Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

а над разумом стоит она (душа)».




Бхагавад-гита, 3.42

 

Вообще это основная мысль блока – нужно постоянно к ней возвращаться.

 

 

Описание души в «Бхагавад-гите»

 

Эта тема уходит в домашнее задание. В ходе совместного обсуждения не так важно выписывать все цитаты, логика не потеряется, если мы сразу перейдем к проявлениям качеств души.

 

Объясните, что из всех известных вам священных писаний наиболее полно качества души описывает «Бхагавад-гита». Если кто-то может показать что-то подобное в других писаниях – будет очень здорово. Только это вряд ли.

 

Можно сразу записать домашнее задание. Это будет небольшая письменная работа, для которой нужно:

- Прочитать вторую главу «Бхагавад-гиты как она есть» и выписать все определения, связанные с душой (невидимая, неизменная и т.д.).

- Объяснить, почему для нас, для нашей реальной жизни так важно изучать эти определения.

- Более подробно разобрать следующие качества: «нерожденная, изначальная» (2.20), «неизменная» (2.25), «бессмертная» (2.17, 2.20).

- В 15 главе Кришна говорит «Живые существа (души) в материальном мире суть Мои отделенные частицы» (15.7). Объясните, как вы это понимаете.

 

Объяснить, что для успешного выполнения работы нужно очень внимательно слушать материал, который будет сейчас разбираться.

 

Проявление качеств души

 

 

Можно сказать о том, что душа непостижима (2.25), и спросить, что же делать.

 

Вообще иногда важно самому ставить препоны на пути развития обсуждения. Если люди не проверяют на прочность знание, не пытаются разобраться, вникнуть – то задача преподавателя указывать на это. Если вы уверены, что сами хорошо разобрались в этой теме, можно спросить в какой-то момент: «Всем все понятно?» и если все кивнут – задать вопрос, который покажет, что понятно далеко не все. И обратить внимание на это. В духовном поиске не должно быть неосознанного принятия. Лучше несколько раз разобрать какой-то несложный вопрос, но действительно убедиться, что все понятно. При этом сам темп семинара достаточно высокий, что выносит многие вопросы за рамки класса.

 

«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слушают о душе как о чуде, а четвертые, даже услышав о душе, все же не способны постичь ее».

Бхагавад-гита, 2.29

 

Это путь изучения души – слушать, обсуждать/говорить, видеть. Знание о душе является откровением, это не просто набор информации, это раскрывающаяся в сердце вигьяна (реализованное знание), это знание проявляется как определенные качества.

 

Идем дальше. Нужно объяснить, что у всего есть причина. И если вдруг мы не видим причину – это не значит, что ее нет, это значит, что нужно ее искать. Можно попросить назвать несколько примеров, когда человек ведет себя странно, если не знать причины. А если знать – все становится на свои места.

 

Классический пример – история из «Семи навыков» Стивена Кови про отца с детьми в метро. Дети баловались и мешали всем, но отец никак их не одергивал. И когда разъяренная пассажирка обратилась к нему, он растерянно ответил: «Простите, да, я не заметил, просто несколько часов назад умерла их мама, и я пока не знаю, как им об этом сказать». Пассажирка сразу посмотрела на ситуацию совершенно по-другому. Когда мы знаем причину, сразу становится понятно, почему все происходит так, а не иначе.

 

Рассказывая о потребностях, корень которых находится на уровне души, нужно обращаться к чувствам человека. Если показывать эти потребности только на уровне логики, будет не слишком убедительно, нужно идти глубже. Сначала преподавателю нужно очень серьезно размышлять над этими темами, искать в себе эти потребности, пытаться подобрать примеры. Представлять – что было бы, если бы его лишили возможности удовлетворять эти потребности. А потом смотреть – где корни этих потребностей. На уровне тела? На уровне ума? Или еще глубже?

 

 

Индивидуальность, вечность, знание

 

Эти три пункта достаточно подробно расписаны в книге на страницах 76-81. Прочтите и сами решите, как рассказывать. Основной смысл – показать, что эти потребности: а) есть, б) их возникновение очень сложно объяснить, они являются нашей сущностью.

Скажем, потребности в клубничном коктейле или новой машине объяснить просто, можно понять, откуда они появляются (мы более подробно будем говорить об этом, разбирая типы счастья). А вот почему мы не хотим умирать? То есть не просто не хотим, но не готовы поверить в саму возможность собственной смерти…

 

Важно рассчитывать время, и, если его не так много, пройти всё тезисно. Пожалуй, самым сложным для понимания будет индивидуальность, постарайтесь разобраться.

