2.2. Границы зон возможных опасностей, предусмотренных СП 165.1325800.2014
2. 2. Границы зон возможных опасностей, предусмотренных СП 165. 1325800. 2014
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. №1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» и требованиями СП 165. 1325800. 2014 проектируемая территория характеризуется следующими параметрами: · В соответствии с исходными данными и требования ГУ МЧС России по Республике Крым. территория размещения объекта не отнесена к группе по ГО. Объект находится вне зон возможных разрушений при воздействии обычных средств поражения на территориях, отнесенных к группам по ГО. · В соответствии с исходными данными местного отдела ГОЧС территорий, отнесенных к категориям по гражданской обороне в районе нет. · В соответствии с перечнем, приведенным в СП 165. 1325800. 2014, проектируемая территория частично находится в зоне возможного химического заражения в результате аварий на ХОО и транспорте, возможного катастрофического затопления в результате аварий на ГОО, в зоне возможных сильных разрушений от взрывов происходящих в мирное и военное время на ПВОО. · В соответствии с перечнем, приведенным в СП 165. 1325800. 2014, проектируемый объект не находится в зонах возможного радиоактивного загрязнения, возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты).
2. 3. Результаты анализа возможных последствий ЧС техногенного характера Химически опасные объекты
Зона заражения АХОВ — это территория, заражённая ядовитыми веществами в опасных для жизни людей пределах (концентрациях). Прогнозирование масштабов заражения территории АХОВ – определение глубины и площади зоны заражения с пороговой концентрацией вещества в атмосфере. Расчеты масштабов зон возможного опасного химического заражения при максимальных по последствиям авариях на ХОО и транспорте проведена в соответствии с Приложением Б СП 165. 1325800. 2014 (для сейсмоопасных районов – общее кол-во АХОВ).
Помимо аварий на автотранспорте перевозящем АХОВ опасность также представляют аварии с автомобилями перевозящими легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин и др. ) и сжиженный газ потребителям. Аварии с данными автомобилями могут привести к взрыву перевозимого вещества, образованию очага пожара, травмированию и ожогам проходящего и проезжающего рядом населения. Рассмотрим следующие сценарии аварийных ситуаций на транспорте (при перевозке СУГ, горючих жидкостей и аварийно химически опасных веществ автотранспортом): аварийный разлив цистерны с АХОВ (аммиак, хлор); аварийный разлив цистерны с ЛВЖ (бензин); аварийный разлив цистерны с СУГ (пропан). Основные поражающие факторы при аварии на транспорте: токсическое поражение АХОВ (аммиак, хлор); тепловое излучение при воспламенении разлитого топлива; воздушная ударная волна при взрыве топливно-воздушной смеси, образовавшейся при разливе топлива. Все расчёты проведены для возможных сценариев аварий с участием максимального количества опасного вещества в единичной емкости. 1) Сценарий развития аварии, связанной с проливом АХОВ на автомобильном транспорте. Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автоцистерны, перевозящей АХОВ (аммиак, хлор) в результате дорожно-транспортного происшествия.
Исходные данные: Таблица 2. 2
Порядок оценки последствий аварий. Расчёты выполняются аналогично расчётам по АХОВ на железной дороге. Результаты расчётов представлены в таблице 2. 3 Характеристики зон заражения при выбросе АХОВ. Таблица 2. 3
Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии, связанной с проливом АХОВ на автомобильном транспорте. Определение времени подхода облака АХОВ к проектируемому объекту Время подхода облака зараженного воздуха к проектируемому объекту зависит от скорости переноса облака воздушным потоком и определяется по формуле (РД 52. 04. 253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»):
где: t – время подхода, час.; Х – расстояние от источника заражения до проектируемого объекта, км; u – скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха, км/ч, определяется по РД 52. 04. 253-90. Состояние атмосферы – инверсия (скорость ветра 5 м/с). В соответствии с РД 52. 04. 253-90 время подхода облака зараженного воздуха к проектируемому объекту от автомобильной дороги – 14, 4 минуты. Время поражающего действия АХОВ зависит от времени его испарения с площади разлива. 2) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением проливов пропана автомобильном транспорте. Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с топливом (в результате ДТП). Над поверхностью разлития образуется облако паров пропана. Воспламенение паров и дальнейшее горение топлива возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: замыкание электропроводки автомобиля, разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д.
