Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ Маяковский поэзия патриотический творчество ВВЕДЕНИЕ . Патриотические мотивы в советской лирической поэзии и их художественное воплощение . Тема патриотизма и в творчестве В. Маяковского Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных зарубежным странам ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы Введение
Патриотизм как идейно-художественная доминанта - один из ключевых вопросов советского литературоведения. Патриотическая тема, являясь критерием идейной зрелости писателя и уровня его художественного мастерства, входит в основы всего советского словесного искусства. В ее звучании отчетливо вырисовываются контуры поэтической индивидуальности. В этом заключается сложность и одновременно повышенный исследовательский интерес к данной проблеме. Использование основополагающих принципов марксистско-ленинской диалектики и важность реализации вопросов патриотизма в такой плоскости определяет методологическую основу советской литературы: конкретно-исторического подхода, партийности искусства, принципов соотношения общего, особенного и единичного, причины и следствия; содержания и формы, сущности и явления. Также традиционными в советском литературоведении становятся взгляды на проблемы творческой самобытности и комплексного исследования поэтического текста, пропагандирующими идеологию партии. Так, Н.И. Губанов в своей работе «Отечество и патриотизм» рассматривает эту категорию с позиций марксистско-ленинского учения, определяя ее высшую ступень - социалистический патриотизм. Исследователь П.С. Выходцев в работе «С думой о Родине», затрагивая актуальные вопросы современной критики и литературоведения, утверждает прочность основ социалистического реализма, народности, партийности литературе, развитие в ней национальных традиций, национального и интернационального, патриотизма и гражданственности. Известный критик А.П. Ланщикова в работе «Славься, Отечество» дает краткий экскурс в русскую классически поэзию и прослеживает воплощение темы Родины в творчестве известных советских поэтов В. Маяковского, С. Есенина, А. Твардовского, К. Симонова, Е. Исаева, Н. Рубцова и многих других.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью патриотических мотивов в русской литературе, особенно в первые годы советской власти. Новизна работы связана с тем, что мы рассматриваем в данной работе особенности воплощения патриотических мотивов в творчестве Владимира Владимировича Маяковского. Объект исследования - поэтическое творчество Владимира Маяковского, п редмет - патриотические мотивы в нем. Цель работы - выявить специфику патриотических мотивов в поэзии Владимира Маяковского. Основные задачи, которые мы ставим для достижения цели исследования: 1) определить роль и значение патриотической лирики в русской поэзии; 2) исследовать патриотические мотивы в лирике В. Маяковского как художественное целое в их поэтическом мироощущении; ) выявить специфику патриотической лирики В. Маяковского. Методы исследования: описательный (анализ мотивно-образной структуры), семантический, биографический. Работа состоит из введения, двух глав («Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение», «Тема патриотизма в творчестве В. Маяковского»), заключения и списка литературы, который включает 26 источников. Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение
Прежде чем говорить о патриотических мотивах в поэзии необходимо рассмотреть само понятие «лирика». Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Исследователь Л.И. Тимофеев отмечает, что «лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей» (Тимофеев Л.И, 2001. С. 48). Предметом и содержанием лирики являются душевные переживания поэта как личности. В так называемой «чистой» лирике преобладает один тон, одно чувство, одно настроение, что сближает ее с музыкой. Музыкальность стиха создают такие элементы, как рифма, ритм, аллитерация, рефрен, анафора. Лирика осваивает не только стихотворные формы, но обращается и к ритмической прозе (стихотворение в прозе). Мотив является одной из значимых составляющих в лирике, поэтому необходимо дать его определение. Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в работе А.Н. Веселовского. «Мотив (от лат. moveo - «двигаю») - простейшая составная часть сюжета. Исследователя интересовала по преимуществу повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов. Мотив выступал как основа «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого (Веселовский А.Н, 1994. С. 22). Ученый В.Е. Ветловская отмечает, что «задача лирического произведения - сопоставление отдельных мотивов и словесных образов, производящее впечатление художественного построения мысли» (Ветловская В.Е., 1994. С. 38). Исследователь Н. Некрасов отстаивал мысль: «Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь, в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и благородном против того, что замедляет путь к совершенствованию» (Некрасов Н., 2001. С. 313). Этой же проблеме посвящена работа Ф. Овчаренко: «Тема Родины рассматривается в неразрывной связи с темой труда, творческого созидания, нравственного возвышения человека. Очерки по преимуществу публицистичны, цель автора - выявление гражданственности, народности и идейности в рассматриваемых произведениях» (Овчаренко Ф., 2005. С. 122).
