Конституция Французской Республики.
Статья 1. Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой… Конституция Португальской Республики. Статья 2. Португальская Республика – демократическое правовое государство, основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократических мнений и демократическом политическом плюрализме… Конституция Итальянской Республики. Статья 1. Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Конституция Испании. Статья 1. 1. Испания конституируется как правовое демократическое государство,… Конституция Ирландии. Статья 5. Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством. Основной закон Федеративной Республики Германии. Статья 20. 2. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством. Конституция Великого Герцогства Люксембург. Статья 11. 3. Люксембуржци равны перед законом… Статья 51. В Великом Герцогстве действует режим парламентской демократии. Конституция Австрийской Республики. Статья 1. Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа. Из приведённых выше статей конституций видно, что политический режим государства закрепляется в конституции прямо в определённой статье или её части, т.е имеет нормативный характер. Но есть государства, конституции которых не закрепляют политический режим прямо в конкретной норме, а содержат в своём тексте принципы тех или иных политических режимов (разделение властей, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом и т.д.). Например: Конституция Бельгии. Статья 10. В государстве не существует никаких сословных различий.
Бельгийцы равны перед законом… Статья 36. Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королём, Палатой представителей и Сенатом. Статья 37. Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определённых Конституцией. Конституция Греции. Статья 1. 3. Вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется путём, определяемым Конституцией. Статья 4. 1. Греки равны перед законом. Статья 26. 1. Законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом Республики. 2. Исполнительные функции осуществляются Президентом Республики и Правительством. 3. Судебные функции осуществляются судами, решение которых исполняются от имени греческого народа.
Политический режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической и государственной власти. Различают следующие политические режимы: - демократический; - либеральный; - авторитарный; - тоталитарный. Демократический режим –это способ организации и осуществления государственной и политической власти, когда обеспечивается верховенство народа и в устройстве, и в осуществлении государственной власти, когда народ является единственным источником власти и реализует её непосредственно, а так же через формируемые им государственные органы. Слово «демократия» имеет несколько значений: - Демократия (от греческого слова demos – народ и kratos - власть) дословно переводиться как «власть народа»; - Американский президент Линкольн расшифровал слово демократия как: «Правление народа, избранное народом для народа». - Демократия – способ организации власти. При демократическом политическом режиме народ признаётся источником верховной демократической власти. Суверенитет народа проявляется в том, что именно ему принадлежит учредительная власть, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически их менять, а во многих странах имеет так же право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.
Суверенитет народа – важнейший конституционный признак демократии. При этом следует подчеркнуть,что народ, будучи сложной общностью людей, имеет определённую структуру, состоит из определённых личностей. Признаки демократического политического режима: 1. периодическая выборность основных органов государственной власти. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причём избираются на определённый ограниченный срок 2. свободные выборы предполагают соблюдение следующих условий: свободу выдвижения кандидатур, свободу избирательного права, свободу голосования. 3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству, при их осуществлении, существование легальной оппозиции. В условиях демократического режима главная и естественная обязанность большинства – уважение меньшинства и его права на создание оппозиции. Посредством оппозиции меньшинство, признавая волю большинства, сохраняет возможность открыто отстаивать свою точку зрения, что обеспечивает реальный плюрализм мнений и поиск оптимальных решений общественных проблем. Это делает само большинство неустойчивым и не даёт его победе перерасти в диктат или тиранию. 4. Наличие реально функционирующей многопартийной системы. Демократический режим предполагает беспрепятственную деятельность партий, а так же других общественно – политических объединений, действующих в рамках соответствующего законодательства. Политические партии обеспечивают свободу политического самовыражения различных слоёв и групп, контролируют друг друга, не допуская монополий какой-либо одной политической силы. 5. Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти. Все три ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, и в то же время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной власти. При разделении властей создаётся механизм сдержек и противовесов, каждая из властей как бы уравновешивает друг друга и не даёт одной из них занять господствующие позиции.
6. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получить полное представление о существе рассматриваемого вопроса: право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения. 7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества, формирование правового государства, т. е. право является силой неподвластной колебаниям политической коньюктуры и изменениям в соотношении политических сил. Либеральный политический режим – это переходный режим от недемократического к демократическому. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце 17 начале 18 века. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека (права на жизнь, свободу, частную собственность), а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство либералы рассматривали как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия людей. В работах многих представителей либерализма равенство противопоставлялось свободе, а последняя отождествлялась с владением частной собственности. Основные идеи либерализма: 1. центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы. При феодализме личность была полностью подавлена и подчинена существующему социальному порядку. Выдающиеся мыслители того времени критиковали такое положение вещей. Они утверждали, что общество – это механизм, состоящий из автономных и самореализующихся индивидов, выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Согласно ей, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Понятие свободы либералы противопоставляют понятию «демократия». «Демократическая доктрина – суверенитет народа-утверждают они, абсурдна в силу неопределённости самого термина «народ», прилагаемого к кому и чему угодно, и её реальный смысл тот, который схвачен Токвилем - «тирания большинства». Либерализм отрицает, что демократия способна обеспечить свободу. Демократия, - утверждают они, - ущербна, так как свобода не должна зависеть ни от кого, в том числе и от большинства, поскольку это даёт шанс любому демагогу стать деспотом.
2. В политической области высшей ценностью либералы считают право. Главный тезис – там, где нет законов, нет свободы. Дж. Локк считал, что в основе свободы лежит право на частную собственность и её неприкосновенность. 3. Равенство граждан перед законом. Демократия в одинаковой степени должна служить всем классам и способствовать установлению гармонии интересов различных частей общества. 4. В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», осуждал всякий протекционизм, выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, следящим за порядком и законопослушанием граждан. Авторитарный политический режим – самовластие или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) ли группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). Авторитаризму присущи следующие черты: 1. неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по собственному усмотрению. 2. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой, что бы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. 3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям.
4. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения властей. 5. Отказ от тотального контроля за обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет свои сильные и слабые стороны. К числу слабых прежде всего относится полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможности предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов. К сильным сторонам авторитаризма обычно относят сравнительно высокую способность авторитарной власти обеспечить политическую стабильность и порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. На примере некоторых авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) видно, как авторитаризм продемонстрировал свою экономическую и социальную эффективность, доказал способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть со свободной экономикой, личной безопостностью со сравнительно развитым социальным плюрализмом. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Тоталитарный политический режим – полный (тотальный) контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизни и деятельности общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «totalis», что означает «весь, полный, целый». В политический лексикон его впервые ввёл для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925году. Наиболее характерны тоталитаризму следующие черты: В политической сфере для него характерны: 1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. 2. Неограниченная никакими законами монополия одной партии на власть. Недопущение любого идеологического (неговоря о политическом) инакомыслии. 3. Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. 4. Культ вождя, наделённого практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютно верховную власть, но и «дух нации», её «историческую судьбу» (как в фашизме или нацизме) или «борьбу народа за социалистические или коммунистические идеалы» (как при сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию и народ на основе господствующих отношений и ценностей. 5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод. 6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной жизнью. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка и создание нового типа личности. Кроме того, характерной особенностью тоталитарного режима является высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни. Очевидно, что тоталитарная модель общества является тупиковой, хотя она и обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий для достижения узко ограниченных целей, например, военного строительства или вы период войны. Но, как показывает исторический опыт, тоталитарный режим не в состоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность общества.
1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство Бек, 1995. 448 с. 2. Конституции государств Европейского Союза. Под общей редакцией и со вступительной статьёй директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа Инфра М – Норма, 1997. – 816 с. 3. Политология: Учеб. метод. Пособие/ Сост. И.А. Черкасов.-П 50 Мн.:ЗАО «Веды», 1997.-104 с.
Конституция Республики Беларусь: Научно – правовой комментарий. /Под общ. ред. В. Г. Тихини и др.- Мн.: Беларусь, 1996. – 223 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|