Учет туроператорской деятельности
Понятие «туристский продукт» можно использовать для того, чтобы представить формирование его себестоимости аналогично готовой продукции производственной деятельности. Себестоимость производимого продукта при этом формируется из стоимости приобретенных туроператором услуг и прочих затрат туроператора. Эти затраты согласно методическим рекомендациям к Стандарту бухгалтерского учета №7 «Учет товарно-материальных запасов» (СБУ№7) в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» относятся на себестоимость продукции (т.е. на себестоимость турпродукта). Важнейшим участком бухгалтерского учета в туристских организациях, осуществляющих туроператорскую деятельность, является учет затрат на формирование туристского продукта и определение его себестоимости. Методические рекомендации к СБУ №7 «Учет товарно-материальных запасов» в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), регламентирует состав затрат, а также перечень статей затрат, методы распределения по видам продукции (работ, услуг). Для исчисления себестоимости отдельных видов туристской продукции туристские фирмы, с учетом особенностей своей деятельности, самостоятельно устанавливают группировку затрат по статьям калькуляции. Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как туристской организации в целом, так и ее отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. В наиболее общем виде, в качестве типовой, рекомендуется следующая группировка производственных затрат:
Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, используемых в целях формирования туристского продукта; Затраты, связанные с деятельностью персонала; Затраты подразделений туристской организации, участвующих в формировании туристского продукта; Накладные расходы. В статью «Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых при формировании туристского продукта» следует включать затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги: по размещению и проживанию, у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций-перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов чартерных программ а также у обладателей прав на такие услуги; по питанию, у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав, на такие услуги; по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п., а также у обладателей прав на такие услуги; по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки); на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
на услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки; на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих; на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта; В статью «Затраты, связанные с деятельностью персонала» рекомендуется включать: затраты на оплату труда персонала, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско-правового характера; отчисления от оплаты труда; затраты, связанные со служебными разъездами персонала. По статье «Затраты подразделений туристской организации, участвующих в формировании туристского продукта» должны быть отражены затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ и услуг. К указанным подразделениям туристской организации относятся гостиницы, дома отдыха, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т.п. По статье «Накладные расходы» необходимо отражать затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства они носят комплексный характер и в состав этих расходов входят все элементы затрат: расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений хозяйственного назначения, механизмов, инвентаря, включая амортизацию и ремонт, а также затраты на коммунальные услуги и техническое обслуживание; затраты на оплату труда хозяйственных работников; отчисления от оплаты труда; затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов; затраты, связанные с арендой имущества, используемого в туристской деятельности; затраты, связанные с освоением новых туров; затраты на охрану труда и технику безопасности, включая затраты связанные с приобретением аптечек и медикаментов, средств наглядной агитации, по предупреждению несчастных случаев и заболеваний, расходы на улучшение условий труда и т.п.
представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, прибывших на переговоры с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) туристской организации и ревизионной комиссии; прочие затраты, связанные с производством туристского продукта. Учет затрат и калькулирование себестоимости туристского продукта можно организовать применением позаказного метода. Для этого на каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его формирования. После составления заказа бухгалтерия открывает калькуляционную ведомость для учета фактических затрат. Прямые затраты относятся на соответствующий заказ на основании первичных документов. Косвенные затраты, которые непосредственно не относятся к какому-либо определенному заказу, распределяются между всеми заказами путем распределения пропорционально основным расходам. В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное производство. По окончании формирования заказа подсчитываются затраты на выполнение заказа. Подсчитанные затраты становятся фактической себестоимостью заказа. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество заказа (турпутевок). В туристских организациях имеющих подразделения, участвующие в процессе производства туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ и услуг, можно применять также попроцессный метод. При использовании этого метода объектом отнесения затрат является подразделение, которое выполняет технологическую операцию, необходимую для основного производства. Затраты на каждую операцию, выполняемую такими подразделениями, распределяются по единицам туристского продукта. Преимущество пооперационного метода состоит в «привязке» калькуляции к технологическому процессу формирования туристского продукта.
