Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционное закрепление форм государственного устройства.

Конституция государства определяет название государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых государств.

Основной закон Федеративной Республики Германии.

Статья 20.

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

Конституция Австрийской Республики.

Статья 2.

1. Австрия является федеративным государством.  

2. Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены.

Конституция Бельгии.

Статья 1.

Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ и регионов.

Конституция Португальской Республики.

Статья 6.

Государство является унитарным и уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления.

При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций других государств видно, что форма государственного устройства может закрепляться в конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи (как в конституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, то есть когда в конституции нет прямого указания на форму государственного устройства конкретного государства, но она вытекает из общего текста конституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.).

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной вла­сти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти. Принято различать три основные формы государственного устройства: унитарное госу­дарство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое (конфедерация) госу­дарство (Италия, Испания и др.), но это в основном переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма.

Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные образования которого не имеют статуса государст­венных образований. Оно состоит из администраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, ком­муны и др. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются го­рода, особенно крупные, города и крупные сёла тоже часто имеют статус общин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких, входящих в общину (выборные старосты, со­лтысы – в Польше, кметы в Болгарии). Число звеньев в административно-территориальном де­лении может быть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру и Ту­валу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей, вообще нет админи­ст­ративно-территориального деления, в некоторых странах оно двухзвенное (округа или об­ласти и общины), в иных – четырёхзвённое (Франция). Наиболее распространено трёхзвённое админи­стративно-территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из таких единиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда в них создаются ме­стные органы самоуправления, другие такого статуса не имеют, и в этом случае создаются только ор­ганы местного управления.

Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном государстве могут быть одно или несколько автономных образований. В зависимости от этого различаются про­стые и сложные унитарные государства. В простом унитарном государстве существуют только административно-территориальные единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитар­ных государствах Африки являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.), есть свое­образные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-х годах.

По степени централизации принято различать централизованные и относительно децентрали­зованные унитарные государства (всякое унитарное государство в определённой степени цен­трализованно). В централизованном унитарном государстве на места (в региональные, а ино­гда, в частности, в некоторых развивающихся странах и в общинные звенья) назначаются из центра чиновники, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает в район­ном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо руководят определёнными сферами (по­ли­цией, охраной общественного порядка) и осуществляет контроль за законностью деятельно­сти органов местного самоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либо за­ниматься и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государств нет, в общин­ном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы местного самоуправления, ко­торые нередко сохраняются даже в условиях военных режимов (в современной Нигерии).

В децентрализованном унитарном государстве нет назначаемых на места чиновников, во всех звеньях административно-территориального деления (областного, районного, общинного харак­тера) существуют только выборные органы (советы) или выборные должностные лица. Это ор­ганы (советы) общей или отраслевой компетенции (например, шерифы графств - начальники полиции в штатах США). Советы нанимают или утверждают государственных служащих для управления отдельными отраслями местной жизни (Великобритания и др.). У выборных советов

Существует своя, определённая советом, компетенция, в которую центральные органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушения законов, и то в последнем случае такое вмешательство осуществляется через суд). В России в соответствии с законом об обших принципах местного самоуправления 1995 г. назначенных на места чиновников обшей компетенции быть не должно, органы самоуправления и главы местных администраций изби­раются.

Сказанное выше о централизованном и децентрализованном унитарном государстве относится к субъектам федерации – государственным образованиям (штатам, провинциям, землям и т.д.). Они подразделяются на административно-территориальные единицы. Их устройство может быть централизованным (субъекты федераций в Венесуэле, Индии и др.) и децентрализован­ными (штаты в США, кантоны в Швейцарии, различные субъекты Федерации в России).

Федеративное государство – это государственное устройство, при котором несколько суве­ренных государств или государственных образований образуют одно союзное (федеративное) государство. Термин “федерация” происходит от латинского глагола “federate”- объединять, ук­реплять союзом. Федерация – сложное государство. В отличие от унитарного, которое со­стоит только или в основном из административно-территориальных единиц, составными час­тями фе­дерации являются государства-члены или государственные образования. Они занимают всю или подавляющую часть территории (в некоторых государствах, например в США, наряду с субъек­тами существуют и другие единицы – федеральные территории, федеральные владения, феде­ральный округ, которые управляются особым образом).

Большинство федераций – это крупные или средние государства. В совокупности в федера­циях проживает около трети населения земли. Одни из них созданы на основе союза, объедине­ния независимых государств (например, Танзания в 1964 г. на основе объединения Танганьики и Занзибара), другие образованны «сверху», при принятии конституции на основе автономии со­ставных частей (Пакистан в существующих границах на основе конституции 1973 г.). Отдель­ные федерации строятся с учётом национального, этнического, национально-лингвистического фактора (Индия, Бельгия с 1993 г., Эфиопия с 1994 г.), в иных этот признак не учитывался (США) и не мог быть учтён (ОАЭ). Ещё одна группа федераций сочетает учёт этнических и тер­риториальных моментов. В России, где существуют национальные республики, большинство субъектов федерации образованно по территориальному признаку. В Канаде лишь одна из 10 провинций имеет большинство франко-канадского населения, остальные девять созданы по тер­риториальному признаку (население – англо-канадцы). Наконец, Нигерия специально реоргани­зована таким образом, чтобы ни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общ­ность (племя). Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом её субъектов, но, например, в Индии штаты неравноправны, существует их градация, в России Конститу­ция1993 г. провозглашает равноправие субъектов, но на деле республики имеют свои конститу­ции и гражданство, тогда как области и края принимают лишь уставы и собственного граждан­ства не имеют.

