Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие спроса. Закон спроса.




Реферат

на тему: «Спрос. Предложение»

по дисциплине «Экономика»

 

Выполнил: студент

3 курса 2 группы

очной формы обучения

специальности 020201

Иванов Евгений Анатольевич.

Проверил: к.э.н., доцент

кафедры политэкономии

и экономической политики

Козлов А.Н.

Ростов - на - Дону

2014 г.

Оглавление.

Введение ………………………………………………………………………….2

1.Понятие спроса. Закон спроса.

· Понятие спроса. Закон спроса …………………………………………….4

· Зависимость спроса от цены ……………………………………………...5

· Зависимость цены от спроса ………………………………………………6

· Факторы, влияющие на величину спроса

Ø Ценовые …………………………………………………………………7

Ø Неценовые ……………………………………………………………....8

2.Эластичность спроса и его изменение.

· Понятие эластичности спроса ……………………………………………11

· Виды эластичности спроса ……………………………………………….11

· Факторы, влияющие на эластичность спроса …………………………..14

3.Понятие предложения. Закон предложения

· Понятие предложения и закон предложения …………………….15

· Факторы, влияющие на предложение …………………………….16

· Зависимость предложения от цены ………………………………16

4.Эластичность предложения и его изменение ………………………………..18

5.Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена ………………..20

Заключение …………………………………………………………...…………22

Список литературы ………………………………………………………...…...23

 

Введение.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составил эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.

Действительно, любому акту купли- продажи предшествуют два феномена - «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиться их желаемого изменения можно регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.

 

Понятие спроса. Закон спроса.

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

· Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателей. Таким образом, в экономической теории строго различают «потребность» и «спрос».

Между понятиями «спрос» и «потребность» складывается непростое количественное соотношение. Как правило. Спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает количество потребителей числом покупателей. Можно сказать, что при отсутствии цены на прилавках не осталось бы ни оного товара. То есть, если бы цены исчезли, это повлекло бы экономическую катастрофу. В экстремальных же ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображение престижа и т.д).

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.

Впервые математически закон спроса был сформулирован А. Курно в 1838 г.

«Закон спроса»

Между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует отрицательная зависимость. (чем ниже цена – тем больше величина спроса, а чем выше цена - тем меньше спрос)

Математически записывается как: Qd = f (-P)

· Зависимость спроса от цены:

Пример: рассмотримцены на соки и объем спроса на них:

Цена (Р), за ед. продукта (у.е) Объем спроса (Q), %.
30 – 45 30,9
46-60 22,8
61- 90 10,4
91-150 4,4
более 150 2,9

Отметим, что 31% потребителей выделяют на соки от 30-45 у.е. и т.д. можно сделать вывод: чем меньше цена за единицу товара, тем больше объем спроса на него. Можно отобразить графически: рис.1, где Qd - величина спроса; P - цена товара. D- кривая спроса. Т.е если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

рис. 1 Зависимость спроса от цены (кривая спроса)

 

· Зависимость цены от спроса.

Если рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.

Пример: покупка шубы в летний период выгодней, чем в зимний. То есть, летом спрос на шубы значительно меньше, чем зимой. Поэтому и цены на них меньше.

 

рис. 2 (Изменения величины спроса под влиянием изменения цены)

 

 

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

· Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит.

Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

· Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет.

Пример: в следствии повышения цены на сахар, и более низкой стоимости сахарозаменителей, потребитель будет приобретать второй продукт не же ли первый. Значит, спрос на сахар значительно снизится.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

· Закона убывающей предельной полезности.

После определенного уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты - полезности. В экономической науке это явление называют законом убывающей предельной полезности. Согласно этому закону, приращение полезности от каждой последующей единицы блага меньше, чем от предыдущей. Отсюда ясно, что люди будут приобретать больше благ только при условии увеличения цены на него.

Пример: Одно пирожное хорошо, два - еще лучше, но затем наступает насыщение.

В то же время даже при очень низких ценах товара величина спроса на него не будет безграничной.

Пример: если цена на питьевую воду близка к нулю, спрос на нее не возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям для питья и запасов.

Неценовые факторы:

· Предпочтения потребителей (вкус и мода).

Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.

· Доход покупателя.

Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

· Цены других товаров.

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой.

Пример: Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная.

Пример: Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.

Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

Виды спроса:

1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его.

Пример: У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему.

Пример: фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.

3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг.

Пример: существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.

4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров.

Пример: Снижается спрос на электронно-лучевые мониторы, музыкальные центры.

5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки.

Пример: большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.

6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.

7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий.

Пример: Проводятся кампании против распространения сигарет спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия.

9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...