«Разработка патриотических мотивов обусловила единство поэтических средств. Любовь к Родине проявляется в единстве ассоциативного и конкретно-предметного образного мышления: родина-мать, родина-родительский дом, родина-отчий дом, родина-кров, родина-крыша, родина-подруга, родина-любовь; в единстве философско-обобщенных и символических поэтических образов, в символическом образе реки, воплощающем и объединяющем мотив исторической и военной теме» (Гордович. К.Д, 1997. С.56). По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Это определяется ее «народною природою». «На этом основании он делает вывод о том, что те остатки русской армии, которые подняли белое знамя, тоже приняли участие в созидании новой России - своею самоотверженной гибелью за ее великодержавие. Формирование и развитие патриотизма в лирических произведениях имеет длительную историю. Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью» (Карсавин Л.П, 1993. С. 326). Известный критик В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» (Белинский В.Г,2004, С. 356). С точки зрения А.И. Герцена, «сознательная и деятельная любовь к Родине, готовность пожертвовать личными интересами во имя интересов простого народа является содержанием патриотизма как высшего нравственного качества личности гражданина-патриота. Господствующая ось, около которой шла наша жизнь, - это наше отношение к русскому народу, вера в него, любовь к нему…и желание деятельно участвовать в его судьбах» (Герцен А.И, 1999. С.77).
Вопрос о патриотизме широко и остро обсуждается славянофилами и западниками. Н.А. Бердяев пишет: «Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России, о ее призвании в мире». (Бердяев Н.А, 2007. С. 251) Для исследований советского периода характерно разграничение понятий «патриотизм», «социалистический патриотизм», «советский патриотизм», определение их с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, ориентацией на социалистический строй, а также изменение социальной сущности понятия «отечество». Главной отличительной чертой советской патриотической лирики является любовь к родной земле, к своему народу и его культуре, безграничная преданность советских людей советскому общественному строю, своему социалистическому отечеству, делу коммунизма. Много внимания теме патриотизма уделяет Г.П. Федотов. Трактовка патриотизма у Федотова связана с его пониманием культуры. Он выделяет в культуре две сферы: «рациональную, куда входят хозяйство, наука, техника, спорт, медицина и т.д., и иррациональную, духовную, в которую входят религия, искусство, литература» (Федотов Г.П, 2003. С. 188). Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. Особую остроту приобретает проблема патриотизма в современном российском обществе. Она становится средоточием государственно-правовых, социально-экономических, культурно-исторических коллизий. Вместо прежнего единомыслия возникают разные подходы к ценностям, образующим основу патриотического сознания. Патриотические мотивы тесно связаны с образами, которые помогают их реализовать. Например, у М.И. Цветаевой развитие темы патриотизма, любви к родной земле начинается с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома. Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой - это безграничные пространства, ощущение красоты, свободы, полета. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с образами церквей, колоколов, святой земли:
Облака - вокруг, Купола - вокруг. Надо всей Москвой Сколько хватит рук! (Цветаева, 2001. С.45) Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный. Мы все к тебе придем. (Цветаева, 2007. С.234)
Неоднозначным было отношение поэтессы к революции, а затем и Гражданской войне, что отразилось в ее стихотворении «Родина». Лирическая героиня стихотворения вспоминает красоту «тридевятой» земли. И одновременно тоскует по своей далекой и любимой Родине.
Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой Быть… (Цветаева, 2001.С.45)
Оксюморонное обращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмигрантов:
Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль, - тридевятая земля! Чужбина, родина моя! (Цветаева, 2001.С.39)
Особое место в творческом наследии А.А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий. Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана - о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Молитва», поражающем силой самоотречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое - свою жизнь и жизнь своих близких:
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. (Ахматова, 1999. С.66)
В 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, воодушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. (Ахматова, 2008. С.23)
В творчестве Ахматовой 1930-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые ею великие трагедии - и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну - развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза - окаменелое страданье»), и трагедия Родины - все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:
Нет! И не под чуждым небосводом - И не под защитой чуждых крыл - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. (Ахматова, 2008.С.36)
Горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы. Для другого советского писателя, С.А. Есенина, родной край, родина - это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». (Есенин С.А, 2010. С.78) В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, к которым бережно и трепетно относится поэт, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь:
Вьется сажа над заслонкою, В печки нитки попелиц, А на лавке за солонкою - Шелуха сырых яиц. (Есенин, 2010. С.99)
Стихотворение 1918 года «Я покинул родимый дом…» также посвящено любимой родине, пропитано глубоким патриотизмом. Здесь вновь появляется образ «голубой Руси». Причудливо переплетение эпитетов - природа проникает в человека и наоборот, образуя единое целое. Русская природа для Есенина ассоциируются с семьей - матерью и отцом, она ему настолько же родна:
В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Словно яблонный цвет, седина У отца заплелась в бороде. (Есенин, 1999.С.144) Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. (Есенин, 1999. С.149)
Россия для А.А. Блока - это надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Два мощных импульса поэтического творчества - лирический и гражданский - сливаются у Блока в теме России. Россия Блока - это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Основное направление философско-эстетического развития Блока - в стремлении охватить мир в целом. Романтическая мечта поэта обращена теперь к реальной исторической действительности. Изменяется облик лирического героя блоковской поэзии. Это не жрец, не теург, а человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается дух эпохи. С особой нежностью автор отзывается о своих воспоминаниях, о его Руси:
Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот - она не запятнала Первоначальной чистоты (Блок, 1998. С. 33).
В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл «Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Цикл «Родина» - вершина третьего тома лирики Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться. (Блок,2003.С.290)
Подводя итоги главы, необходимо сказать, что в своей работе мы будем придерживаться определения мотива, данного А.Н. Веселовским: «мотив - простейшая составная часть сюжета». Патриотические мотивы в русской поэзии реализуются различными способами, например, через осознание себя москвичкой, поэты уделяют внимание родной русской речи, любят богатую природу родного края, образы церквей, колоколов, ощущение красоты, свободы Чувство защищённости, дома, уюта. Одновременно поэты не приемлют войну и революцию, и с сочувствием относятся к своим соотечественникам, которые оказались в похожей ситуации («Страна», «Родина», «Москва! Какой огромный», «Облака - вокруг»). В творчестве советских писателей, патриотизм граничит с абсолютным самопожертвованием, во благо спокойствия и мира на родной земле. Личная трагедия поэтесс также проходит красной нитью через все их патриотическое творчество («Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва» «Реквием», «Нет! и не под чуждым небосводом»). Образ Родины непременно связан с родной деревней, поэты обращаются к образу природы, к описанию крестьянского быта, «голубой родины». Все творчество писателей проникнуто огромной любовью к родным местам, местам утешения, спокойствия. Поэты хотят видеть свою страну процветающей («Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся», «Свет луны таинственный и длинный цикле «Родина»). Для советских писателей Родина неразрывно связана с самыми приятными воспоминаниями и дорогими им людьми. Поэты являлись патриотами своей страны, и не все соглашались на революцию - как единственно верный способ для достижения светлого будущего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|