В управлении затратами туристской организации важная роль отводится способам исчисления себестоимости объекта калькулирования и единицы продукции. Всю совокупность применяемых в туристских организациях способов калькулирования можно отнести к следующим группам: способ прямого расчета; способ пропорционального распределения затрат; комбинированный способ. Способ прямого расчета заключается в том, что себестоимость туристского продукта определяется на основе прямого учета затрат, а себестоимость турпакета исчисляется делением общей суммы затрат по этой турпродукции на их количество. Он применяется в случае, когда формируется один вид турпакета. Способ пропорционального распределения затрат применяется для калькулирования себестоимости продукции в условиях одновременного формирования нескольких видов турпродукции, прямое отнесение затрат на которые невозможно. Сущность способа заключается в том, что затраты на отдельные виды продукции распределяются пропорционально экономически обоснованному базису. Комбинированный способ калькулирования представляет собой сочетание нескольких способов. Применяется этот способ, когда применение вышеперечисленных способов калькулирования в отдельности невозможно. Тур представляет собой комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов – переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. При этом под туристским продуктом понимается право на тур, предназначенное для реализации туристу. Таким образом, для формирования туристского продукта туроператору необходимо обеспечить туристу оказание комплекса услуг. Ввиду того, что туристские услуги носят комплексный характер и состоят из множества отдельных услуг, оказываемых различными организациями, перед реализацией туристского продукта право на услуги, входящие в тур, должен приобрести соответствующий туроператор. Это право туроператор приобретает на основании отдельных договоров, заключаемых с организациями, предоставляющими отдельные услуги или путем заключения договора с другим туроператором, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур (применяется в основном при выездном туризме). Формирование туристского продукта может происходить по заказу туристов либо посредством самостоятельных инициативных действий туроператора по заключению договоров.
Учет затрат по формированию туристского продукта по существу представляет собой обычную схему организации учета предприятия, реализующего продукцию собственного производства. При этом продукцией собственного производства является туристская услуга в виде сформированного тура, реализуемого туристу в виде туристской путевки или ваучера. Исходя из этого, бухгалтерский учет можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию собственного производства или, как обычно ее называют, «по производственной схеме». Можно предположить следующие варианты отнесения на счета финансового учета операций, связанных с формированием себестоимости туристского продукта. Первый вариант Учет расходов по формированию себестоимости туристского продукта ведется на счете 900 «Основное производство» Для учета расходов по формированию себестоимости затрат подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта, рекомендуется применять счет 920 «Вспомогательное производство». С кредита счета 920 «Вспомогательное производство» фактическая себестоимость выполненных работ и оказанных услуг списывается на счет 901 «Материалы» субсчет «Приобретенные услуги» - в части готовой продукции (работ, услуг), используемой в основном производстве. По окончании отчетного периода количество сформированных туров по ее видам должно быть оценено и оприходовано по фактической себестоимости на счет 221 «Готовая продукция» (по рекомендуемому субсчету «Турпродукт»). Данный вариант формирования себестоимости туристского продукта могут применять туроператоры работающие как на въездной, так и на выездной туризм. Рекомендуемые проводки:
Второй вариант Если на момент поступления заказа от туриста у туроператора уже имеются приобретенные права на комплекс услуг, то заказ будет выполняться на их основе. При этом, стоимость услуг в части сформированных туров можно сразу списывать на счет реализации при этом в учете возможны следующие записи:
Реализация туристского продукта производится по цене, устанавливаемой туристской организацией самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию. В бухгалтерском учете туристская продукция считается реализованной в момент ее передачи покупателю. Собственные турпутевки туроператоры могут непосредственно реализовывать туристам или по посредническому договору (договору поручения, комиссии или агентскому договору). Туроператор при этом в зависимости от вида договора выступает в роли доверителя, комитента или принципиала. У туриста право собственности на приобретаемую туристскую путевку по договору возникает с момента ее передачи. В бухгалтерском учете туроператора турпродукт считается реализованным и списывается на счет 801 «Себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) следующими записями: 1. Списание фактической себестоимости турпутевки: Дебет счета 801 «Себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) Кредит счета 221 «Готовая продукция» субсчет «Турпродукт» 2. На