При исчислении данного налога необходимо руководствоваться ФЗ, приказами ФНС и МИНФИНА РФ.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Учетная политика для целей налогообложения: что это и почему ее нужно проводить Учетная политика для целей налогообложения - это комплекс всех способов и методов определения доходов и/или расходов, их признания, оценки и распределения. Все должно соответствовать нормам НК РФ. Учитываются и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности. Как утвердить и изменить учетную политику Для утверждения используется соответствующий приказ руководителя, составленной в произвольной форме. Что является поводом для корректировки:
Налогоплательщик не обязан предоставлять документ с учетной политикой в налоговую сразу после составления. Если проходит проверка, документ нужно предъявить в течение 10 дней после получения соответствующего требования со стороны контролирующего органа. Основание - ст. 93 НК РФ. Что нужно указать в учетной политике
Модели налогового учета Рисунок 1 - Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)
Преимуществом данной модели является то, что она дает реальную возможность получать данные для формирования налоговой базы непосредственно из налоговых регистров. При этом исключаются ошибки в исчислении налоговой базы Рисунок 2 - Схема заполнения налоговой декларации (модель 2)
10.Общепринятыми методами для снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль служит:
Доступными способами для снижения налогооблагаемой базы служат широкие возможности, предоставленные законодательством для управления имуществом. Производится оптимизация налога на прибыль в строительстве на этапе возведения объектов. При сооружении зданий, имущественного комплекса имеется много способов для варьирования затрат путем списания материалов и услуг через амортизацию или прямыми расходами В качестве оптимизации применяются:
Применение в учете расходов амортизационных премий определяется выбранным в организации методом учета доходов и расходов. Создание резервов Возможность формирования резервов – налоговая оптимизация предприятия должна быть утверждена учетной политикой. В организации могут быть сформированы резервы:
11. Законодательная база по налогу на доходы физических лиц Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) установлен Налоговым кодексом ст. 13 и относится к федеральным налогам кроме того выделена отдельная глава 23 НК РФ. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет становится налоговой тайной (ст.84.9 и 102 НК РФ). По налогу срок исковой давности составляет 3 года, о чем говориться в ст. 196 ГК РФ. В приказе Минфин от 31 декабря 2008 г. N 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения» утверждена дана форма и согласно данному утверждению все налогоплательщики обязаны оформлять (заполнять) данную декларацию согласно указаниям приказа. Приказ Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706 "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" указывается как и в каком порядке заполнять форму 2-НДФЛ. 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц» действует в неизменной форме с 2003 года в соответствии с Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 года №БГ-3-04/583. Согласно ст. 17 Налогового кодекса по данному налогу предусмотрены все элементы налогообложения: Ø Объект налогообложения; Ø Налоговая база; Ø Налоговый период; Ø Налоговая ставка; Ø Порядок исчисления налога; Ø Порядок и сроки уплаты налога. При исчислении данного налога необходимо руководствоваться ФЗ, приказами ФНС и МИНФИНА РФ. 12. Плательщики налога на доходы физических лиц, порядок исчисления налога Налогоплательщиками - являются физические лица и Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке.
Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц (п. 1 ст. 207 НК РФ): 1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ; 2) физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ. Важно помнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются: - российские военнослужащие, проходящие службу за границей; - сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ). Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регулируется ст. 225 НК. Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговыми ставками, - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, определяемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях (сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля). Налоговая база по НДФЛ определяется как совокупный трудовой доход налогоплательщика и налоговая база уменьшаются на предусмотренном налоговым законодательством (ст. 218 – 221 НК) вычеты, которые подразделяются на четыре группы. Общие условия определения налоговой базы см. Таблица №1
13. Система налогового учета по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей
Эта система состоит из 3-х уровней: 1. Первичные документы, которые составлены в соответствии с требованиями. 2. Предоставление аналитическим регистром налогового учета «книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя». Она предназначена для обобщения систематизации и накопления информации, содержится в принятых к учету первичных документах. Операции фиксируются в книге учета в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом (т.е. на одной строке). Доходы и расходы отражаются в книге учета кассовым методом (т.е. после фактического получения доходов и совершенного расхода). Книга учета ведется в рублях, может вестись в электронном виде или на бумажных носителях. На последней странице должны быть пронумерованы и прошнурованы книги учета, указывается число содержащихся в ней страниц, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью. В книге учета допускаются исправления ошибок, которое должно быть обосновано и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя и датой исправления.
