Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных зарубежным странам




 

Владимир Маяковский увидел капиталистический «новый свет» глазами гражданина Советского Союза. Во время пребывания в буржуазных странах поэт чувствовал себя глашатаем нового мира. Его стихотворения «Парижанка», «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост» и очерк «Мое открытие Америки» характеризуются острой социальной направленностью и резкой критикой буржуазного мира. И почти в каждом стихотворении Маяковский не забывает сказать о России и революции. Поэт являлся в страны капитализма как горячий патриот своей Родины.

 

Я хотел бы

жить

и умереть в Париже,

если б не было

такой земли -

Москва

(Маяковский,2001.С.86)

 

В лирических строках «Прощанье» выражена огромная любовь поэта к своей родной земле. Маяковский ехал за границу не как турист, а как поэтический представитель новой, советской жизни, советской культуры. Из многочисленных произведений поэта о капиталистической действительности особенно выделяются его стихи и очерки о Париже и Америке. Несмотря на их тематическое и художественное разнообразие, все они были объединены одним чувством поэта - ненавистью к буржуазному миру и горячей любовью к своей Родине.


за жизнь

повымел Вилли -

одних пылинок

целый лес,-

поэтому

волос у Вилли

вылез,

поэтому

живот у Вилли

влез

(Маяковский,1999. С.67)

 

Я знаю -

Город будет,

Я знаю -

саду цвесть,

когда

такие люди

в стране

советской

есть!

(Маяковский, 2003. С.93).

 

Автор не однократно отмечает, что Советский союз и советский народ разительно отличается от европейского или американского. Как истинный патриот своей страны восхищается и гордится Родиной.

Известно, что к теме разоблачения буржуазного мира Маяковский обращался и до революции в таких стихотворениях: «Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому» и других, оригинальные по форме и содержанию стихотворения.

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

(Маяковский, 2005. С.198).

 

Автор восхищается борцами за свободу, своими героями-патриотами, и испытывает невероятное презрение к капиталистическим прожигателям жизни.

 

И нет ни в одной долине ныне

гор, вулканом горящих.

Судья написал на каждой долине:

«Долина для некурящих»

(Маяковский, 1998. С.233).

 

В 1915 году Владимиром Маяковским была написана знаменитая поэма «Облако в штанах». Поэма о трагической любви перерастает в поэму о борьбе против буржуазной любви, против буржуазного искусства, религии, против всего буржуазного строя.

 

Эй!

Господа!

Любители

Святотатств

преступлений,

боен, -

а самое страшное

видели -

лицо мое,

когда

я

абсолютно спокоен?

(Маяковский, 1998. С.226)

 

В своих стихах и очерках об Америке Маяковский снова возвращается к изображению уродств капиталистического общества в противовес развитии. Советского Союза. Буржуазная Америка не сумела обмануть поэта. Поэт убедился, что быт и нравы Америки напоминают времена царской России, возмущенный увиденным, он восклицает:

 

Я смотрю,

и злость меня берет

на укрывшихся

за каменный фасад.

Я стремился

за 7000 верст вперед,

а приехал

на 7 лет назад

(Маяковский, 2003. С.11).

В конец извели Христофора -

и он

покрыл

дисканточком

щелканье пробок

(задели

в еврее

больную струну):

«Что вы лезете:

Европа да Европа!

Возьму

и открою другую

страну»

(Маяковский, 2000. С.12).

 

Владимир Маяковский, будучи советским ребенком, с самого детства привык к равенству, к справедливости и к взаимопомощи. Оказавшись, в капиталистических странах автор сравнивает СССР с Европой и Америкой, приходит к выпадам в развитых и продвинутых странах происходит упадок общественной жизни, деградация человеческой души, а патриотизм прикрывается мнимой любовью. Автор отмечает экономическое и духовное развитие Советского Союза, невероятный подъем народного духа.

Развитая буржуазная техника привлекала внимание поэта. Любуясь «стальной милей» Бруклинского моста, он говорит:

 

Бруклинский мост -

да...

это вещь!

(Маяковский, 2003. С.6).