договорную стоимость реализованной турпутевки без НДС: Дебет счета 451, 452 «Наличность в кассе» Дебет счета 301 «Счета к получению» Кредит счета 701 «Доход от реализации товаров (работ, услуг) 3. На сумму налога на добавленную стоимость, включенного в счет при реализации турпутевок (по внутреннему туризму): Дебет счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» Дебет счета 301 «Счета к получению» Кредит счета 633 «Налог на добавленную стоимость» Туроператоры кроме производственных расходов, связанных с формированием турпродукта, несут также внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции потребителям. Эти расходы называются коммерческими. Методические рекомендации к СБУ №7 «Учет товарно-материальных запасов» в части формирования расходов, не включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых расходами периода, определили: общие и административные расходы; расходы по реализации товарно-материальных запасов; расходы по процентам. Расходы периода списываются в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В туристских организациях к расходам, связанным с реализацией турпродукта, относятся: расходы на содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование личных автомобилей для служебных поездок; оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией; расходы на рекламу, включающие расходы на объявления в печати, радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты; Расходы на рекламу, входящие в состав коммерческих расходов, для целей налогообложения рекомендуется включать на вычеты в пределах установленных нормативов. оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг; расходы на организованный набор работников с оплатой услуг организаций по подбору кадров, оплату обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; расходы на командировки административного персонала; расходы по содержанию и аренде основных средств общехозяйственного назначения; расходы по лицензированию и сертификации по туристской деятельности; затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (турагентствам), оказывающим туроператору коммерческие услуги; налоги, сборы и отчисления с имущества, недвижимости; оплата процентов по кредитам банков; расходы по выплате процентов по аренде имущества; прочие расходы. Для учета внепроизводственных расходов, связанных с управлением туристской организацией, продвижением и реализацией туристского продукта используют активные счета 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг), 821 «Общие и административные расходы», 831 «Расходы по процентам». Аналитический учет по этим счетам ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой. Основные бухгалтерские проводки, применяемые в учете туроператора: Отражение суммы управленческих и хозяйственных расходов: Дебет счета 821 «Общие и административные расходы» Кредит счетов 681 «Расчеты с песоналом по оплате труда» 634 «Отчисления от оплаты труда» 111-116 «Амортизация по нематериальным активам» 131-134 «Износ основных средств» 201-206, 208 «Материалы» 311 «Резервы по сомнительным долгам» 333 «Задолженность работников и других лиц» 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 687 «Прочая кредиторская задолженность» 686 «Прочие начисленные расходы» 441, 451, 431 «Денежные средства» и т.д. Отражение суммы расходов, связанных с продвижением и реализацией туристского продукта (турпутевки): Дебет счета 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг) Кредит счетов 111-116 «Амортизация нематериальных активов» 131-134 «Износ основных средств» 201-206, 208 «Материалы» 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 687 «Прочая кредиторская задолженность» 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 634 «Отчисления от оплаты труда» 686 «Прочие начисленные расходы» 333 «Задолженность работников и других лиц» 441, 451, 431 «Денежные средства» и т.д. Отражение расходов по выплате процентов по полученным кредитам: Дебет счета 831 «Расходы по процентам» Кредит счета 684 «Проценты к оплате»» Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности туроператора в отчетном году используется счет 571 «Итоговый доход (убыток)». По кредиту этого счета отражается итоговая сумма полученного дохода, а по дебету итоговая сумма полученных расходов. Полученные доходы и понесенные расходы в конце отчетного периода (года) для определения финансового результата деятельности туроператора отражаются в бухгалтерском учете следующими записями: 1. Отражение итоговой суммы дохода от реализации туристской продукции за отчетный период: Дебет счета 701 «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг) Кредит счета 571 «Итоговый доход (убыток) 2. Отражение итоговой суммы расходов, связанных с формированием себестоимости реализованной туристской продукции за отчетный период: Дебет счета 571 «Итоговый доход (убыток) Кредит счета 801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг) 3.Списание в конце отчетного периода внепроизводственных расходов (расходов периода) Дебет счета 571 «Итоговый доход (убыток)» Кредит счета 821 «Общие и административные расходы» Кредит счета 811 «Расходы по реализации» Кредит счета 831 «Расходы по процентам»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|