Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие государственного интереса




Содержание

Введение

Глава 1. Понятие государственного интереса и его специфика: механизмы формирования и объективный характер государственного интереса

Понятие государственного интереса

Механизмы формирования государственных интересов

Характер государственного интереса

Глава 2. Естественный и искусственный государственный интерес

Естественные государственные интересы России

Государственные программы и проекты как искусственные государственные интересы

Заключение

Список литературы


Введение

 

Курсовая работа посвящена специфике государственных интересов в многообразии их форм реализации и воплощения. Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью осознавать специфику государственных интересов в различных формах ее проявления. Впервые нами делается попытка не только охарактеризовать механизмы формирования государственных интересов в свете современных дискуссий и подходов, но и вписать проанализировать конкретные их виды. Актуальность заключается также в том, что в исследовании аккумулирован интерес в изучении деятельности различных государственных программ и проектов как государственных интересов в теоретическом и прикладном аспектах; в результате чего можно найти пути схождения и расхождения искусственных и естественных государственных интересов. Заявленная проблема исследования может дать конкретные ответы на те злободневные вопросы, которые волнуют историков и политологов в течение 10 лет: каковы приоритеты современной России, что считать искусственным, а что естественным интересом России.

Степень научной разработанности темыисследования представлена разнообразными теориями, гипотезами, моделями и стратегиями. Вслед за Т.А. Алексеевой и К.С. Гаджиевой мы попытаемся дать определение государственных интересов. А также огромный интерес для нашего исследования приобретают работы В.И. Манилова, М.В. Ильина, В. Мау, Э. Позднякова. Данные работы стали методологической и плюралистской основой данного исследования.

Объектом исследования является государственные интересы в их реализации и функционирования в различных многообразных формах своего проявления. Предмет исследования - государственные проекты, программы, постановления, рисующие реальную картину государственных интересов.

Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей объективного характера государственных интересов и их форм. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

·   Рассмотреть дискуссии о понятии «государственный интерес»

·   Определить характер государственного интереса, механизмы его формирования

·   Проанализировать формы государственных интересов в их конкретной реализации

Эмпирическая база исследования включает в себяофициальные документы российских органов власти, справочную литературу, материалы политико-информационных сайтов politstudies.ru. В качестве источников можно обозначить и ряд исследователей, упомянутых выше.

Методологическая база исследования. Цель и задачи данной работы предполагают использование целого ряда методов и исследовательских подходов к составляющей ее фактуре. Используются общие методы научного познания: систематизации и анализа информации, сравнительный, типологический, системный. Кроме того, в работе применены структурно-функциональный, нормативно-ценностный, позволяющие раскрыть сущность государственных интересов.

 


Глава 1. Понятие государственного интереса и его специфика: механизмы формирования и объективный характер государственного интереса

 

Понятие государственного интереса

 

Категория государственного интереса, прочно вошедшая в наш общественно-политический лексикон, продолжает оставаться дискуссионной в социально-политической теории. Сложность анализа здесь связана, прежде всего, с тем, что трактовка понятия «государственный интерес» отражает мировоззренческие установки самого аналитика, его представления о международном политическом процессе. Проблема национального интереса привлекала внимание многих мыслителей еще со времен Н. Макиавелли и Д. Юма, но в качестве ключевой категории начала использоваться, прежде всего, представителями школы политического реализма, самым тесным образом увязавшими ее с понятием «силы» (власти) государства на международной арене [2; 92].

Само понятие «государственный интерес» вошло в научный оборот сравнительно недавно. Лишь в 1935 году оно было включено в Оксфордскую энциклопедию социальных наук. Приоритет в его разработке, как правило, признается за известным американским протестантским теологом Р. Нибуром и историком Ч. Бирдом. Особенно возросло внимание к данной проблематике после Второй мировой войны. Весомый вклад в разработку данной проблемы внесли американские исследователи - Г. Моргентау (у него даже вышла книга в 1948 году под названием «В защиту национального интереса»), а также Дж. Кеннан, У. Липпман, К. Уолтц, Э. Фернисс, Дж. Розенау и другие. Специфическую оценку проблема национального интереса получила у французских специалистов - Р. Арона, П. Ренувена, Ж.-Б. Дюрозеля, Ф. Брайара, Р. Дебре [3; 260].

Классический политический реализм предполагал рассмотрение международных отношений как суммы политик отдельных государств, подобно системе Т. Гоббса с пресловутой «войной всех против всех» (данная установка тесно связана с идеей суверенитета, вошедшей в политическую теорию с началом Нового времени и после Версальского мирного договора 1648 года). Подразумевалось, что сущность силы государства заключается в способности оспаривать национальные интересы других государств вплоть до постановки вопроса об их выживании. В данном случае национальный интерес оказывается выше любых норм, правил, принципов международных отношений, а сила превращалась в основной показатель успеха внешнеполитической деятельности и средство его достижения. Этот подход четко просматривался в известной формуле Г. Моргентау: «Цели внешней политики должны определяться в контексте национального интереса и поддерживаться соответствующей силой. Можно с уверенностью сказать, что внешняя политика, направляемая универсальными моральными принципами и отбрасывающая национальный интерес на задний план, является в условиях современной политики и военного дела политикой национального самоубийства - действительного или потенциального [16; 78]. При этом содержание государственного интереса определялось самой страной и не предполагало каких-либо иных ограничений, кроме силы, которой она располагала по отношению к силе взаимодействующих с ней государств. Вопрос о последствиях реализации национального интереса одного государства для других или мирового сообщества в целом долгое время оставался открытым и не обставлялся какими-либо моральными издержками. Казалось, что на него раз и навсегда ответил Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны»: «О морали, справедливости, демократичности говорят слабые, сильные же пользуются плодами своей мощи» [2; 93-94].

