Организация внутриличностных регионов
Обсуждая растущую дифференциацию внутриличностных регионов, мы имели дело с простой взаимозависимостью потребностей, т. е. распространением напряжения. Влияние напряжения в одной системе потребностей на общий уровень напряжения в системах потребностей индивида (Биренбаум, 1930) можно понимать как такое распространение. Процесс сонасы-щения одной потребности с помощью насыщения другой потребности (Карстен, 1928), по-видимому, также имеет характерные черты распространения. Кажется, однако, что существует второй тип взаимозависимости между внутриличностными регионами, который имеет характерные черты организационной взаимозависимости; одна система может занимать положение руководящей потребности, другая — положение руководимой потребности. Индивид может, например, проявлять огромное желание поступить в художественную школу. Эта потребность может вытекать из потребности заниматься искусством и быть управляемым этой потребностью. Потребность поступить в художественную школу может, в свою очередь, создать и регулировать потребность выполнения определенных требований, как, например, подготовка к вступительным экзаменам, а это, в свою очередь,—квазипотребность купить определенные книги в определенном магазине. Другими словами, может существовать иерархия потребностей, так что самая главная потребность управляет одной или более второстепенными потребностями, которые, в свою очередь, господствуют над подчиненными потребностями на следующем, более низком уровне, Часто доминирующая потребность создается комбинацией из более чем одной правящей потребности.. Например, потребность поступить в художественную школу может иметь свой исторический источник в потребности заниматься искусством и в дополнительной потребности зарабатывать на жизнь, для которой работа в школе является подготовкой. Результирующая потребность поступить в художественную школу может стать более или менее автономной (Оллпорт, 1937), т. е. более или менее независимой от потребностей, к которым она восходит. Мы хотим здесь подчеркнуть, что попытка обеспечить удовлетворение одной или более потребностей-источников в данной средо-вой ситуации может создать зависимую потребность. Этот тип зависимости не предполагает распространения напряжения, но здесь одной потребностью управляет другая, одна потребность — инструмент для другой. Другими словами, это организационная зависимость, сходная с зависимостью между моторными систе-
мами и внутриличностными регионами. Иерархия организации онной взаимозависимости между потребностями, по-видимому, усиливается в ходе развития. Организация психологической среды Возрастающая организация психологической среды индивидом не требует много примеров. Простыми примерами такой организации являются использование некоторых частей среды в качестве орудий. Растущий ребенок становится все более способным организовывать таким образом части своей физической и своей социальной среды, и эта организация становится все более сложной, особенно в социальном поле. Приближение к цели посредством обходных путей вместо прямого действия также иллюстрирует способность ребенка разумно организовывать свои действия в отношении все больших границ его психологической среды. Такая организация предполагает уменьшение простой зависимости человека от его ближайшего окружения. Для удовлетворения своих потребностей младенец зависит главным образом от возникающих обстоятельств. По правде говоря, он бы умер, если бы эти благоприятные возможности не обеспечивались взрослым. Растущий ребенок все больше пытается организовать свою среду так, чтобы удовлетворение его потребностей не было оставлено на волю случая. Другими словами, жизненное пространство, содержащее психологическую личность и ее среду, имеет тенденцию становиться все более высокоорганизованной единицей. Такой организации нередко способствуют определенные идеологии и рационализации, которые приводят некоторые противоречащие факты и потребности в психологическую гармонию друг- с другом.
