Проблемы профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 При выпуске из детского закрытого учреждения дети-сироты и дети ОБПР должны уметь «строить» и осуществлять свою жизнь самостоятельно поэтому вопрос профессионального и жизненного самоопределения, эффективности и действенности этих процессов чрезвычайно важны на данном этапе. Социальная ситуация становления и развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей обуславливает их специфические личностные качества и поведенческие особенности, которые затрудняют социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов. Исходя из вышесказанного, автором совместно со специалистами ГКУПК «Краснокамский центр занятости» было проведено исследование профессионального самоопределения воспитанников детского дома. Исследование проводилось на базе Краснокамского детского дома Экспериментальная группа включала в себя 101 выпускника. Целью данного исследования выступило: 1) изучение основных структурных компонентов профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2) изучение результата процесса профессионального самоопределения профессиональных намерений и профессионального выбора. В качестве гипотез данного исследования были выдвинуты следующие: для воспитанников детского дома характерно специфическое отношение к будущей профессиональной деятельности – будущая профессиональная деятельность не видится воспитанниками детских домов и школ-интернатов как значимая для собственной самореализации; в процессе профессионального самоопределения в период пребывания в детском закрытом учреждении подростки не занимают субъектной позиции, не активны в самоопределении.
Результаты, проведенного авторского исследования показали, что итогом профессионального самоопределения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей становятся сформированные профессиональные предпочтения, а профессиональный выбор воспитанников детских домов и школ-интернатов подавляющее большинство респондентов (87%) уже сделали, выбрали будущую профессию и имеют четкие профессиональные предпочтения. Остальные 13% опрашиваемых еще не определились с выбором будущей профессии. Анализ мотивации респондентов при выборе профессии показал, что преобладающий мотив выбора профессии и у воспитанников интернатных учреждений – это собственный интерес к профессии (42% опрашиваемых), 31% воспитанников детских домов и школ-интернатов не смогли назвать ни одного мотива, почему ими была выбрана та или иная профессия; 10% опрашиваемых выбрали в качестве основного мотива высокую заработную плату, а оставшиеся 17 % респондентов не определились с мотивом выбора профессии. Относительно работы самосознания в процессе профессионального самоопределения можно сказать, что эта составляющая процесса недостаточно развита у данной категории детей. По результатам исследования воспитанники детских домов и школ-интернатов называют в качестве особо значимых качеств, такие как воля, лидерство, память, физические способности (57 %). Из личностных способностей и качеств менее всего у воспитанников детского дома, школы-интерната развита способность общаться с другими людьми (24 %). Также ниже они оценивают внешние данные, предприимчивость, логичность, координацию движений (19 %). В своих профессиональных намерениях выпускники детских учреждений более ориентированы на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (профессии культурной и научно-технической сферы, образование – 85 %). Профессии, связанные с умственным трудом, а также профессии в сфере торговли и бизнеса менее популярны у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу реалистичности профессиональных намерений выпускников детских домов (15 %).
При выборе профессии большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее важным для себя считают будущую заработную плату (61 %), далее следуют интересы и сходные увлечения (28 %), 9 % опрашиваемых обозначили собственный интерес к выбранной ими профессией, а 2 % опрашиваемых ответили, что у них не было выбора. Относительно информированности о разнообразных профессиях около 58% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали, что они были информированы из различных источников, таких как ГКУПК «Краснокамский центр занятости» (28%), от воспитателей детского дома (15%), от друзей и знакомых (2%), а также в качестве источников были указаны разнообразные ярмарки вакансий (3%) – см. приложение 3. Однако 42% детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали что они не были информированы о тех или иных профессиях, следовательно, можно выделить в качестве проблемы данное обстоятельство. Наиболее важными для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском доме являются разнообразные мероприятия, которые проводятся в детских учреждениях. Они оказывают колоссальное воздействие на профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам исследования 71 % респондентов указали, что данные мероприятия проводились у них в детском доме (например, в детском доме осуществляются программы «Школа жизни». «Поделись своей мечтой», которые направлены на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в профессиональном выборе). 21 % опрашиваемых указали что в их детских домах никаких мероприятий не проводилось, и 8 % респондентов указали что не знают, проводились они или нет. Безусловно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с множеством трудностей в плане профессионального самоопределения и трудоустройства. В качестве основных данная категория детей специалист цзн выделила следующие: низкая правовая грамотность в сфере трудоустройства (19 %); страх перед мошенничеством и обманом (16 %); психологические трудности (травмирование личности самой ситуацией брошенности) (11 %); слабые коммуникативные способности, ограниченность общественных контактов(19 %); отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ) (17 %); недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий) (18 %).
Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы. В силу высокой значимости для воспитанников детских домов профессионального самоопределения и выбора к концу воспитания в детском закрытом учреждении они имеют значимо больше сформированных реалистичных профессиональных предпочтений. Воспитанники детских домов и школ-интернатов ориентированы на более простой, низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (педагогов, воспитателей, медработников, водителей), а также на специальности среднего уровня профессионального образования. Профессиональные предпочтения воспитанников детских домов и школ-интернатов достоверно более соответствуют их профессиональным ценностям, но достоверно менее соотносятся с их личностными качествами, способностями и умениями. Таким образом гипотеза, выдвинутая в начале исследования не нашла своего подтверждения, так как исследование показало что большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимают активную позицию в профессиональном самоопределении.
Заключение Рассматриваемая тема дипломного исследования представляется сложной и неоднозначной, потому что вопрос трудоустройства в нашей стране, стоит очень остро. В настоящее время многие предприятия становятся банкротами и вынуждены закрываться. Вследствие этого появляются новые безработные, но это не единственный вариант, когда человек остается без работы. Ежегодно сотни ПТУ, техникумов, вузов выпускают молодых специалистов, из которых только половина сможет трудоустроиться.
Поэтому, с одной стороны, казалось бы, меры, которые принимает центр занятости по решению проблемы безработицы, довольно эффективны, а с другой напоминают, замкнутый круг. И остается только радоваться за то, что на самом деле намного проще. Но процент трудоустройства с каждым годом повышается, хотя бы на десятую его долю, а процент безработицы колеблется примерно на одном уровне, что позволяет надеяться на то, что рано или поздно проблема занятости будет решена. Нами рассмотрены подробно направления, касаемые содействия трудоустройства молодежи, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всем категориям граждан своевременно оказывается помощь. Особенно приоритетным является оказание всесторонней (содействие в трудоустройстве, консультативная помощь, психологическая поддержка, профобучение) оказывается категории из числа сирот и детей ОБПР. Безусловно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с множеством трудностей в плане профессионального самоопределения и трудоустройства. В качестве основных данная категория детей специалист цзн выделила следующие: низкая правовая грамотность в сфере трудоустройства (19 %); страх перед мошенничеством и обманом (16 %); психологические трудности (травмирование личности самой ситуацией брошенности) (11 %); слабые коммуникативные способности, ограниченность общественных контактов(19 %); отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ) (17 %); недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий) (18 %). В силу высокой значимости для воспитанников детских домов профессионального самоопределения и выбора к концу воспитания в детском закрытом учреждении они имеют значимо больше сформированных реалистичных профессиональных предпочтений. Воспитанники детских домов ориентированы на более простой, низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (педагогов, воспитателей, медработников, водителей), а также на специальности среднего уровня профессионального образования. Профессиональные предпочтения воспитанников детских домов и школ-интернатов достоверно более соответствуют их профессиональным ценностям, но достоверно менее соотносятся с их личностными качествами, способностями и умениями. Таким образом, большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимают активную позицию в профессиональном самоопределении.
