Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытый контент в сети Интернет

 

Приведем некоторые результаты системного анализа явления "открытый контент". Метод открытого контента - возникшее и оформившееся в отдельный институт движение за коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов (знаний, информации, идей). Движение существует в виртуальной среде в виде открытых проектов: электронных энциклопедий и библиотек, веб-журналов, открытых книг и открытых научных публикаций, сетевой литературы, банков идей, дискуссионных форумов и форумов личного опыта, открытых образовательных сред.

Участники проектов создают оцифрованные интеллектуальные продукты, опираясь на представление об информации и знаниях как общественном достоянии.

Открытый контент (open content) - методология генерации и распространения информации и знаний как общественного достояния в открытой среде Интернет и одновременно форма социальной организации в обществе знания. Термин "открытый контент" появился в конце 1970-х годов в связи с распространением методологии открытого программного кода на цифровые продукты через специальные общественные лицензии (Open Public Licenses), разрешающие использование продуктов на определенных условиях (в противовес запретительной парадигме классического авторского права).

Открытый контент представляет собой:

1) методологию (в технологической и социо-технической ее части) производства продуктов интеллектуального творчества и кооперации индивидов на основе внеэкономических ценностей;

2) собственно продукты, созданные на основе указанной методологии (статьи, образы, аудио-файлы, видео, книги, обучающие пособия), публикующиеся в открытом доступе и в формате, который однозначно разрешает копирование и/или дальнейшую модификацию и распространение информации;

3) культуру (ценности, цели и нормы кооперации и самоорганизации), объединяющую участников проектов, задействующих (1) и (2).

Стратегический характер методологии открытого контента обусловлен фактом опоры данного движения не на ценности тактического характера (выгода, взаимная полезность, максимизация прибыли), а на ценность знания как стратегического инструмента воссоздания и преумножения как общественных благ (образованность - главная производительная сила постиндустриального общества), так и генетического потенциала человечества (интеллект создается за счет приобретения знания, и передается следующим поколениям). Данная методология поддерживает приоритеты сохранения и эволюции человеческого рода вне конфессиональной или классовой принадлежности (свобода, творчество, самовыражение, забота, развитие, социальная связность, духовное самосовершенствование, участие в сохранении и воспроизводстве культуры).

Эффективность методологии открытого контента достигается за счет свободного участия в проектах неограниченного числа компетентных участников и поддержания равенства их возможностей. Данный эффект известен из теории принятия решений, когда нахождение наилучшего решения гарантировано, если имеется полное множество гипотез и все гипотезы изначально равноправны.

В силу данного обстоятельства методология открытого контента - эффективный инструмент развития гражданского общества, так как может применяться для выработки рациональных и этичных решений методом общественного дискурса, повышая эффективность разработки процедур и взвешенность результатов.

Социальная значимость методологии открытого контента объясняется ее опорой на ценности кооперации, сотворчества, свободного партнерства, что способствует возрождению сферы производства "общественного достояния", или "общественных благ" и сохранению "сообществ".

Количественный рост приверженцев открытого контента и проектов в разных областях общественного производства, а также энтузиазм участников проектных сообществ, отражают стремление людей в разных странах к реализации социальной энергии, не находящей применения в рамках традиционных иерархических структур и официальных социальных институтов.

Движущие силы и социо-технический характер методологии открытого контента открывают новые возможности для повышения эффективности в области общественного производства по следующим направлениям:

1) Повышение рефлексивности социальных акторов в ходе общественного дискурса, выстраивание стратегических ориентиров развития территорий различного уровня (от местного самоуправления до глобального диалога), профилактики идеологического террора, для экспертизы ситуаций.

2) В развитии открытого образования, - путем создания интеллектуальных продуктов на основе кадровых и материальных ресурсов научных сообществ.

3) Объединение в виртуальные структуры интеллектуального потенциала региональных и отраслевых инновационных и образовательных центров, отдельных ученых, талантливых преподавателей, студентов средствами современной коммуникации в целостное информационное и социальное пространство для придания импульса становлению постиндустриального сектора экономики.

3) В сфере государственного управления и развития гражданского общества - для соединения вертикальных (административных) и горизонтальных (сетевых, локальных) структур, перераспределения управленческих функций между различными уровнями власти (нижние уровни вырабатывают мнение и исполняют принятые решения, осуществляя самоконтроль, верхние этажи власти осуществляют функции зондирования, координации и поддержания процессов), что позволит снять остроту кризиса политического представительства и общественного управления.

4) Для сохранения культурной идентичности и восстановления локальных (этнических и национальных) идентичностей, разрушенных идеологией и практикой модернизации, для поддержания жизни этносов и народов. Средства - общественный дискурс, депозитарии культурного наследия (электронные музей и библиотеки, музыкальные и видео-архивы), интеллектуальные технологии жизнеобеспечения (рейтинги лекарственных средств, технологии рефлексивного самоанализа и построения индивидуальной жизненной траектории, диалоговые средства диагностики типического в психосоматической медицине и т.д.).

5) Для создания виртуального "Дома знаний" с целью развития фундаментальных наук (наука о Земле, о человеке, о космосе) и решения цивилизационных задач, в том числе за счет создания глобальных средств описания и сквозного рубрицирования научной информации по всем предметным отраслям и построения глобальной информационной общественной инфраструктуры.

Направление - преодоление аналитического подхода в науке, целостное описание объектов, феноменов и процессов Вселенной, включая процесс эволюции живого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...