 

 

Блаженство

 

На страницах 81-89 разбирается счастье на разных уровнях – тела, ума и души. Мы начинаем с первых двух уровней. Важно, с одной стороны, признать, что счастье на уровне тела и ума, конечно же, существует, и в принципе ничего плохого в желании получить это счастье нет. Но необходимо помнить о том, что мы души, обладающие телом и умом. И если не заботиться о счастье на уровне души – это то же самое, что чистить и украшать клетку, но не кормить живущую в ней птицу.

 

Обратите внимание, что для получения счастья на уровне тела нужны ограничения, а на уровне ума – следование правилам. С точки зрения современного подхода к жизни это звучит очень странно. Поэтому нужно вместе со студентами разобраться и доказать это. Здесь студенты сами могут привести примеры в поддержку этих тезисов.

 

Чтобы получать счастье на уровне органов чувств, нужно их «разгружать», ограничивать. Иначе и ощущения притупляются, и тело слишком быстро изнашивается. Чтобы получить счастье на уровне ума (а оно возникает, если реальность совпадает с нашими ожиданиями или образами, заложенными в нас извне «пониманием счастья»), нужно ставить правильные идеалы – те, которые не принесут разочарования. А это возможно, если следовать высшим законам.

 

Разбирая счастье на уровне души, мы говорим прежде всего об изначальных, естественных потребностях души – любить и быть любимой. Можно спросить у студентов, какой они видят настоящую любовь, которая сможет удовлетворить их потребность в полной мере. Скорее всего, выяснится, что она должна быть бесконечная, всепоглощающая, бескорыстная.

 

Тогда можно попросить рассказать, как именно стремление к этим качествам любви проявляется в материальном мире. Например, «бесконечность» означает «они жили долго и счастливо и умерли в один день». А вот, скажем, со «всепоглощающей» уже сложнее, потому что для того, чтобы полностью погрузиться в нее, любовь должна постоянно расширяться, обновляться. Да и «бескорыстия» в этом мире сложно ожидать. Почему? Потому что мы не полны. Тот, у кого есть дефицит, не может отдавать. А где взять полноту? Только соединившись с источником всей силы, красоты, любви – Богом.

 

Частица Бога

 

Важно понимать, что душа не создается Богом, а является его вечной частью, энергией. Именно поэтому снимается вопрос о несправедливости Творца, который, с одной стороны, дал нам свободу воли (мы можем находиться вместе с Богом или отдельно), но, с другой стороны, так устроил, что вдали от Него мы просто не можем быть по-настоящему счастливы.

 

Преподавателю нужно самому хорошо разобраться в этой теме – она очень важна. При этом, пожалуйста, разобравшись и убедившись в том, что это крайне важный момент, который в других религиях (например, христианстве) практически невозможно объяснить, не надо тут же нападать на другие традиции. Просто покажите, что «здесь вот так, а как это объяснить, если считать что Бог в какой-то момент сотворил душу – я не знаю, поинтересуйтесь у священников других традиций». Если времени мало и люди в группе не сосредоточены, можно вообще не рассматривать этот момент.

 

Можно разобрать само слово «счастье» как «с частью» и привести пример органов тела, которые могут функционировать только в составе целого. Или же предприятие, в котором даже самый замечательный работник, лишившись поддержки остальных, не сможет делать того же, что делало всё предприятие.

 

 

Мантра «Асато ма сат…»

 

Если будет хватать времени – можно разобрать мантру, которую вы будете повторять перед началом занятий, начиная со следующего раза. Нужно, чтобы студенты выучили ее (понимая пословный перевод), можно дать запись с этой мантрой.

 

Асато (не вечное), ма (меня), сат (вечное), гамайа (веди),

Тамасо (тьма, невежество), ма (меня), джьотир (свет, знание), гамайа (веди),

Мритйур (смерть, страдание), ма (меня), амритам (нектар бессмертия, духовное блаженство), гамайа (веди).

 

«Веди меня из временного в вечное,
Веди меня из тьмы невежества к свету знания,
Веди меня от страданий и смерти к бессмертию и духовному блаженству».