3. На этом уровне на основании данной книги учета составления налоговой декларации по НДФЛ. В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитывается налоговая база по НДФЛ, а также сумма НДФЛ к уплате или возмещению за конкретный налоговый период. Индивидуальные предприниматели исчисляют суммы налога самостоятельно. Они обязаны предоставлять в налоговую инспекцию согласно ст. 227 НК РФ налоговую декларацию по форме 4 – НДФЛ для определения предполагаемой суммы дохода и предполагаемой суммы платежей в течении наступившего налогового периода . Таким образом, декларации обязаны представлять ИП, получающие определенные вида доходов. Вместе с тем все остальные категории налогоплательщиков могут, но не обязаны представлять декларацию для получения налоговых вычетов. В декларациях физические лица указывают: 1. все полученные ими в налоговом периоде доходы; 2. источники их выплат; 3. налоговые вычеты; 4. суммы налога, удержанные налоговыми агентами; 5. суммы уплаченных в течении налогового периода авансовых платежей. 14. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты в течение каждого налогового периода ведут учет доходов и вычетов а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждому физическому лицу Данная форма утверждена приказом МНС по налогам и сборам от 30 октября № 5г-3-04/583. Налоговые агенты также ведут учет доходов по справке о доходах 2-НДФЛ. За каждый налоговый период ведется справка по утвержденной форме. В настоящий момент эта форма утверждена ФНС России от 13.10.2006 г., № САЭ3-304/706@. Форма 2-НДФЛ отражает сведения учтенные 1-НДФЛ. По окончанию каждого налогового периода до 1 апреля по окончанию каждого года. Налоговые агенты предоставляют сведения в налоговую инспекцию по месту своей регистрации (ст. 230 п.1), кроме того при вручении подарков, призов и т. д. в случае при невозможности удержать налог необходимо сообщать в налоговую инспекцию в течение 1 месяца с момента выплаты дохода в письменной форме 2-НДФЛ (ст. 226 п.5)
Налоговые агенты исчисляют сумму налога: § нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога; § отдельно по каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9,15,30 и 35%); § без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими агентами сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (см. табл.2). При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Таблица № 2. Перечисление сумм налога в бюджет налоговыми агентами
Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдачи доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период в течении которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течении месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. 15. Сроки и порядок уплаты налога на доходы физических лиц, штрафные санкции за несвоевременность и неполноту уплаты налога НК РФ предусматривает уплату налога на доходы физических лиц самостоятельно налогоплательщиками (по декларации), и путем удержания налога у источника выплаты, то есть налоговым агентом. Статьями 227 и 228 НК РФ установлен перечень лиц, которые обязаны подать налоговую декларацию по истечении налогового периода. К ним относятся: - индивидуальные предприниматели; - физические лица, получившие доход по договорам гражданско-правового характера с другими физическими лицами, которые не являются налоговыми агентами; - физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог в связи с тем, что это не входит в обязанность налогового агента (например, при продаже физическим лицом собственного имущества); - физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог и об этом факте налоговый агент не сообщил в налоговый орган. Физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на свои доходы, Таким отчетом является налоговая декларация. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей. Исчисление сумм авансовых платежей производится налоговым органом, а расчет производится на основании деклараций о предполагаемом доходе или на основании суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом предусмотренных налоговых вычетов. Авансовые платежи – уплачиваются плательщиком по налоговым уведомлениям: v за январь – июнь – не позднее 15 июля в размере ½ годовой суммы платежей; v за июнь – сентябрь – не позднее 15 октября в размере ¼ годовой суммы; v за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере ¼ годовой суммы авансовых платежей. Штрафные санкции за несвоевременную и не полную уплату налога При получении дохода от реализации имущества, сдачи в аренду, выигрышей физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог до 15 июля за предыдущий налоговый период согласно (ст. 223 НК РФ), кроме того данные налогоплательщики обязаны декларировать свои доходы до 30.04 согл. (ст. 229 НК РФ). За непредставление деклараций согл. (ст. 119 НК РФ) предусмотрено взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. За неуплату налога в срок пеня 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. За непредставление сведений или непредставление сведений не в срок налогоплательщик (плательщиком сбора, налоговым агентом) привлекается к ответственности по (ст. 126 