Большую часть территории федеративного государства занимают субъекты федерации. На­ряду с субъектами в состав многих федераций входят и другие территории: федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями, федеральные территории, федеральные владения. Федеральные территории могут находиться под управлением федеральных властей, а могут иметь и ту или иную степень самоуправления. Федеральные владения обычно самоуправления не имеют (за исключением племенных советов в некоторых странах).

Субъекты федераций часто имеют свои конституции, которые они, в отличие от автономий, принимают сами. Субъекты федерации могут иметь своё гражданство, создают своё правитель­ство, возглавляемое избранным губернатором или формируемое партией, победившей на выбо­рах в местный парламент, во главе с главным министром штата (Индия). В штатах США, как и в федерации, коллегии правительства по существу нет, поскольку многие должностные лица штата, как и губернатор, избираются населением и губернатору не подчинены (атторней штата, государственный секретарь штата и др.). В кантонах Швейцарии весь состав правительства из­бирается непосредственно гражданами.

Своя судебная система у субъектов федерации имеется в редких случаях, обычно существует единая федеральная система судов (Россия, Индия и др.). Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют республиканскую форму правления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии – часть субъектов управляется по республиканской системе, но большинство субъектов - монар­хии во главе с султанами. В ОАЭ все семь субъектов имеют монархическую форму правления (их главы - эмиры). Штаты (субъекты) иногда имеют свои символы – герб, флаг, столицу, могут заключать соглашения между собой, но не политического характера (Австралия, Германия, Швейцария). Они могут заключать неполитические соглашения так же и с субъектами федера­ций других государств, с самими государствами. Есть у них и координирующие органы – сове­щания премьер-министров, ассоциация легислатур и др.

Составные части государства, не являющиеся субъектами федерации, своих конституций не имеют. Иногда они создают местные парламенты, которые обычно носят совещательный харак­тер и действуют при назначаемом из центра губернаторе. Владения управляются федеральными органами, «ассоциированные государства» - это единицы, ответственность за оборону которых и их внешние сношения несёт правительство США. Несубъекты федерации, за редкими исклю­чениями, не представлены в верхней палате и иногда посылают одного представителя в ниж­нюю палату с правом совещательного голоса. Некоторые из них бывают представлены в сенате (Бразилия, Нигерия), но с меньшим числом по сравнению со штатами. В последнее время поя­вилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому явля­ется Европейское Сообщество.

Различают симметричные и асимметричные федерации. В состав симметричной федерации входят только субъекты (Германия, Россия), кроме того, симметричная федерация предлагает полное равенство субъектов. Полностью симметричных федерация фактически не существует – во всех из них есть какие-то элементы асимметрии.

Различают также и федерации на основе союза и на основе автономии. Федерациями первого

рода были СССР и прежняя Югославия. Их субъекты считались суверенными, и в конституциях признавалось их право на выход из союза. Правда, в конституции Югославии это положение было сформулировано очень нечётко. В настоящее время ни одна конституция федеративных государств не признаёт государственный суверенитет за штатами.

Регионалистское государство. После второй мировой войны сначала в Италии с принятием конституции 1947 г., затем в Испании, и после изменения конституции Шри-Ланки (1987 г.) воз­никла новая форма территориально-политического устройства государства, которая отличается от сложного унитарного государства (с автономией) и от федерации: региональстское государ­ство.

Территория такого государства состоит из автономных образований. Они могут быть созданы на принципах областной автономии с учётом национальных моментов (в Испании), а могут со­вмещать те и другие черты. В Шри-Ланке, например, это автономия для тамилов, но и другие провинции, населённые сингалами, обладают такими же правами. Автономные образования имеют статуты об автономии, которые утверждаются парламентом (некоторые статуты крупных областей утверждаются парламентом в форме конституционного закона), создают местные представительные органы с правом издания местных законов, но сфера местного законодатель­ства устанавливается конституцией государства или федеральным законом. Имеется свой мест­ный исполнительный орган – комитет, правление и т.д. (его члены не называются министрами), но в каждую автономию назначается представитель центра (комиссар, губернатор). Он контро­лирует законность действий органов автономии, а иногда наделяется и более широкими пра­вами, включая право вето и роспуска органов автономии (Шри-Ланка).

Особыми территориальными единицами публичного характера являются упоминавшиеся ре­зервации, которые в своих внутренних делах управляются племенными советами на основе обычаев и традиций (США, Канада, Австралия, Колумбия и др.), зависимые территории, явля­ются остатками колониализма заморские департаменты и заморские территории Франции, не­большие, преимущественно островные, владения Великобритании. Формой зависимости явля­ются упомянутые выше ассоциированные государства США.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей (экономических, военных и т.д.). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как соз­даваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию госу­дарств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

4.Конституционное закрепление политиче­ского режима. Виды политических режи­мов.

   

4.Конституционное закрепление политиче­ского режима.

Конституция государства определяет название государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...