 

Спросить, как эта мантра связана с темой, которую мы только что разбирали. Обратить внимание на то, что ученик просит вести его именно к вечности, знанию и блаженству – то есть реализации природы души.

 

Можно рассказать, что эта мантра очень известна и приводится на многих эзотерических сайтах – часто без перевода или как «Веди меня от временного к вечному, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию». Но обратите внимание на то, насколько глубже раскрывается мантра, когда мы вдумываемся в значение слов, понимаем, с чем они связаны, в данном случае – мы говорим о душе, раскрытии природы души. Это к вопросу о том, «можно ли повторять ведические мантры?». Можно, но лучше сначала понять, что именно вы делаете, зачем, почему именно так – это даст вашему повторению совсем другую глубину, совсем другую силу.

 

На самом деле мы с вами знаем, что мантры должны даваться духовным учителем и человек должен быть квалифицирован для их повторения. Но в данном случае это даже не совсем мантра, смысл повторения – в глубоком размышлении, в медитации на смысл этих слов.

 

Окончание занятия

 

Каждое занятие заканчивается «кругом», на котором студенты делятся своими реализациями. Важно поддерживать энергию группы, чтобы слова каждого воспринимались со вниманием. Вообще, в не очень большой группе лучше, если высказываться будут все по очереди. Если группа большая, просто опросите тех, кто хочет высказаться.

 

Преподаватель тоже участвует в «круге», последним говоря то, что для него было важно. Постарайтесь быть максимально искренними. Возможно, ваши реализации связаны не с материалом (хотя часто бывает, как в анекдоте: «объяснив кому-то в десятый раз – сам начал понимать»), а с группой или просто с величием ведического знания.

 

Кстати, хорошо регулярно (то есть в начале и в процессе занятия) проверять себя. Если вы не молитесь в процессе, если увлекаетесь и полагаетесь только на свои силы и знания – это повод задуматься, что именно вы проповедуете: ведические знания или себя. Это будет происходить естественным образом, не переживайте слишком сильно, но важно все время возвращать себя в осознанное состояние. Помочь может и что-то вещественное, например фотография духовного учителя в поле вашего зрения.

 

 

Домашнее задание по второму занятию:

 

  Задание Форма отчетности
1. Прочесть вторую главу «Бхагавад-гиты, как она есть» (например здесь - http://vyasa.ru/books/?id=93). Для начала можно прочитать только тексты, без комментариев. Выписать те качества души, которые в ней перечисляются, и коротко, своими словами, объяснить, что это значит применительно к душе. Особое внимание обратить на следующие качества: «нерожденная, изначальная» (2.20), «неизменная» (2.25), «бессмертная» (2.17, 2.20). Подумайте, что это значит для нас с вами. Готовую работу выслать на мейл преподавателя не позже вечера четверга.
2. Мы говорили, что основными качествами (потребностями) души являются вечность, знание и блаженство. В полной мере они недостижимы в этом мире, в этом теле, но мы все равно стремимся к ним. Пожалуйста, вспомните и опишите, как в вашей жизни или жизни близких это проявляется. К чему вы стремитесь и как это связано с потребностями души. Готовую работу выслать на мейл преподавателя не позже вечера четверга.
3. Выучить «мантру ученика» из «Брихад-араньяка-упанишад», 3.28: асато ма сат гамайа тамасо ма джйотир гамайа мритйур ма амритам гамайа   Веди меня от временного к вечному, Веди меня от невежества к знанию, Веди меня от страданий этого бренного мира к блаженству духовного мира.   Вот несколько вариантов ее исполнения: http://muzofon.com/search/%D0%90%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%20%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%8F    
4. Прочитать первую главу («Кто я?») из книги «Вечные ответы». Выписать важные моменты, обращая внимание на то, что мы не успели обговорить. Учтите, что в этот раз достаточно много важных моментов осталось на самостоятельное изучение!      

 

Задание по «Бхагавад-гите» кому-то может показаться слишком простым. «Ну что значит „нерожденная“? Значит что она никогда не родилась. Не знаю, что еще писать». Это можно сразу проговорить, показав вопросы, над которыми нужно задуматься во время выполнения работы – «Что это значит именно для нас, в нашей жизни?», «Почему это очень важно понять?».

 

По второй части (рассказе о том, как качества души проявляются в жизни) не обязательно писать только о себе, можно о своих друзьях или близких или просто о каких-то известных людях. Тут задача в большей степени помочь студентам увидеть реальность этих потребностей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...