Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эластичность предложения и его измерение.




Эластичность предложения - степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены. Она измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:

где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);

ΔP/P - изменение цены (в %);

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

В зависимости от коэффициента эластичности предложение может быть:

· эластичное (Es > 1)

· неэластичное (Es < 1)

· единичное (Es =1)

так же виды эластичности предложения можно изобразить графически (рис.6)

Характер эластичности предложения зависит от:

· способности производства к быстрой переналадке

· возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

· фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении (неслучайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озадачена не столько производством, сколько «переводом» эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ - искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Это возможно при двух условиях:

· Монополия данного производителя на рынке(отсутствие конкурентов)

· Отсутствие товаров- заменителей (субститутов).

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно подобно двум лезвиям ножниц. Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие – термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы. Покупатели и продавцы используют цены как сигналы, которые увязывают их желания, а затем происходит обмен денег на потребительские товары или факторы производства. Покупатели определяют цены спроса (максимум цены, который они желают платить), а цены предложения устанавливают продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). При этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия. Такое равновесие можно представить графически:

Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е.

Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.

 

Заключение.

В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Список литературы:

1. Современня экономика. учебник для вузов/ под редакцией д.э.н.О.Ю Мамедова, Ростов - на - Дону, 2006г.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: Юнити-Дана, 2004.

3. Интернет- ресурс https://ru.wikipedia.org.

4. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб/пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...