 

Однако в стихотворении «Бруклинский мост» поэт замечает, что здесь жизнь была для одних - беззаботная, для других - голодный протяжный вой. Иначе говоря, он показывает в этом стихотворении, что техника являлась средством бесчеловечной эксплуатации угнетенных и обездоленных, а капиталисты в это время набивают свои кошельки. В то время в СССР технический подъём и развитие находится на пике своего развития, и все направлено на улучшении советской жизни. Поэт рисует не только Америку небоскребов, воротил, но и ту Америку, где в пяти минутах езды от сверкающего рекламными огнями Бродвея ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают объедки.

я б Америку закрыл,

слегка почистил,

а потом

опять открыл -

вторично

(Маяковский, 1999.С.45).

 

Видишь -

вон

выгребают мусор -

на объедках

с детьми пронянчиться,

чтоб в авто,

обгоняя "бусы",

ко дворцам

неслись бриллиантщицы

(Маяковский, 1999. С. 50).

 

Маяковский разоблачает лживые заявления о том, что Америка является демократической страной. В своей пьесе «Мистерия-буфф», написанной еще в 1918 году, поэт с едкой иронией пишет о буржуазной демократии:

 

.Одному - бублик, другому - дырку от бублика.

Это и есть демократическая республика.

Такой оказалась и «демократия» Америки

(Маяковский, 2002. С.123).

 

«Мое открытие Америки» - так назвал Маяковский свой очерк, в котором он разоблачил иллюзии по поводу свободы в буржуазном обществе и показал ханжество капиталистов. Поэт развенчивает лживый характер буржуазных «свобод», растленность, продажность буржуазной культуры и морали. На каждом шагу поэт сталкивается в американской жизни с поруганием достоинства человека. Истребление коренного населения Америки безжалостными носителями тогдашней «цивилизации», угнетение якобы равноправных негров - все это нашло свое отражение в стихах и очерке Маяковского. Поэт показывает, что негры - бесправные существа, которые выполняют самый тяжелый и грязный труд.

 

Стал

простецкий

«телефон»

гордым

«телефонос».

Чернь волос

в цветах горит.

Щеки в шаль орамив,

сотня с лишним

сеньорит

машет веерами

(Маяковский, 1999.С.45)

 

«Первый класс тошнит куда хочет,

второй - на третий,

а третий - сам на себя

(Маяковский, 2001. С.179)

 

мексиканских нищих племен,

а сытый,

с одним языком,

одной рукой выжимает в лимон,

одним запирает замком

(Маяковский, 2004. С. 121).

 

«Белую работу делает белый, черную работу - черный», пишет Маяковский в стихотворении «Блэк энд уайт». Это стихотворение заканчивается размышлениями поэта о судьбе тружеников буржуазных стран, которые еще не осознали своего тяжелого положения.

 

Негр

посопел подбитым носом,

поднял щётку,

держась за скулу.

Откуда знать ему,

что с таким вопросом

надо обращаться

в Коминтерн,

в Москву?

(Маяковский,1999. С.43).

 

Владимир Маяковский подчеркивает, что он был в ужасе от несоответствия между созданным образом демократической страны и бесправно разделенным на классы континентом. Богачи противостоят бедным, деньги - честному слову, капиталисты - простым трудягам. Невольно сравнивая с советской жизнью автор отмечает, что в СССР равноправие, везде царит закон, а сильные помогают слабым. Таким по мнению автора, выглядела его страна, и это,конечно же, лишний раз подчеркивает выигрышное положение «маяковской» Родины перед капиталистическими столицами.

С особым негодованием рассказывает поэт о тяжелом положении женщины в буржуазном обществе. Контраст с мечтой о «светлом будущем: когда женщина станет равноправным членом общества, товарищем мужчины в труде и семье, помог поэту создать проникновенный образ женщины в стихотворении «Парижанка».

 

Служит

она

в уборной ресторана -

маленького ресторана -

Гранд-Шомьер

(Маяковский, 2001, С.23).

 

В противовес тому приукрашенному представлению об элегантной парижанке, которое стало привычным в литературе тех лет, он рисует скромную женщину, изнуренную тяжелым трудом. «Очень трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит» - говорит поэт.

Ничто не изменилось с тех пор, когда поэт писал в стихотворении «Сифилис» о негритянке-матери, которая продает себя подгнившему мистеру Свифту. Разоблачая буржуазный мир, поэт показал, что здесь правят деньги. Печать, искусство, наука, религия - все это служит тому, кто их оплачивает. Обирая, хапая, выступает «капитал - его препохабие». Этому «препохабию» бросает поэт вызов прогрессивного, здравомыслящего человека:

 

Я полпред стиха - и я с моей страной

Вашим штанишкам бросаю вызов

(Маяковский, 2004, С.22).