Исходя, из вышеуказанного, наиболее необходимыми в направлении работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, мы считаем реализацию следующих мер: - проведение мероприятий по трудоустройству, по окзаанию содействия трудоустройства выпускников детского дома; - повышение пособия по безработице; - усиление мер по поиску вакансий для безработных; - информирование выпускников детского дома об имеющихся вакансиях, курсов профпереподготовки, профобучении и т.д. Необходимо признать сферу молодежной занятости приоритетной частью социальной политики государства, так как молодежь – величайший стратегический ресурс страны. Список использованной литературы Нормативно-правовые документы: 4. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. 5. Конституция Российской Федерации 6. Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39) 7. Семейный кодекс РФ (ст.121—125 и др.) 8. Жилищный кодекс РФ (ст.53, 60, 62). 9. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 10. Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 г. N 40-п. «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»
11. Источники: 12. Адлер, А. Беспризорные дети. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/Ред.-сост. В.С.Мухина. -М.: Просвещение, 2010.-189с. 13. Актуальные проблемы современного детства: Сб.науч.тр.Вып.2 / Под общ. ред. Е.М.Рыбинского. -М.: НИИдетства РДФ, 2003,-120с. 14. Арямов, И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом.-2011,- №1,-145с. 15. Божович, Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.-М.: Изд. Москва, 2008. Разд.1,-223с. 16. Виноградова, В.Е. Особенности межличностных отношений в детском доме и школе-интернате. Дисс.канд. психол. наук. - М., 2011,-123с. 17. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П.Иванова. М.: АПО, 2012,-334с. 18. Галките, Г.И. Изучение влияния семьи на профессиональную направленность учащихся // Проблемы профориентации и профконсультации в школе. -М.: Просвещение, 2013,-269с. 19. Гейжан, Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Автореф. дисс.канд. психол. наук. - Д., 2010,-567с. 20. Гербеев, Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II-III курсов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 2009,-555с. 21. Гербеев, Ю.В. Трудовое воспитание в детском доме // Народное образование, 2009.-№12,-163с. 22. Гордон, A.C. Общественно полезная работа, 2009,-155с. 23. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. 2009,-370с. 24. Добрынин, М.А. Влияние семьи на выбор профессии старшим школьником //Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М.: Просвещение, 2009,-276с. 25. Земляков, А.Б. Профориентационная работа с учащимися на базе педагогических классов // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях / Отв. ред. О.Г.Максимова. Чебоксары, 2011,-159с. 26. Иванова, Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. -М.: Дом, 2003,-221с. 27. Касаткина, Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Автореф. дисс.докт. пед. наук. - М., 2008,-122с. 28. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. Ярославль, 2010,-121с. 29. Кухарчук, A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 2010,-339с. 30. Лиханов, A.A. Дети без родителей: Книга для учителей. М.: Просвещение,2011,-219с. 31. Опыт воспитания в детском доме / Под ред. Г.Я. Арнаутова. М.: Изд-во Волга, 2009,-128с. 32. Осьмак,Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков. -Автореф. дисс.канд. психол. наук. Киев, 2000,-339с. 33. Ошанин, М. О призрении покинутых детей. Москва, - 2010. 34. Павлютенков, Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев: Роднянская школа, 2011,-39с. 35. Профессиональное самоопределение: Учебное пособие / В.Д. Симоненко и др. Брянск, 2011,-390с. 36. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: ИПП - Воронеж: НПО «МОДЭКС», 2009,-111с. 37. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2008,- 264с. 38. Раттер, М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 2007,-С.420. 39. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 2008,-С.59. 40. Толстых,H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 2007.-№3,-С.86. 41. Чистяков, H.H., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Кемерово, 2008,-178с. 42. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 2009,-72с. 43. Юницкий, В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2012,-172с. 44. http://www.depedu.yar.ru (Дата обращения: 2.03.2012) 45. http://www.bagraniki.edu.yar.ru (Дата обращения: 2.02.2012)
Приложения
Приложение 1
Организационная структура ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости»
Приложение 2
Количество трудоустроенных выпускников через ЦЗН
Приложение 3
Степень информированности выпускников Краснокамского детского дома о предоставляемом трудоустройстве из различных источников
Приложение 4
Анкетный опрос
Уважаемые респонденты! Проводится социологическое исследование по теме «Трудоустройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с целью изучения социальных проблем занятости детей сирот. Анкетный опрос является анонимным. Прошу Вас как можно искреннее ответить на вопросы анкеты и не утаивать собственное мнение. Инструкция по заполнению анкеты: Обведите кружком те варианты ответов, которые соответствует вашему мнению. Если в анкете не содержится ответ, который соответствует вашей точке зрения в свободной строке укажите свой (иной) вариант ответа. Ваш пол а) мужской б) женский Ваш возраст а) 14-16 б) 16-18 в) от 18 и больше
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|