Со временем дискуссии между реалистами и модернистами (институционалистами и глобалистами) привели к некой взаимной диффузии обоих подходов. В подобных спорах и примирениях категория национального интереса тем не менее сохранилась в качестве наиважнейшей. Но все чаще выдвигались тезисы о том, что государственный интерес может включать обеспечение всеобщей безопасности, разоружения, мирных и равноправных условий сотрудничества государств и отнюдь не сводится только к усилению прерогатив и рычагов давления на другие государства. Так исподволь признавалась возможность «мирной конкуренции», а по ряду направлений - и партнерства, сотрудничества, если это создавало условия для наиболее результативного гарантирования национальных интересов.

Стало быть, понятие государственного интереса изначально самым тесным образом увязывалось с идеей государственности как гаранта высших ценностей данного общества. В данном случае выживание, сохранение государства признавалось приоритетной целью, морально узаконивающей любые средства ее обеспечения. В своей крайней форме эта мысль выражается в национальном эгоизме, который ставит во главу всего только собственный интерес, не принимая во внимание никакие другие. Подобный подход получил самые разные обоснования - от прагматических до теологических, но постоянным остается одно: даже если государства не всегда действуют, руководствуясь своими национальными интересами, они должны руководствоваться именно ими [2; 93].

Содержательное понятие «государственный интерес» проясняется, если выделить его место в алгоритме формулирования и осуществления политики: объективные потребности общества -→ осознание им своих потребностей - субъективизация (происходит формирование национального интереса) - трансформация национального интереса в государственный (определение внешнеполитических целей, реализуемых политическими, дипломатическими, экономическими, военными и другими средствами) →> анализ имеющихся в наличии и в потенциале данного государства ресурсов → уточнение вариантов поддержки или потенциала противодействия со стороны других акторов международных отношений → внешнеполитическая (или внутриполитическая) деятельность (осуществление поставленных целей) →> оценка достигнутого и постановка новых задач [2; 93].

Подобно индивиду, государство, вступающее в международные отношения, выстраивает свои внешнеполитические цели на основе идеала и собственных интересов. Идеал ставит во главу угла моральные цели, по существу не имеющие границ. А национальный интерес всегда эгоистичен. Идеал отражает ценности данного общества, которые, например, великая держава стремится распространить и на другие государства с мессианской настойчивостью. Именно такую роль выполняют ныне лозунги «общечеловеческих ценностей», «мирового сообщества» и другие. Это отметил С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций»: «Само выражение «мировое сообщество» превратилось в эвфемизм, заменивший выражение «свободный мир». Оно призвано придать общемировую легитимность действиям, отражающим интересы западных стран» [13; 40]. Горе, когда государство начинает строить свою внешнюю политику только на основе идеала, в результате чего реальность сопротивляется, бунтует, до неузнаваемости искажая благие намерения.

В узком смысле понятия «государственный интерес» воспринимают как комплекс мер по выживанию государства как системы, то есть сохранению его территориальной целостности, основных институтов правления, политической независимости (суверенитета), существующей экономической модели, культурной национальной самобытности, обеспечению экономического развития и процветания, поддержанию оптимального демографического баланса и уровня жизни в обществе. Ситуация развивающейся взаимозависимости политических факторов на международной арене ведет к некоторому ограничению их суверенитета. Все более очевидным становится тот факт, что если раньше государство проявляло свой национальный интерес в большинстве случаев государственный интерес в большинстве случаев эгоистически, то теперь оно почти всегда должно принимать в расчет и различные интересы других политических факторов. В широком смысле национальный интерес затрагивает ряд дополнительных сфер деятельности - защита жизни и собственности своих граждан за границей, протекционизм по отношению к национальной экономике, поддержка доступа национальных товаров на зарубежные рынки и обеспечение сырьем из-за рубежа и т. д.

Итак, что же такое государственный интерес? По нашему мнению, это осознанная, официально выраженная объективная потребность общества, вытекающая из его национальных ценностей, направленная на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития [8; 36].

Государственные интересы представляют собой иерархическую структуру и делятся по:

а) сферам: политические, экономические, военные, идеологические, культурные, информационные;

б) уровню устойчивости во времени: непосредственные (до 1 года), кратковременные, или краткосрочные (от 1 до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 20 лет), долгосрочные, или долгосрочно-будущие (от 20 до 50 лет), далекое будущее (более 50 лет);

в) степени важности для общества и государства: жизненно важные (20-50 и более лет) - имеют стратегическое значение для общества и государства и связаны с сохранением, приумножением и защитой национальных ценностей, девальвация и утрата которых поставили бы под вопрос идентификацию или даже само существование народа; важные, или тактические; периферийные, или оперативные;

г) отношениям между участвующими сторонами: конфронтационные, расходящиеся, совместные;

д) географической направленности: глобальные, региональные, локальные. Наряду с представленными существуют и другие классификации национальных интересов государства, которые также имеют право на существование.

Вообще, государственный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Как отмечал Дж. Розенау, «определение национального интереса никогда не может быть ни чем иным, как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политики» [14; 37]. Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления. А это, в свою очередь, предполагает волевое и деятельностное начала, а также средства реализации поставленных целей [3; 261].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...