Исходные данные: количество разлившегося при аварии пропана V = 8, 55 куб. м (95% от объема цистерны); площадь пролива S = 171, 0 м2. Порядок оценки последствий аварии. Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива может произойти поражение людей тепловым потоком. Болевые ощущения у людей от тепловой радиации возникают при интенсивности теплового воздействия Интенсивность теплового излучения определяется по формуле: , кВт/м2, где Ef – среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени, кВт/м2; Fq – угловой коэффициент облученности; – коэффициент пропускания атмосферы. Эквивалентный диаметр пролива определяется из соотношения: , где – площадь пролива, м2. Расстояние, на котором будет наблюдаться тепловой поток интенсивностью 1, 4 кВт/м2, составляет 81 м. Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на автотранспорте, связанной с воспламенением проливов пропана из автоцистерны. 3) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления на автомобильном транспорте. Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с пропаном (в результате ДТП). Происходит выброс топлива в окружающую среду с последующим образованием топливно-воздушной смеси. Воспламенение, образовавшейся топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д. Исходные данные: количество разлившегося при аварии пропана V = 70, 3 куб. м (95% от объема цистерны); молярная масса СУГ М = 44, 0 кг/кмоль; время испарения Т = 60 мин. Порядок оценки последствий аварии. Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива могут произойти минимальные повреждения зданий. Для минимального повреждения зданий величина избыточного давления соответствует 3, 6 кПа.
Избыточное давление на расстоянии R (м) от центра облака ТВС определяется по формуле: , кПа где Р0 – атмосферное давление, равное 101, 3 кПа; ; VГ – скорость распространения сгорания, м/с; СВ – скорость звука в воздухе, равная 340 м/с; σ – степень расширения продуктов сгорания (для газовых смесей равна) Расстояние, на котором будет наблюдаться величина избыточного давления 3, 6 кПа, составляет 176 м. Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на железнодорожном транспорте, связанной с воспламенением проливов пропана из автоцистерны с образованием избыточного давления. 4) Сценарий развития аварии, связанной с образованием «огненного шара» при разрушении автоцистерны. Исходные данные: масса СУГ, участвующего в аварии М = 4531, 5 кг. Порядок оценки последствий аварии. Поражающее действие «огненного шара» на человека определяется величиной тепловой энергии (импульсом теплового излучения) и временем существования «огненного шара», а на остальные объекты – интенсивностью его теплового излучения. Определим, на каком расстоянии от геометрического центра «огненного шара» люди могут получить ожоги 1-й степени, что соответствует импульсу теплового излучения 120 кДж/м2. Расчёт интенсивности теплового излучения «огненного шара» q, кВт/м2, проводят по формуле: q = Ef ∙ Fq∙ τ, кВт/м2, где Ef – среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени, кВт/м2; Fq – угловой коэффициент облученности; τ – коэффициент пропускания атмосферы. , где Н – высота центра «огненного шара», м; Ds– эффективный диаметр «огненного шара», м; r– расстояние от облучаемого объекта до точки на поверхности земли непосредственно под центром «огненного шара», м. Время существования «огненного шара» ts, с, рассчитывают по формуле: ts = 0, 92∙ M0, 303, где M – масса горючего вещества, кг. Коэффициент пропускания атмосферы τ рассчитывают по формуле: τ = exp[-7, 0∙ 10-4( - Ds/2)]. Импульс теплового потока Q, кДж/м2, определяется по формуле: Q = q. ts. Расстояние, на котором будет наблюдаться импульс теплового потока равный 120 кДж/м2, составляет 161 м. Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на автодороге, связанной с воспламенением проливов пропана из автоцистерны с образованием «огненного шара». 5) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением проливов бензина на автомобильном транспорте.
Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с топливом (в результате ДТП). Над поверхностью разлития образуется облако паров бензина. Воспламенение паров и дальнейшее горение топлива возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: замыкание электропроводки автомобиля, разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д. Исходные данные: количество разлившегося при аварии бензина V = 8, 55 куб. м (95% от объема цистерны); площадь пролива S = 171, 0 м2. Порядок оценки последствий аварии. Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива может произойти поражение людей тепловым потоком. Болевые ощущения у людей от тепловой радиации возникают при интенсивности теплового воздействия 1, 4 кВт/м2 и более. Расчёты выполняются аналогично расчётам по сценарию 1. Расстояние, на котором будет наблюдаться тепловой поток интенсивностью 1, 4 кВт/м2, составляет 62 м. Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на автотранспорте, связанной с воспламенением проливов бензина из автоцистерны. 6) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления на автомобильном транспорте. Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с бензином (в результате ДТП). Происходит выброс топлива в окружающую среду с последующим образованием топливно-воздушной смеси. Воспламенение, образовавшейся топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: замыкание электропроводки автомобиля, разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д. Исходные данные: количество разлившегося при аварии бензина V = 8, 55 куб. м (95% от объема цистерны); молярная масса бензина М = 94, 0 кг/кмоль; время испарения Т = 60 мин. Порядок оценки последствий аварии. Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива могут произойти минимальные повреждения зданий. Для минимального повреждения зданий величина избыточного давления соответствует 3, 6 кПа. Расчёты выполняются аналогично расчётам по сценарию 2. Расстояние, на котором будет наблюдаться величина избыточного давления 3, 6 кПа, составляет 77 м. Проектируемая территория попадает в зону поражающих факторов при возникновении аварии на автомобильной дороге, связанной с воспламенением проливов бензина из автоцистерны с образованием избыточного давления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|