В целом, таким образом, иерархическая организация жизненного пространства увеличивается с возрастом. Такое увеличение можно наблюдать в моторной системе, во внутренних психологических регионах, в отношении моторных к внутренним психологическим регионам и в отношении психологической среды к внутриличностным регионам. Мы можем выразить это изменение с помощью формулы: (6} hier отд (Ch) < hier отд (Ad), где hier отд (Ch) означает степень иерархической организации частей жизненного пространства ребенка, a (Ad) относится к жизненному пространству взрослого. Формула (б) тесно связана с (2). Последняя относится к иерархической организации отдельной единицы поведения, первая — к иерархической организации индивида в целом. Q-1404 То, что число иерархических слоев возрастает в ходе развития, не обязательно означает равномерное увеличение единства человека. Старший ребенок не всегда демонстрирует более гармоничную личность или личность, более строго управляемую одним центром. Скорее, нужно ожидать спуски и подъемы в степени единства человека, в соответствии с чем дифференциация имеет тенденцию время от времени уменьшать единство, а организация — восстанавливать или увеличивать единство на следующих, более высоких уровнях. Степень организационного единства (org uni) на более позднем уровне развития может, следовательно, быть либо больше, либо меньше, чем на более раннем уровне. Мы можем выразить это с помощью формулы: (7) org uni (СЛ) ^ org uni {Ad). По-видимому, существуют большие индивидуальные различия в отношении степени организационного единства взрослого. Наконец, мы можем, вероятно, сделать следующее утверждение в отношении организации. Важность процессов организации (взаимозависимости организационного типа), по-видимому, возрастает в ходе развития относительно важности простой взаимозависимости (типа распространяющегося напряжения):
Подводя итог признакам изменения зависимости различных частей человека (жизненного пространства) в ходе развития, мы представляем схематический рис. 4. Есть четкие указания на уменьшение единства на основе «простой взаимозависимости» определенных частей жизненного пространства и жизненного пространства в целом, являющееся результатом увеличения'дифференциации. В то же время степень иерархической организации этих частей жизненного пространства и жизненного пространства в целом возрастает. Степень единства человека, основанная на «организационной взаимозависимости», неустойчива. СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗМА. Мы упомянули, что в ходе развития воспринимаемая среда становится менее «субъективно окрашенной». То, что воспринимается, в меньшей степени зависит от изменяющихся настроений и потребностей индивида. Этот растущий реализм восприятия особенно заметен в восприятии социальных отношений. Другими словами, реальность и фантазия различаются более четко. Можно было бы рассматривать это развитие просто как выражение Рис. 4. Схематическое представление определенных изменений в ходе развития. Степень единства, основанного на простой взаимозависимости, с возрастом уменьшается; степень иерархической организации увеличивается поэтапно; степень организационного единства варьирует. возросшей дифференциации жизненного пространства, увеличивающейся «дистанции» между Эго и средой и увеличивающейся иерархической организацией. Однако мы, вероятно, должны здесь иметь дело с несколько иным аспектом изменения, а именно с возрастающей кристаллизацией объективного мира в рамках жизненного пространства и возрастающей тенденцией быть реалистичным. Мир психически больного человека может быть так же дифференцирован и организован, как мир нормального человека, но ему может не хватать реализма последнего.
Пиаже (193?) подробно обсуждал растущий реализм мира ребенка, который проявляется в различных стадиях его мышления. Отчасти параллельный процесс в области деятельности показывает, что одно из выдающихся различий между поведением ребенка и взрослого — это то, что ребенок не «экономит» свои действия в такой же степени. Быть продуктивным,* стремиться получить максимальный результат с минимальным усилием — это позиция, типичная для более взрослого индивида. Мы должны здесь иметь дело со специфической организацией в отношении свойств объективного мира. Это изменение можно выразить формулой: (9} real (Ch)< real {Ad), где real (СЛ) означает степень реализма ребенка, a real [Ad) — степень реализма взрослого. Однако мы осознаем, что дети часто в некоторых отношениях более реалистичны, чем взрослые; например, они могут быть меньше ослеплены идеологиями. Поэтому утверждение (Флетчер, 1938) делается ориентировочно, с целью главным образом указать на важный аспект развития. В качестве основных различий в поведении ребенка разных возрастных уровней мы упомянули изменения в разнообразии поведения, в организации поведения, в расширении жизненного пространства, в единстве человека и в степени реализма. Однако мы не хотели сказать, что это все существующие поведенческие изменения, типичные для развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|