 

Подводя итог параграфа, можно сделать следующий вывод. Основные образы в поэзии Маяковского, посвященной странам капиталистического строя, таковы: капиталистический буржуй (поэма «Облако в штанах»), угнетенные афроамериканцы, разбогатевшие семейные династии, униженные женщины, коренные жители американской земли. Поэт сочувствует бедным классам, коренному населению Америки (индейцам), и в итоги приходит к выводам, что «демократическое» государство поддерживает богатых («Сифилис», «Блэк энд уайт»). Автор обращает свое внимание на положение женщине в мужском обществе, на их обязанности и права. («Парижанка», «Сифилис»). В стихотворениях: «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост», «Мистерия-буфф» и в очерке «Мое открытие Америки» автор пытается предостеречь советский народ от наступающей капиталистической несправедливости. В таких произведениях как «Мексика», «Испания», «Нью-Йорк» - говорит об огромном расовом конфликте стран, об угнетении коренного населения. Тема псевдодемократии осмеивается в творчестве писателя («Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому»). Путешествуя, В. Маяковский не забывал о родной земле и во всех произведениях этого периода его патриотизм приобретал новые оттенки: любовной нежности, печали и тоски в произведениях («Прощанье», «По небу тучи бегают»). К наглядному противопоставлению капиталистических стран и СССР автор прибегает не случайно, являясь патриотом и гражданином своей страны, он идеализирует жизнь в Советском Союзе, гордится, любит, верит и видит только положительные моменты в развитии страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотизм для советских поэтов интуитивно связан с образами родных мест, русской природой, трудом, армией, советскими солдатами. Советские писатели говорят о единстве со своим народом и в горести и в радости, сочувствуют и сожалеют о тяжелых временах, выпавших на долю их страны.

Подводя итоги первой главы, мы пришли к выводу, что патриотические мотивы в творчестве советских писателей (М. Цветаевой, С Есенина, А. Ахматовой, А. Блока) реализуются через ведущие темы: любовь и забота о Родине («Облака - вокруг»); борьба за спокойствие на родной земле («Не с теми я, кто бросил землю «Москва!, Какой огромный»). Также в реализации нам помогают темы: переживания за будущее страны («Русь»); тема единения с природой возвращения к «корням» («Родина», «Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся»); тема человека своего времени, тема духовного подъёма советских граждан (книга «Стихи о России»). Помимо ведущих тем, в творчестве М. Цветаевой и А. Ахматовой, мы выделяем дополнительные темы: личной трагедии, потери близких людей, несправедливость и жестокость современного строя («Реквием», «Молитва»). Основные образы этой главы: советские солдаты, матери, жены, обычные граждане, эмигранты, образы реализуются в таких произведениях. Всех авторов объединяет одна основная мысль, для каждого гражданина Родина - это бесценный, священный, любимый край, где его всегда рады видеть, куда всегда хочется вернуться.

Сделав выводы по второй практической главе, мы отмечаем, что Владимир Маяковский был абсолютным патриотом своей страны, его идеологические устремления были целиком и полностью направлены на прославление Советского Союза. Для реализации патриотических мотивов в параграфе 2.1. нами были выделены основные темы: борьба за революцию («Революция», «Война объявлена»); прославление и пропаганда советских идеалов, возвеличивание вождя и идеологи В.И. Ленина хвала героям и защитникам Советского Союзы («Владимир Ильич!», «Товарищу Нетте»); агитация следования за лидером («Ленин с нами!»); вера в светлое будущее, любовь и заботы о своей малой Родине - Грузии, надежда на ее всестороннее развитие («Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное»); тема молодого поколения и веры в них («Красная зависть», «Секрет молодости»); тема непобедимой армии и страны, всеобщего единения («Наш марш»).

Основные образы, которые мы выделили: лидер пролетариата Владимир Ильич Ленин, герои и патриоты (Теодор Нетте), советские солдаты и защитники революции, земляки и соотечественники, идеологические противники и соратники («Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости»), образ дома и малой Родины, образ молодого поколения, рабочий и труженик.

Говоря о параграфе 2.2., мы пришли к выводу основные образы, помогающие нам, определить ведущие темы: образ псевдодемократической Америки и Европы, капиталистического буржуя, разбогатевших белых, униженных «черных», богатых семейных династий, образ нации (коренное население), образ советского гражданина в противопоставлении европейскому человеку, образ женщины, в мужском обществе.

