Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритетные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства

 

Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в основном определяется двумя группами факторов.

Внешние факторы, не зависящие от хозяйственной деятельности предприятий, — ценообразование, налогообложение, кредитование, инфляционные процессы, дотации и компенсации, аграрное законодательство и др.

Внутренние факторы урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, себестоимость продукции, технология и организация производства, специализация и т. д.

В настоящее время экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в значительной мере определяется факторами первой группы. При отлаженном экономическом механизме вторая группа факторов в большей степени формирует уровень экономической эффективности.

Для преодоления кризиса в аграрном секторе, стабилизации и повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства в первую очередь необходимо создать действенный экономический механизм путем государственного регулирования и совершенствования экономических отношений между партнерами АПК.

В системе рыночных отношений в агропромышленном комплексе можно выделить две равные по значимости части. Одна — свободное поведение на рынке сельскохозяйственных и других товаропроизводителей и покупателей на всех уровнях, что определяет оптимальное соотношение спроса и предложения; другая—экономические механизмы регулирования рыночных отношений, имеющие целью ориентировать субъекты рынка на эффективную деятельность и экологизацию производства.

В условиях многоукладной экономики экономическая эффективность сельского хозяйства в значительной степени зависит от уровня интенсивности производства. Важнейшим направлением интенсификации сельского хозяйства является применение ресурсосберегающих технологий производства продукции. Эти технологии позволяют снизить прямые затраты труда и материалоемкость, получить максимальное количество высококачественной продукции и прибыли. Так, при ресурсосберегающей технологии себестоимость 1 т сахарной свеклы на 48,1 % ниже, производительность труда почти в 5 раз выше, чем при традиционной.

Одним из направлений повышения экономической эффективности производства является развитие агропромышленной интеграции. В сложившихся условиях, когда хозяйства испытывают трудности в сбыте сельскохозяйственной продукции, переработка ее в местах производства экономически выгодна, так как позволяет рационально использовать всю произведенную продукцию и вовлечь ее в товарооборот. Однако с целью более полного использования мощностей как крупных, так и небольших перерабатывающих предприятий, а также преодоления локального монополизма в области переработки необходимо шире развивать кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и перера-5отчиков сырья путем создания интегрированных структур: агрофирм, ассоциаций, агропромышленных объединений, холдинговых структур, финансово-промышленных групп.

Эффективность производства в значительной степени зависит от успешной реализации продукции, то есть от маркетинговой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому на предприятиях, производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, реализующих значительную часть продукции за пределы своего административного района или области, необходимы маркетинговые службы. Для обслуживания предприятий с незначительными объемами производства продукции такие службы целесообразно организовывать на уровне района или области.

Организация маркетинга на всех уровнях позволит обеспечить руководителей и специалистов хозяйств информацией о наличии спроса и предложения на продукцию, о том, куда и по какой цене им выгоднее ее продать, окажет помощь в проведении маркетинговых исследований и осуществлении той или иной маркетинговой стратегии, что будет способствовать повышению эффективности производства и реализации продукции.

Важнейшим условием повышения экономической эффективности производства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с назначением. Качество одной и той же продукции может быть признано высоким при использовании для одних целей и низким для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышает его ценность как фуража, но снижает как продукта для пивоварения.

Качество продукции оценивается с помощью стандартов. Под стандартом понимают перечень условий и требований, предъявляемых к продукции. Для характеристики качества продукции используют международные и межгосударственные стандарты (ГОСТы), к которым Россия присоединяется, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТРы), отраслевые стандарты (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), созданные для внутренних нужд самих предприятий и их объединений, стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), технические условия (ТУ).

Чем выше качество сельскохозяйственной продукции, тем выше цена ее реализации, а следовательно, и рентабельность производства. Например, пшеница с содержанием клейковины свыше 23%используется на продовольственные цели. Цена такого зерна в 1,5-1,7 раза выше, чем фуражного.

Качество сельскохозяйственной продукции зависит от многих факторов: сорта растений и породы животных, технологии и организации производства, развития материально-технической базы отрасли, квалификации работников, климатических условий, плодородия почвы, условий хранения и транспортировки и т. д.

Повышение качества сельскохозяйственной продукции имеет большое народнохозяйственное значение. Так, увеличение сахаристости свеклы только на 1 % равнозначно дополнительному получению около 100 тыс. т сахара в год. Повышение содержания крахмала в картофеле на 1 % может дать дополнительно более 300 тыс. т крахмала.

Важным направлением повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий является совершенствование организационной структуры сельскохозяйственного производства. В перспективе аграрный сектор Российской Федерации будет представлен системой конкурирующих, взаимодействующих и взаимодополняющих крупных, средних и мелких хозяйств. Многообразие размеров хозяйств будет сочетаться с разнообразием форм хозяйствования. Каждая форма собственности и хозяйствования займет свою экономическую нишу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...