п.1 НК РФ) и влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов в соответствии со ст. 123 НК РФ (часть первая), с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению. Налог перечисляется в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а если средства на оплату труда выплачиваются из выручки от реализации продукции, выполненных работ, то налог перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. При недостаточности средств на оплату труда и уплату налога в полном объеме, налог перечисляется в бюджет пропорционально размеру выплаченных средств. Если налоговым агентом перечислен налог в более поздние сроки, то в соответствии со ст. 75 НК РФ (часть первая), ему будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере процентной ставки, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка 30. Понятие налоговой отчетности, ее классификация и пользователи Налоговая отчетность - это отчетность, которая представляется в органы налоговой службы и внебюджетные фонды и характеризует состояние обязательств предприятия, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей. Налоговая отчетность включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям. Цель налоговой отчетности заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей о величине налоговых обязательств налогоплательщика и их обоснованности. Процесс формирования налоговой отчетности следует рассматривать во взаимосвязи функций налогов и информационных потребностей пользователей этой отчетности. В связи с этим можно выделить следующие задачи налоговой отчетности: · обеспечение информационной базы для проведения мероприятий по контролю за правильностью исчисления налога; · обеспечение информационной базы для решения аналитических задач, сбора статистических данных и налогового планирования на государственном уровне; · обеспечение информационной базы для анализа и контроля применения налоговых льгот и эффективности их предоставления. Пользователей налоговой отчетности можно классифицировать по следующим признакам: · по целевой направленности налоговой отчетности; · по отношению к налогоплательщику как к обособленному экономическому субъекту. По целевой направленности налоговой отчетности пользователей налоговой отчетности можно разделить на: . Реальных пользователей - это те пользователи, которым непосредственно предназначается налоговая отчетность, то есть лица, имеющие прямой интерес к составу и качеству информации, представленной в налоговой отчетности. К таким пользователям относятся: · налоговые органы, которым налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации; · администрация и руководство организации, которые на основании данных налоговой декларации принимают решения о величине налогового обязательства перед бюджетом и исполнении обязанности по уплате налога, а также несут ответственность за несвоевременную уплату налогов; · бухгалтерская служба организации, которая выступает не только пользователем, но и составителем налоговой отчетности. . Потенциальных пользователей, которые не являются непосредственными пользователями налоговой отчетности. Однако при наступлении определенных обстоятельств информация, содержащаяся в налоговой отчетности организации, может быть ими затребована. К потенциальным пользователям относятся собственники организации (учредители), аудиторские организации, арбитражные суды, органы внутренних дел. По отношению к налогоплательщику как к обособленному экономическому субъекту пользователи налоговой отчетности делятся на: . Внутренних пользователей - это те пользователи, которые используют полученную информацию по данным налоговой отчетности для принятия управленческих решений, налогового планирования, составления прогнозного отчета о движении денежных средств и другого. К числу таких пользователей относятся администрация, руководство и бухгалтерская служба организации. . Внешних пользователей - это пользователи налоговой отчетности, функционирующие за пределами организации. К таким пользователям относятся собственники организации, налоговые органы, аудиторские организации, арбитражные суды, органы внутренних дел. Собственники организации рассматриваются в качестве внешних пользователей, поскольку одним из критериев признания юридического лица является его имущественная обособленность от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Таким образом, организацию и ее учредителей следует рассматривать в качестве самостоятельных юридических лиц и, следовательно, налогоплательщиков. 29. Понятие налоговой отчетности, ее классификация и пользователи Специальные налоговые режимы – это системы налогообложения, заменяющие уплату общих налогов, таких как НДС, налог на прибыль и др. Раздел VIII.1. Налогового кодекса РФ сейчас включает пять спецрежимов: Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – ЕСХН (единый сельхозналог). Перейти на уплату ЕСХН могут только сельскохозяйственные товаропроизводители, как организации, так и предприниматели. Упрощённая система налогообложения (УСН) предназначена для малого бизнеса, позволяет снизить налоги и упростить учет. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) применяется в отношении установленного перечня деятельности. Основан на замене большинства общих налогов уплатой одного налога, рассчитываемого с условного (вмененного) дохода. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции применяется только при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Патентная система налогообложения (ПСН) может применяться только индивидуальными предпринимателями 28. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций уплачивается малыми предприятиями в соответствии с главой 30 НК РФ ч. II (1) и законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Объект налогообложения Объект налогообложения налогом на имущество организаций определен федеральным законодательством. Согласно статье 374 НК РФ ч. II (1) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговые ставки Налоговый период, отчетные периоды Порядок и сроки уплаты Ответа Суммовой перекос или суммовая разница (положительная или отрицательная), это разница, возникающая при обмене валюты в другую иностранную валюту по рыночному курсу в один и тот же день. То есть это разница между рыночным курсом и фактической сделки обмена валюты. При применении двух разных курсов на одну и ту же дату. 24.незавершенного производства в налоговом учете Оценка остатков незавершенного производства (далее - НЗП) на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. Согласно ст.315 НК РФ "Порядок составления расчета налоговой базы" общую сумму расходов следует уменьшать на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со ст.319 НК РФ. В соответствии со ст.319 "Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных" сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости. Если предприятие не использует метод нормативной (плановой) себестоимости, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь. Статьей 319 НК РФ выделяются три варианта оценки НЗП в зависимости от вида производства: - связанное с обработкой и переработкой сырья; - связанное с выполнением работ и (или) оказанием услуг; - прочие виды производств. Выбранный вариант оценки зависит от вида деятельности организации и должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения. Для расчета НЗП на конец отчетного (налогового периода), сумм прямых расходов, приходящихся на остатки НЗП, и сумм прямых расходов, подлежащих учету при формировании налогооблагаемой прибыли, необходимо вести соответствующие регистры. Оценка НЗП при выполнении строительно-монтажных работ, оказании услуг при строительстве В соответствии с п.1 ст.319 НК РФ для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполненных в течение месяца заказов на выполнение работ, оказание услуг. Объемы выполненных работ фиксируются в налоговом учете на основании данных первичных учетных документов - форм КС-3 и КС-2. В соответствии с п.2 ст.285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Таким образом, расчет суммы прямых, распределяемых на остатки НЗП, и суммы косвенных расходов определяются нарастающим итогом, а остатки НЗП соответственно определяются на конец отчетного периода. Перечень прямых расходов, приведенный в ст.318 НК РФ, является закрытым, и только указанные расходы подлежат распределению в соответствии с нормами ст.319 НК РФ. Все иные расходы являются косвенными и относятся к расходам текущего периода по мере их возникновения исходя из условий сделок. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции. При формировании прямых расходов в соответствии со ст.318 НК РФ для организаций, выполняющих функции подрядчика в строительстве, следует учитывать следующее. К расходам на оплату труда, подлежащим включению в состав прямых расходов, не относятся расходы на оплату труда персонала аппарата управления организацией, а также оплату труда персонала различных подразделений, задействованных в иной, сопутствующей строительству деятельности (охрана объекта, водители легковых машин аппарата управления, кладовщики, лица занимающиеся заготовлением материально-производственных запасов). Перечисленные расходы относятся в соответствии со ст.318 НК РФ к косвенным расходам. В состав прямых расходов не включаются расходы по добровольному страхованию всех работников организации независимо от их участия в производственном процессе, учитываемые для целей налогообложения в соответствии с п.16 ст.255 НК РФ. При решении вопроса о включении в состав прямых расходов амортизационных отчислений следует применять суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым, в частности, для управления организацией, и по нематериальным активам, которые учитываются в составе косвенных расходов в порядке, предусмотренном п.2 ст.318 НК РФ. Амортизационные отчисления по основным средствам, используемым непосредственно для осуществления строительного процесса, включаются в состав прямых расходов. В состав косвенных расходов включаются также расходы, осуществленные налогоплательщиком в течение предыдущих отчетных (налоговых) периодов и сформировавшие определенные группы расходов, часть которых согласно требованиям главы 25 НК РФ включается в состав расходов текущего периода (в частности, расходы на НИОКР). 23.Метод начисления
|