Ведущие темы данного параграфа: богатых и бедных, «черных» и белых» наиболее ярко отразилась в произведениях: «Блэк энд уайт», очерк «Мое открытие Америки»; развития и упадка, деградации и эволюции («Гимн судье», «Гимн ученому», поэма «Облако в штанах»); равных и бесправных. А также нами выделены: тема эксплуатации человеческого труда, угнетенных и «хозяев жизни» («Сифилис», «Парижанка»); презрение и прославление («Вам!»); тема противопоставления капиталистических стран СССР, экономической и военной мощи («Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост»), тема тоски по Родине («Прощанье», «По небу тучи бегают»), тема псевдодемократии («Мистерия-буфф»).

В заключение, хотелось бы отметить, Владимир Маяковский был человеком своей эпохи, яростно и с полной самоотдачей он боролся за свои идеи. Будучи истинным патриотом, поэт не мог не реагировать на стремительно изменяющуюся действительность. Он всецело верил и поддерживал революцию, благодарил и призывал верить в вождя пролетариатов Владимира Ильича Ленина, что лишний раз подтверждает его безграничную любовь и заботу о своей Родине.


Список литературы

 

1. Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского / В.Н. Альфонсов. - Л.: Советский писатель,2004, С. 145

.   Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3, - М.: Правда, 2004, С.37

.   Белинский В.Г. Поли, собр. соч.: В 3 т. М.: Гос. изд-во худож, лит-ры, 2004,С.356

.   Бердяев Н.А. Самопознание, АСТ Москва, Хранитель.,2007, С. 251

.   Веселовский А.Н. «Поэтика сюжетов», М.: Советский писатель, 1994., С.22

.   Ветловская В.Е, «Вопросы теории сюжета», СПб.: Наука, 1994., С. 38

.   Выходцев П.С, Земля и люди: Очерки о русской поэзии 40-70-х годов. М.: Современник, 2001, С.45

.   Герцен А.И.Собрание сочинений в тридцати томах. М., Издательство Академии Наук СССР, 1999. С.77

.   Гончаров, Б.П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения / Б.П. Гончаров. - М.: Наука, 2003, С. 466

.   Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: пособие для гуманитарных вузов / К.Д. Гордович. - Спб: Специальная литература, 1997. С.56

.   Гинзбург Л.Я. О лирике, Л.: Сов. писатель, 2001, С. 234

.   Глинкин П.Е. Поиск позиция - жанр (из опыта «тихой лирики») // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х гг Межвуз. сб. - Л.: Сов. писатель, 1999, С. 129-132

.   Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х гг. М.: Худож лит-ра, 1994, С. 23

.   Гусев В.И. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция. М.: Сов. писатель, 2003, С.56

.   Губанов Н.И., Советский патриотизм великая сила в борьбе за коммунизм. - М.: Знание, 2002, С.12

.   Губанов Н.И, «Отечество и патриотизм», М.: Худ.литер, 1960., С. 24

.   Дядичев, В.Н. В.В. Маяковский в жизни и творчестве / В.Н. Дядичев. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006, С. 128

.   Зайцев В,А, Современная русская советская поэзия (70-е- начало 80-х гг.). М,: МГУ, 2001, С.45

.   Зайцев, В.А. Об изучении творчества В. Маяковского на современном этапе / Филологические науки, Спб.: Просвещение, - 2004, С. 3-11

.   Карсавин Л.П, Сочинения, Раритет., М.: Наука, 1993, С. 326

.   Ланщиков А.П., «Славься, Отечество», М.: Сов.писатель, 2000, С. 26

.   Маяковский, В.В.Сочинения в 3 томах. Т. 1: Я сам, стихотворения / В.В. Маяковский. - М.: Художественная литература, 2000,С.34

.   Некрасов Н., «Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд», М.: Сов.писатель, 2001, С. 313

.   Овчаренко Ф., «С Родиной в сердце», «Литературно-критические очерки», Московский рабочий., М.: Просвещение, 2005, С. 122

.   Тимофеев Л. И., «Основы теории литературы». - М.: Просвещение, 2001,С. 48

.   Федотов Г.П., «Судьба России»., Спб.: Знание, 2003, С. 188

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...