Глава 1. Правовая база и принципы профессионального развития служащих
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
Выполнила: студентка III курса группы 1063, Суляйманова А.Г. Проверил: к. ист.н., доц. Суслов А.Ю.
Казань 2009 Содержание
Введение Глава 1. Правовая база и принципы профессионального развития государственных служащих Глава 2. Организация профессионального развития государственных гражданских служащих Глава 3. Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих в России и опыт зарубежных стран Заключение Список использованных источников и литературы
Введение
Вопрос профессионального развития государственных служащих является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих становится особенно актуальным. Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки. Недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата признана официально. Об этом свидетельствует и практика государственного управления. Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой, социально-экономической, управленческой: подготовкой, необходимой для служебной деятельности. Все это обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы[1].
В связи с этим, целью моей курсовой работы является изучение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, анализ законодательных и иных нормативных правовых источников, регулирующих дополнительное профессиональное образование государственных служащих Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач: Ø определить правовое и теоретическое содержание основных понятий сферы профессионального образования государственных служащих; Ø выявить и изучить основы правового регулирования и организации профессиональной подготовки государственных служащих в Российской Федерации; Ø изучить особенности профессиональной подготовки государственных служащих и проанализировать основные направления совершенствования системы профессиональной подготовки государственных служащих РФ; Ø рассмотреть зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих. Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и отношений. В частности, использовались структурно-функциональный, институциональный и диалектический методы исследования функционирования социально-правовых систем. Анализ законодательства, изучение правоприменительной практики, обобщение организационного опыта, выработка предложений и выводов осуществлялись на основе системного, логического, сравнительно-правового, историко-правового, юридического, социологического методов познания. Проблемы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Российской Федерации до настоящего времени практически не получили в отечественной научной литературе всесторонней разработки, хотя целый ряд ученых-юристов признают, что эта проблема требует всестороннего исследования и правового анализа.
Следует констатировать возросшее в последние годы внимание со стороны ученых различных отраслей науки к проблемам профессионального обучения государственных служащих. Опубликованные социологические, политологические, социально-психологические, историко-философские и иные исследования Демидова Ф. Д., Игнатова В. Г., Нечипоренко Н. С., Яблоковой Е.А и др. в совокупности позволяют составить наукоемкое, комплексное, интегративное представление о проблеме кадрового обеспечения государственного управления. Для изучения и решение поставленной цели необходимо провести исследование литературы по данной тематике. Разработку вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, представленных в данной курсовой работе я осуществила на основе трудов отечественных ученых и специалистов, по вопросам профессиональной подготовки государственных служащих в России, таких как, Черепанов В.В., где систематизирован и обобщен учебный и научный материал, раскрывающий основы теории кадровой политики. Аверин А.Н, где рассмотрены проблемы подготовки кадров в российской системе профессионального образования, основное внимание уделено анализу высшего и послевузовского профессионального образования, подготовки управленческих кадров. В основе работ Барцица И.Н., Яблоковой Е.А и др. Использовала нормативно-правовые документы: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. (с изменениями на 25.12.2008), Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 г. и др. Я считаю, что профессиональная подготовка в органах государственной власти и муниципального управления является важным условием в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, т.к. от профессионализма государственных и муниципальных служащих зависит развитие страны.
Глава 1. Правовая база и принципы профессионального развития служащих
Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих. Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий:[2] им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.[3] На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Следовательно, систематическая профессиональная подготовка и переподготовка является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе. В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д. Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и Повышение квалификации органически «встроены» в систему прохождения государственной службы.[4]
Говоря о правовой базе, следует сказать, что в настоящее время профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, основными из которых являются: · Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 25.12.2008), (ст. 61 - 63); · Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 06.12.2007); · Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474; · Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями от 27.11.2008). Указанные акты предусматривают организационно-правовые формы профессиональной подготовки государственных служащих, порядок, периодичность, сроки и условия профессионального обучения и затрагивают некоторые другие вопросы. Ведущее место в системе профессионального образования государственных служащих принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В этих ведущих учебных заведениях проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификаций государственные служащие федеральных государственных органов, а также государственные служащие государственных органов субъектов РФ. Особо важная роль в подготовке государственных служащих исполнительной власти Республики Татарстан принадлежит Институту государственной службы при Президенте Республики Татарстан, правопреемник Республиканского Центра подготовки переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с 1996 г. выполнявшего задачи учебного заведения дополнительного профессионального образования работников органов государственной власти и управления Республики Татарстан. 28 июля 2007 г. Указом Президента Республики Татарстан на основании решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан был переименован в Академию государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан. [5]
Именно перед образовательными учреждениями - Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также региональными академиями государственной службы – ставиться задача организации качественного процесса подготовки и переподготовки кадров, разработки программ их систематического обучения[6]. В соответствии с указом Президента Академия является Республиканским высшим учебным заведением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. На Академию возложены функции учебно-методического, научно-исследовательского и информационно-аналитического центра в области государственной и муниципальной службы в Республике Татарстан. Характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются тем, какие принципы мы заложим в это процесс. Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на три группы: 1) общегражданские; 2) профессиональные; 3) внутрикорпоративные. Общегражданские принципы предполагают: · развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, как гражданский долг, верность интересам государственной службы; · внедрение в поведение чиновников навыков мотивирующего воздействия на окружающих; · честность и неподверженность коррупционным воздействиям. Профессиональные принципы включают: · наличие специальных знаний в области права, политологии, социологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления; · умение использовать эти знания; · непрерывность и гибкость профессионального образования служащих; · системность и систематичность профессионального образования работников госаппарата. Внутрикорпоративные принципы предполагают: · привитие навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств; · солидарность, взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе; · повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего.[7] Названные принципы, будучи структурированными, предполагают комплекс практических мер, направленных на организацию процесса профессионального развития, кадров государственного управления. Практика показывает, что в современной системе профессионального образования государственных служащих России имеется немало «узких мест». Общими недостатками системы профессионального развития и образования работников государственного аппарата выступают: 1) отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих; 2) полная подчиненность образовательных учреждений, своим заказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но сковывает, инициативу образовательных учреждений; 3) широкое и не всегда оправданное привлечение чиновников-практиков для участия в образовательных программах в качестве преподавателей; 4) оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ: следствие этого — мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общегуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификаций; 5) проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации чиновников: фрагментарность регулирования и юридическая неопределенность многих понятий профессионального развития государственных служащих (например, какое образование следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным и какое требуется дополнительное профессиональное образование и др.). Это со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих», основное назначение которого — сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; 6) формирование образовательной системы, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долго поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления.[8] Для решения этих проблем требуется реализация комплекса мер правового, организационного, финансово экономического и учебно-методического характера. Насущным вопросом является расширение правового статуса государственных служащих, их прав и ответственности в части повышения своей квалификации. Поскольку повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководители специалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носит правовой характер. Следовательно, ее невыполнение при определенных условиях может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. В то же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанности государственным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формы профессионального развития. Отказ государственного служащего без уважительных причин от повышения профессионального уровня следует рассматривать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиями вплоть до освобождения от должности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|