четыре группы доказательств существования души. Конечно, это не строгие доказательства, а скорее то, что может служить подтверждением правильности утверждения. Но, собственно, все наши знания – это шабда, подтвержденная пратьякшей и ануманой. Об этом можно отдельно поговорить, приводя простые и очевидные примеры – например, сказать, что вода состоит из натрия и гелия, а в ответ на исправление задать вопрос: кто из присутствующих лично брал два атома водорода и смешивал с одним атомом кислорода…

 

Итак, вот группы фактов, косвенно подтверждающих существование души:

  • О душе говорится в различных священных писаниях, ее существование подтверждают великие святые – люди, свободные от склонности к обману.
  • С понятием души (и связанными с ней реинкарнацией и кармой) выстраивается более логичная и справедливая картина мира, в которой становятся понятны, например, «незаслуженные» страдания, детская смертность и другие сложные ситуации.
  • Существуют экспериментальные подтверждения – прежде всего, в опыте людей, переживших клиническую смерть, и опыте тех, кто вспоминал о прошлых жизнях.
  • Жизнь в соответствии с представлением о существовании души – более счастливая и осознанная.

 

Можно тезисно пройти первые три группы (подробнее они разбираются в книге) и задержаться на четвертой, проведя медитацию.

 

 

Медитация

 

Это очень важная часть, закрепляющая опыт студентов. Она описана на страницах 175-176 «Вечных ответов». Она же есть в книге Олега Гадецкого «Законы судьбы». Коротко она описана ниже.

 

Вначале попросите людей закрыть глаза. Почему-то с первого раза эту просьбу обычно воспринимают не все, так что мягко повторите. Объясните, что те медитации, которые включены в курс, можно сделать на поверхностном уровне, просто логически поняв что-то, а можно действительно прочувствовать – эмоция позволит знанию проникнуть гораздо глубже. Если даже кто-то проходил уже эту медитацию, сейчас есть шанс пойти еще глубже.

 

Пожалуйста, не торопитесь. Читайте текст размеренно, сами пытайтесь прочувствовать то, что происходит. Идеально, если вы не просто прочитаете текст из книги, а передадите всё своими словами.

 

Опишите два состояния и попросите отметить возникающие чувства (фактически это описание мира, в котором мы либо души, связанные с Богом, либо тела, подчиненные законам природы). Попросите людей открыть глаза. Разделите лист на две части и попросите называть эмоции, которые возникали в каждом из случаев.

 

Если в группе попадутся логики, которые будут сразу пытаться делать выводы или что-то уточнять – попросите пока говорить только об эмоциях.

 

У вас получатся две группы противоположных понятий. Можно обратить внимание на получившиеся пары – «отчаяние – надежа», «тьма – свет», «бессмысленность – вдохновение». Следом попросите сказать, какие именно ситуации мы описывали; важно показать, что в первом случае это было «тело и ум + материя», а во втором – «душа + Бог». Очень важно, чтобы люди поняли, что вы не просто описывали «плохой мир» и «хороший мир», а максимально строго и честно следовали заданным условиям, описывая исходные положения материального представления о мире и исходные положения духовного понимания.

 

Задержав внимание на том, что полученный ими опыт – не результат вашей манипуляции, а естественный отклик на поставленные условия, спросите: «Как вы считаете, какой будет жизнь человека, который будет жить с этими установками (я – душа, частичка Бога, Он заботится обо мне, давая мне подсказки и уроки)? И что будет происходить в жизни того, кто все это отвергает?» Получите ответ, убедитесь, что все это понимают.

 

Следом попросите всех быть предельно внимательными и спросите: «А теперь представьте, даже если все это не так, Бога нет и так далее, скажите, какой человек будет счастливее – тот, который живет по законам духа или по законам материи?»

 

Это принципиально важный момент. Конечно, Бог есть, но даже если Его не было бы, даже если мы не души – все равно изучать эти законы и жить по ним лучше, чем как-то еще. Попросите сказать, как это откликается у слушателей. Важные утверждения должны всегда заканчиваться обратной связью, обсуждением.

 

Блок второй

 

В начале можно спросить студентов почему, на их взгляд, нам важно изучать душу.

 

Идея в том, чтобы они поняли, что если мы души, то именно потребности души для нас самые важные. Но мы почти ничего о них не знаем, так как привыкли полностью отождествлять себя с телом и умом, выполнять их желания. В современном мире никто не говорит о душе (даже психология, которая переводится как «наука о душе», говорит об уме).

 

Можно провести небольшую практическую работу здесь, а можно чуть позже, когда будем говорить о счастье на разных уровнях.

 

Попросите сказать людей, что приносит в нашу жизнь радость, счастье. И сразу подайте несколько примеров – «вкусная еда, хорошая музыка». Важно, чтобы они говорили какие-то реальные вещи из жизни, а не выдумывали что-то «высокодуховное». Дальше записывайте ответы на доску, разбивая их на три столбца. Пока не обращайте внимания на это разбиение (то есть не нужно прочерчивать между столбцами линии), а просто записывайте как бы подряд. Когда наберется достаточно – прочертите вертикальные линии между столбцами слов и спросите. какой заголовок можно написать в первом столбце («тело»), во втором («ум») и в третьем («душа»). Скорее всего третий столбец будет практически пуст или там будет сравнительно мало пунктов.

 

Обратите внимание на то, что мы хорошо знаем, как получить счастье на уровне тела. Более того, мы постоянно тратим время на изучение: что лучше для нас, какая пища, какие запахи нравятся и так далее. То же и с уровнем ума – это область нашей заботы и изучения, мы тратим время, деньги, здоровье для того, чтобы найти счастье на этом уровне. Но задумываемся ли мы о душе? Знаем ли мы о ее потребностях? Что такое счастье души? И как его достичь? Ведь если мы души, то именно этого счастья мы ищем, только оно сможет полностью удовлетворить наши потребности!

 

«Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...