Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периоды детского возраста. Центральная нервная система. Кожа и подкожная клетчатка. Температура тела»




ЛЕКЦИЯ №1

Тема: «Вступление. Основные задачи и организация педиатрической службы в Украине. Роль фельдшера в организации профилактической и лечебной помощи детям

Периоды детского возраста. Центральная нервная система. Кожа и подкожная клетчатка. Температура тела»

План:

1. Педиатрия – наука о здоровом и больном ребёнке Основные периоды развития педиатрии. Роль украинских учёных в развитии педиатрии

2. Организация медицинской помощи детям в Украине

3. Роль фельдшера в организации профилактической и лечебной помощи детям Диспансеризация детского населения

4. Этика, деонтология и профессиональные качества фельдшера

5. Периоды детского возраста

6. Центральная нервная система Безусловные рефлексы новорождённого. Формирование условных рефлексов Развитие органов чувств

7. Кожа, подкожная клетчатка. Методы обследования кожи

8. Температура тела. Особенности терморегуляции у детей

9. Закаливание детей

Педиатрия – это наука о здоровом и больном ребёнка, изучающая анатомию, физиологию, гигиену и патологию детского возраста Ещё Гиппократ (460 – 327 гг до н.э.)заметил разницу между организмом ребёнка и взрослого человека не только по и антропометрическим данным, но и возникновению и течению болезней История педиатрии неразрывно связана с историей развития общества. Как наука педиатрия возникла в XVII – XVIIIстолетиях, когда значительно повысилась ответственность общества за судьбу детей. Первую педиатрическую школу создал в Англии врач Sydenhama, описавший клиническую картину рахита, скарлатины, пневмонии.

В 1769г в Лондоне и в!802 г в Париже открыты первые детские больницы. Особенно много внесли в развитие педиатрии, описание детских болезней внесли французские врачи В конце XIXвека педиатрия начинает успешно развиваться в других

 

Развитие педиатрии в Украине происходило под влиянием античной и западноевропейской медицины. Первые методы организации медицинского обслуживания детей возникли ещё в Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром, при церквях и монастырях начали организовываться приюты для инвалидов, сирот и брошенных детей, лечением занимались монахи. Знаменитой целительницей была внучка Владимира Мономаха – Евпраксия, которая лечила больных детей при княжеском дворе

 

В Украине педиатрия как наука возникла между XVIII – XIXстолетиями. Талантливые врачи, родившиеся в Украине, учились в России и становились великими учёными Первым учёным, которому выпала выдающаяся роль в развитии педиатрии, был Н.М. Максимович-Амбодик (1744 – 1812). В своих научных работах он придавал важное значение гигиене детей, описал клинику и классификацию детских болезней, развивающихся из-за нерационального питания. Учёный отстаивал идею профилактики заболеваний как основу медицины.

Выдающимся учёным был украинец С.Х. Хотовицкий Его перу принадлежит первое оригинальное пособие по детским болезням «Педиатрика» (1847), эпиграфом к которому стали слова Сенеки: «Каждому возрастухарактерна своя конституция: одна младенцам, другая ребёнку, третья старцу». С.Х. Хотовицкий подтвердил, что ребёнок не взрослый в миниатюре, ему свойствены особенности развития органов и систем, что в процессе роста происходят не только количественные, но и качественные изменения, особенности детского организма обусловливают особенности патологического процесса.

Первая детская больница открыта в Украине в 1887г в Киеве, но началом развития педиатрической науки следует считать организацию кафедры детских болезней.

Преподавать детские болезни при медицинском факультете Киевского университета начали в 1848г. Большой вклад в украинскую педиатрию внёс профессор И.В. Троицкий. Он имел большой опыт в лечебной работе, а с 1885г был доцентом Киевского университета. Он сделал очень много в совершенствовании преподавания педиатрии, ввёл в курс детских болезней анатомо-физиологические особенности детского возраста, гигиену детского возраста, болезни детей первых дней жизни, острые инфекционные заболевания. Кроме педагогической и научной работы И.В. Троицкий много внимания уделял общественной работе, под его руководством создано в 1891 г Общество помощи больным детям, при котором в 1892 г создана амбулатория, где бесплатно вели приём больных детей, а в 1893г открыли кабинет платной выдачи обеззараженного коровьего молока. Это учреждение явилось прообразом детской консультации и молочной кухни. Под руководством И.В. Троицкого создано Научное общество педиатров(1900), председателем которого был избран он. Но активная общественная работа не нравилась руководству университета и в 1902 г И. Троицкий переезжает в Харьков, где в 1912г организовал кафедру педиатрии, организовал Общество педиатров и отдел борьбы с детской смертностью И.В. Троицкий первый выдвинул идею проведения Всероссийского съезда педиатров и Международного конгресса педиатров, разработал их статут Он организовал детскую клинику в Днепропетровске (1918 – 1923) И.В.Троицкому принадлежит 101 научный труд по профилактике детских болезней, дозировке лекарственных средств для детей, школьной гигиене.

Первую в Украине кафедру детских болезней организовал в 1889г при Киевском университете св. Владимира профессор В.Е. Чернов

Основанную В.Черновым кафедру длительно возглавляла А.М. Хохол, ей принадлежит 80 научных трудов, которые посвящены физиологии и патологии раннего возраста, особое внимание учёная уделяла детскому питанию и диетологии

Значительную роль в развитии педиатрии в Галичине сыграл С.И. Игнатов, автор 200 научных трудов, 7 монографий

Огромный вклад в развитие педиатрии в Украине внесли В.Г.Балабан, В.А Белоусов, П.Н Гузенко, член-корреспондент АМН Украины В.М. Сидельников, академик АН Украины Мощич П.С., академик Лукьянова А.М., В.К. Майданник, А.М. Хохол, И.М. Руднев, А.А. Кисель

 

 

Основную функцию в системе охраны здоровья детей выполняет амбулаторно-поликлиническая служба. В детской поликлинике, кроме педиатров, работают узкие специалисты, средний и младший медперсонал. Непосредственным помощником и исполнителем назначений врача является фельдшер (акушерка)

 

Основные обязанности участковой медсестры (фельдшера) являются:

-патронаж беременных (не менее 2-х раз);

-патронаж новорождённых и детей 1-го года жизни;

-вызов детей диспансерной группы и здоровых детей, которые не посетили своевременно детскую поликлинику, вызов на профпрививку;

-санитарно-просветительная работа среди детей и их родителями;

-обучение матерей правилам ухода за детьми, массажу и комплексу гигиеническим навыкам;

-помощь педиатру на приёме в поликлинике;

-повышение профессиональной квалификации

 

Обязанности медицинского работника детского дошкольного учреждения:

-участие в осмотре детей врачом, проведение антропометрических измерений;

-закаливание, проведение профилактических прививок, диагностических проб, взятие материала для лабораторных исследований;

-осмотр, термометрия, изоляция больных и контактных с инфекционными больными, организует текущую дезинфекцию;

-оказывает доврачебную помощь заболевшим или травмированным;

-санитарно-просветительная работа;

-осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, медицинским обследованием персонала

 

Обязанности медперсонала школ:

-оказывает помощь врачам при проведении медицинских осмотрах;

-доводит до сведения педагогический коллектив результаты медосмотра,

рекомендации врачей-специалистов;

- осуществляет контроль за организацией питания, гигиеническими условиями обучения и воспитания учеников, за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, за соблюдением санитарных норм в пищеблоке и проведением обязательных медицинских осмотров его работников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...